Человек в магазине сладостей
Деревенский житель приехал в город и увидел магазин со сладостями, полный всяких сортов конфет. Он подошёл к владельцу магазина, указывая пальцем на конфеты. Хозяин спросил:
— Что ты делаешь? Что это значит?
Селянин сказал:
— Я хотел узнать, видишь ты или нет. Весь магазин завален конфетами, а ты не ешь их, поэтому я и подумал, что ты слеп, раз не ешь все эти сладости.
Владелец произнёс:
— Знаешь, я мог бы съесть их, но тогда я страдал бы от очень большого убытка.
Селянин ответил:
— Ну ладно, если ты страдаешь от убытка, не ешь их. Позволь мне страдать, я буду есть их.
Человек под банановым деревом
Однажды человек лежал под банановым деревом, которое было очень-очень большим, но плоды на нём были маленькими.
Возле дерева росло маленькое растение, с которого свисали большие огурцы.
Человеку пришло на ум, что Бог воистину несправедлив к этим созданиям. Очень большое дерево имеет маленькие плоды, в то время как маленькое растение приносит большие плоды.
Пока он размышлял, банан упал с дерева и ударил его по носу. От боли у него выступили слезы, и он был благодарен Богу за то, что на этом дереве не росли большие плоды.
Человек с ношей на пальме
В Индии есть заслуживающий особого внимания класс отрёкшихся. Члены этого класса всегда носят свои немногочисленные пожитки с собой: некоторую утварь и одежду. У них есть только то, что они носят на себе. Они всегда держат эти вещи привязанными к себе, как солдаты на войне.
Один из таких отрёкшихся как-то взбирался на пальму. Финиковые деревья очень высокие. И он взбирался на него, чтобы поесть фиников.
Его спросили:
— Зачем ты берёшь с собой свой багаж, залезая на дерево? Ты можешь оставить его на земле, тебе будет легче взбираться на пальму.
Он ответил:
— Разве ты не понимаешь? Если Бог позовёт меня, а я буду на вершине дерева, то мне придётся возвращаться за своим багажом и затем идти к нему. А так я всегда готов, если он позовёт меня. Я сразу могу идти к нему прямо с дерева, и мне не придётся спускаться за своим багажом. Поэтому я всегда готов.
Четыре дурака
Однажды падишах проводил время в беседе с Бирбалом, и вдруг ему в голову пришла мысль: «На свете нет числа дуракам, но мне хочется увидеть четырёх самых глупых, чтобы глупее их никого не было».
— Бирбал! Сыщи мне четырёх глупцов, да таких, чтобы глупее их никого не было.
Бирбал пошёл исполнять приказ Акбара. Шёл он, шёл по дороге и вышел за городские ворота. Вскоре Бирбалу встретился человек, который не шёл, а бегом бежал. В руках человек держал блюдо со сладостями и бетелем, лицо его светилось радостью.
— Почтенный, куда это ты спешишь, от радости ног под собой не чуя? И кому несёшь все эти вкусные вещи? Задержись ненадолго и открой мне свою тайну, — сказал Бирбал.
Сначала человек отказался, боясь опоздать, но Бирбал стал настаивать, и тот нехотя ответил:
— Я действительно опаздываю, но раз вы так просите, придётся объяснить. Моя жена вышла замуж за другого. Она родила от него ребёнка, и как раз сегодня они празднуют двенадцатый день его рождения (на двенадцатый день исполняются торжественные обряды). Меня пригласили на праздник, и я несу подарки.
Бирбал назвал себя и задержал человека.
— Иди со мной. Когда я отпущу тебя, пойдёшь своей дорогой.
Человек испугался, услышав имя Бирбала, и волей-неволей пришлось ему идти с ним.
Пошли они вдвоём по дороге. В скором времени встретился им человек верхом на кобыле, державший на голове охапку травы. Бирбал спросил у всадника:
— В чём дело, братец, почему ты взвалил груз себе на голову, а не на спину кобыле?
— Видите ли, какое дело, ваша милость, кобыла у меня жеребая, а в такое время её негоже тяжело нагружать. Ведь она уже везёт меня, разве этого мало?
