Тема 3. Таможенные органы Республики Беларусь

Основные положения таможенного дела в Республике Беларусь.

Таможенное право – это комплексная отрасль права, регулирующая общественные

отношения, связанные с организацией таможенного дела.

Таможенное дело - это совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер

таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в

соответствии с законодательством Республики Беларусь о регулировании

внешнеэкономической деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных

средств через таможенную границу.

Цели таможенного дела:

 - экономическая;

 - регулятивная;

 - правоохранительная.

Таможенные органы.

В целях защиты экономического суверенитета, обеспечения экономической безопасности

Республики Беларусь, стимулирования развития национальной экономики при

осуществлении внешнеэкономической деятельности обеспечения условий эффективной

интеграции экономики Республики Беларусь в мировую экономику Республика Беларусь

осуществляет контроль за внешнеэкономической деятельностью в местах пересечения

таможенной границы Республики Беларусь осуществляют таможенные органы

Республики. Беларусь.

Таможенные органы Республики Беларусь – это органы исполнительной власти, которые

непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела.

Таможенные органы составляют единую систему.

 - ГТК Республики Беларусь;

 - таможни.

Функции таможенных органов закреплены в ст. 10 ТК Республики Беларусь.

В системе таможенных органов функционируют таможенные лаборатории,

исследовательские учреждения, учебные заведения, подведомственные ГТК Республики

Беларусь. Их основное назначение – создавать условия для выполнения таможенными

органами их основных задач и функций.

ГТК Республики Беларусь выполняет не только функции непосредственного руководства

таможенным делом, но и координационные и контрольные функции.

Согласно ст. 9 ТК Республики Беларусь, для проведения экспертиз и исследований

товаров в таможенных целях ГТК Республики Беларусь создает таможенные лаборатории.

В целях проведения исследовательских работ в области таможенного дела, подготовки

кадров и повышения их квалификации в системе ГТК Республики Беларусь действуют

исследовательские учреждения и учебные заведения подготовки кадров и повышения их

квалификации.

ГТК Республики Беларусь создает вычислительные центры, полиграфические,

строительно-эксплуатационные и иные предприятия, деятельность которых способствует

решению задач, возложенных на таможенные органы Республики Беларусь.

Имущество таможенных органов Республики Беларусь, таможенных лабораторий,

исследовательских учреждений и учебных заведений, предприятий, подведомственных

ГТК Республики Беларусь, являются государственной собственностью. Правомочия

собственника по управлению этим имуществом осуществляет ГТК Республики Беларусь.

Указанные имущество приватизации не подлежит.

При приватизации объектов государственной собственности имущество,

используемое исключительно для таможенных целей, обособляются и передаются на

баланс таможенных органов Республики Беларусь.

Если имущество не может быть обособлено в составе приватизационного объекта, оно

определяется в бессрочное безвозмездное пользование таможенными органами

Республики Беларусь. Собственник имущества не вправе изменять условия пользования

этим имуществом таможенным органом Республики Беларусь.

Литература:

Сиротский А.Н. Комментарий Таможенного кодекса Республики Беларусь. Мн.: Амалфея,

2000.

Игнатюк А.З. Таможенное право Республики Беларусь.Мн.: Амалфея, 2002.

Основы таможенного дела: Учебник / Под. Ред. В.Г. Драганова. М.: Экономика, 1998.

Нормативная литература:

«Об утверждении положения о ГТК Республики Беларусь» от 25.01.1995г.

«об утверждении дисциплинарного устава должностных лиц таможенных органов

Республики Беларусь» от 07.05.2001г. № 243. Указ Президента.

Приказ ГТК от 22.06.2001г. № 279 – ОД.

ТЕМА 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ

ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕНУ

4.1. Место и время прибытия товаров на таможенную территорию таможенного

союза

После пересечения таможенной границы лица, в фактическом владении которых на

момент такого пересечения находятся товары, обязаны доставить ввезенные ими товары в

пункт ввоза и предъявить их таможенному органу путем размещения в зоне таможенного

контроля пункта ввоза. При этом не допускается изменение состояния товаров или

нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение

наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.

Меры, принимаемые при аварии, действии непреодолимой силы или иных

обстоятельствах:

-если доставка товаров из места пересечения таможенной границы в пункт ввоза

прерывается, а также если водное или воздушное судно делает вынужденную остановку

или посадку на таможенной территории Республики Беларусь вследствие аварии,

действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих доставке

товаров, осуществлению остановки или посадки в пункт ввоза, перевозчик обязан принять

все меры для обеспечения сохранности товаров, незамедлительно сообщить в ближайший

таможенный орган об этих обстоятельствах, о месте нахождения товаров, а также

перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство

международной перевозки повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место,

указанное таможенным органом.

-расходы, возникшие у перевозчиков или у иных лиц в связи с соблюдением

требований настоящей статьи, таможенными органами не возмещаются.

При прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию

таможенного перевозчик в течение 30 минут после размещения товаров в пункте ввоза

обязан уведомить таможенный орган о таком прибытии путем представления

таможенному органу документов.

Уведомление о прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза.

Перевозчик вправе представить документы таможенному органу до фактического

прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза.

Перевозчик вправе представить документы (часть документов) в форме электронных

документов в соответствии Кодексом таможенного союза.

От имени перевозчика документы и сведения могут быть представлены таможенным

агентом (представителем).

При уведомлении о прибытии перевозчик представляет таможенному органу

следующие документы:

1) при международной перевозке автомобильным транспортом:

документы на транспортное средство международной перевозки;

международную товарно-транспортную накладную;

имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;

2) при международной перевозке внутренним водным транспортом:

общую декларацию;

декларацию о грузе;

декларацию о судовых припасах;

декларацию о личных вещах экипажа судна;

судовую роль;

список пассажиров;

документ, предписываемый Всемирной почтовой конвенцией;

коносамент или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора

перевозки.

3) при международной перевозке воздушным транспортом:

стандартный документ перевозчика, предусмотренный международными

соглашениями в области гражданской авиации (генеральная декларация);

документ, содержащий сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах

(грузовая ведомость);

документ, содержащий сведения о бортовых припасах;

авиагрузовая накладная;

документ, содержащий сведения о перевозимых на борту пассажирах и об их багаже

(пассажирская ведомость);

документ, предписываемый Всемирной почтовой конвенцией.

4) при международной перевозке железнодорожным транспортом:

железнодорожная накладная;

передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав;

документ, содержащий сведения о припасах;

имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары.

Не зависимо от вида транспорта, на котором осуществляется международная

перевозка, при уведомлении о прибытии перевозчик представляет таможенному органу

разрешения (лицензии) уполномоченных государственных органов на ввоз товаров,

ограниченных к перемещению через таможенную границу таможенного союза по

основаниям неэкономического характера при ввозе, если такие разрешения (лицензии) не

представлены таможенному органу до фактического прибытия товаров и транспортных

средств на таможенную территорию таможенного союза.

4.2. Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза.

Убытие товаров с таможенной территории допускается в пунктах вывоза во время

работы таможенных органов в таких пунктах.

В целях убытия товары, вывозимые за пределы таможенной территории

таможенного союза, прибывшие в пункт вывоза, должны быть предъявлены таможенному

органу путем размещения в зоне таможенного контроля пункта вывоза.

Товары, предъявленные таможенным органам в пункте вывоза, находятся в зоне

таможенного контроля такого пункта до завершения в отношении их таможенного

оформления и таможенного контроля, за исключением товаров, в отношении которых

таможенное оформление не производится либо они освобождены от таможенного

контроля.

Убытие товаров допускается с разрешения таможенного органа.

Разрешение на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза

выдается таможенным органов в отношении товаров, помещенных под таможенную

процедуру, допускающие вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза.

4.3.Требования к товарам при их убытии с таможенной территории таможенного

союза

Товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории таможенного

союза в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их

помещения под определенный таможенный режим либо таможенную процедуру,

допускающие вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, за

исключением естественных изменений их качественных и (или) количественных

характеристик при нормальных условиях транспортировки и хранения, а также изменения

количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве.

Лица не несут ответственность за несоблюдение положений настоящей статьи в

случае, если утрата либо изменение состояния товаров произошли вследствие аварии либо

действия непреодолимой силы, а в случаях, предусмотренных техническими

нормативными правовыми актами, действующими в таможенного союза, - при изменении

сведений о количестве товаров из-за погрешности методов измерения.

Наши рекомендации