Бирбал и этого человека привёл к падишаху.
— Владыка мира! Вот все четыре дурака и в сборе.
— Но я вижу только двух, — ответил падишах.
— Третий — это вы, ваше величество, которому невесть зачем понадобилось увидеть таких редкостных глупцов, а четвёртый — я, который разыскал их и привёл к вам.
Ответ Бирбала рассмешил падишаха, а когда он узнал о глупых поступках тех двух, то хохотал до слёз.
Четыре охотника и слон
Жили некогда четыре брата, звали их Меткий, Зоркий, Длиннорукий и Большезадый.
Собрались однажды братья охотиться на слонов. Было у них одно ружьё и один патрон. Однако Меткий сказал:
— Я с первого выстрела убью слона, не сомневайтесь.
Сели они в лодку, положили ружьё и патрон на скамеечку и поплыли вверх по реке. Плыли они, плыли, и тут Большезадый качнул лодку. Единственный патрон скатился со скамейки и пошёл на дно. Один Зоркий заметил это.
— Стойте! — сказал он братьям. — Мы уронили в реку наш патрон. Я вижу его на дне реки.
Остановили лодку. А что дальше делать? Тут Меткий и говорит:
— Длиннорукий, это твоя забота! Достань патрон. Иначе нам охотиться не с чем.
Сунул Длиннорукий руку в воду и достал патрон со дна реки. Подул на него и положил на солнце сушиться. А братья взялись за вёсла и поплыли дальше.
Вдруг Зоркий сказал:
— Братья, смотрите! Вон на том берегу в кустах стоит слон.
Меткий охотник зарядил ружьё, вскинул его к плечу, прицелился и выстрелил. Слон упал, поражённый насмерть. И тут Зоркий заметил большую толпу охотников из чужого племени. Они бежали к слону, размахивая копьями, и что-то кричали.
— Братья! — сказал Меткий. — Надо перетащить слона на другой берег и спрятать, а то у нас отнимут добычу. Длиннорукий, это твоя забота!
Привстал Длиннорукий, схватил слона левой рукой за хобот, дотащил до лодки, а потом правой рукой бросил его на другой берег.
Но охотники уже были близко. Они кричали, что это их слон, потому что он жил на земле, где они охотятся. Они кричали, что братья воры, потому что убили слона и перетащили его на тот берег.
— Какой слон? — ответил Большезадый. — Где вы видите слона? Переправляйтесь, ищите. Если найдёте, слон ваш.
Но пока охотники переправлялись через реку, братья успели причалить к берегу. Длиннорукий оттащил слона в яму среди кустов, а Большезадый сел сверху и накрыл своим задом и яму и слона.
Долго рыскали вокруг охотники из чужого племени. Знали они, что братья убили слона, но найти его не могли. А братья сидели вокруг Большезадого и посмеивались.
Наконец устали охотники и ушли ни с чем.
Вернулись братья к себе в деревню и заспорили: кто из них сделал больше всего, кому лучший кусок от слоновой туши достанется.
— Я заметил патрон на дне реки, я увидел на берегу слона и чужих охотников, — сказал Зоркий, — без меня ничего бы вы не добыли!
— Я достал патрон со дна реки, я перенёс слона на другой берег, — сказал Длиннорукий, — без меня бы вам ничего не досталось.
— Я убил слона одной пулей, — сказал Меткий, — если бы не я, вам нечего было бы и делить.
— А я сел на слона и спрятал его, — сказал Большезадый, — если бы не я, охотники из чужого племени отняли бы нашу добычу, и тогда выходит, Зоркий зря смотрел, Длиннорукий зря тратил силы, а Меткий зря стрелял. Остались бы мы ни с чем!
Долго спорили братья и наконец решили пойти к вождю. Каждый доказывал, что сделал больше других. Выслушал вождь всех братьев и сказал:
— Все вы сделали, что могли, на этой охоте. Но слон — самый большой зверь на земле, и тот, кто сумел сесть на него и скрыть его от глаз охотников своим задом, — сделал больше всех. Такое не каждый может!