Национальное законодательство
Основные источники международного торгового права - национальное законодательство, международные договоры и международные обычаи. Национальное законодательство представлено внутригосударственными актами, регулирующими комплекс правоотношений по международным коммерческим контрактам.
В России к числу таких актов относится Федеральный закон от 8 декабря 2003 года 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в ред. от 22 августа 2004 года.), целями которого являются обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защита экономических и политических интересов России (п.1 ст.1). Закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также непосредственно связанным с такой деятельностью (п.2 ст.1).
Под внешнеторговой Закон понимает деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (п.4 ст.2). Закон закрепляет несколько основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности:
1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности;
3) единство таможенной территории РФ;
4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);
5) обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам и осуществление возникающих из этих договоров прав РФ;
6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить такие меры;
7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике РФ;
10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории РФ.
Закон устанавливает строго ограниченный перечень методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включающий:
- таможенно-тарифное регулирование (путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин);
- нетарифное регулирование (путем введения количественных ограничений и иных запретов, а также ограничений экономического характера);
- запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
- меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.
Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются (ст.12).
Закон вводит разграничение государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области внешней торговли товарами (гл. 5), услугами (гл. 6), интеллектуальной собственностью (гл. 7);
- устанавливает особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности в форме приграничной торговли и в свободных экономических зонах (гл. 9);
- определяет мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности (в форме кредитования участников внешнеторговой деятельности;
- функционирования систем гарантий и страхования экспортных кредитов; организации торговых выставок, ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций; проведения кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки) (гл. 11);
- регулирует особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия России в международных санкциях, поддержания равновесия платежного баланса России, применения мер валютного регулирования, а также ответных мер (гл. 8).
Согласно ст.27 Закона для защиты экономических интересов российских производителей товаров могут вводиться специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Данный вопрос регулируется отдельным Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", устанавливающим детальные требования к применению и общие принципы применения специальных защитных мер вводимых по решению Правительства РФ.
Под ними понимаются меры по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины (гл. 2);
- антидемпинговые меры по противодействию демпинговому импорту посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером (гл. 3);
- компенсационные меры, под которыми понимаются меры по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером (гл. 4).
Международные договоры
Международные договоры как источник международного торгового права объединяют большой массив документов как регионального (в рамках интеграционных группировок государств), так и универсального характера.
К числу региональных договоров можно отнести заключенную государствами - членами Европейского союза Римскую конвенцию 1980 года о праве, применимом к договорным обязательствам, которая содержит унифицированные коллизионно-правовые нормы, позволяющие выбрать соответствующую правовую систему для регулирования контрактных обязательств сторон, включая коммерческие сделки.
Региональный характер имеет также и Межамериканская конвенция 1994 года о праве, применимом к международным контрактам, принятая на пятой Межамериканской конференции по международному частному праву и содержащая унифицированные коллизионно-правовые нормы в области международного коммерческого права.
К числу региональных договоров в области международного торгового права относятся заключенные государствами - членами СНГ Ташкентское соглашение 1992 года о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности и Киевское соглашение 1992 года об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников СНГ, которые заложили основы правового регулирования международных торговых отношений в рамках СНГ.
Важнейшим договором универсального характера в области международного торгового права выступает Венская конвенция ООН 1980 года о договорах международной купли-продажи товаров, проект которой был разработан ЮНСИТРАЛ.
Конвенция представляет собой результат унификации материально-правовых норм, регулирующих коммерческие сделки, причем такая унификация носит истинно универсальный характер. Конвенция вступила в силу 1 января 1988 года и в настоящее время число ее участников превышает 60 государств. СССР присоединился к ней в мае 1990 года, с 1 сентября 1991 года положения Конвенции приобрели для Советского Союза характер юридических обязательств.
После распада СССР участницей Конвенции стала Россия в результате международного правопреемства. Конвенция представляет собой попытку объединить подходы романо-германской (континентальной) и англосаксонской правовых систем, и именно этот факт обусловил не всегда последовательный и одномерный характер ее норм.
Следует отметить, что подавляющее большинство норм Конвенции носит диспозитивный характер, что означает возможность отступить от их содержания по взаимному согласию сторон конкретного международного коммерческого контракта.
Конвенция разрешает ряд вопросов, имеющих принципиальное значение в сфере международного торгового оборота. К ним относятся:
- юридическое понятие договора международной купли-продажи товаров (международного коммерческого контракта);
- порядок заключения таких контрактов между отсутствующими сторонами;
- форма контрактов;
- основное содержание прав и обязанностей продавца и покупателя;
- ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов.
Участие государств в Венской конвенции ООН 1980 года предопределяет применение ее норм к отношениям по международному коммерческому контракту, если таковой относится к сфере ее действия, стороны не исключили ее применения на основании ст.6 Конвенции и коммерческие предприятия сторон контракта находятся в государствах - участниках Конвенции.
Если же основное место деятельности одной из сторон международного коммерческого контракта находится в государстве, не участвующем в Конвенции, такой контракт подпадает под ее действие лишь в случаях, когда по соглашению сторон или в силу коллизионной нормы применимо право государства - участника Конвенции.
К общим принципам Конвенции, в частности, относятся:
- свобода договора;
- диспозитивность положений Конвенции;
- необходимость соблюдения добросовестности в международной торговле;
- презумпция действия применяющегося в соответствующей области торговли обычая;
- связанность сторон установившейся практикой их взаимоотношений;
- сотрудничество при исполнении обязательств;
- применение критерия "разумности";
- возможность требовать при нарушении обязательств реального исполнения, однако с приоритетом эквивалентного возмещения;
- разграничение нарушений на существенные и несущественные с предоставлением потерпевшей стороне в отношении первых более широких прав, включающих отказ от контракта.
Венская конвенция ООН 1980 года не регулирует такой важный вопрос в области международного коммерческого права, как исковая давность. Институт исковой давности получил самостоятельное закрепление в отдельном нормативно-правовом акте, также разработанном в рамках ЮНСИТРАЛ, - в Нью-Йоркской конвенции ООН 1974 года об исковой давности в международной купле-продаже товаров. СССР не участвовал в этой конвенции, Россия также ее не ратифицировала.
Следовательно, к отношениям по международным коммерческим контрактам с участием российских юридических и физических лиц применяется не специальный срок исковой давности, установленный Конвенцией (4 года), а общий срок исковой давности, который определяется применимым национальным правом (по российскому законодательству - 3 года).
Нью-Йоркская конвенция ООН 1974 года была изменена Протоколом 1980 года, принятым одновременно с Венской конвенцией ООН 1980 года с целью приведения ее положений в соответствие с нормами последней. В настоящее время в измененной версии Нью-Йоркской конвенции ООН 1974 года участвуют около 20 государств.
Гаагская конвенция 1986 года служит дополнением Венской конвенции ООН 1980 года и определяет право, применимое к международным коммерческим контрактам, когда стороны таких контрактов имеют коммерческие предприятия на территории разных государств.
Кроме того, Конвенция содержит принципы для регулированиия трех важных аспектов, предваряющих основной вопрос о применимом праве, которые затрагивают:
1) наличие и материальную действительность самого соглашения сторон о выборе применимого права;
2) наличие и материальную действительность международного коммерческого контракта или его условий;
3) формальную действительность международного коммерческого контракта.
Международная практика выработала ряд институтов:
– база поставки (ФOБ, СИФ и т.д.);
– документарные аккредитивы, инкассо, банковская и специальная гарантия.
К международным типовым договорам относятся: типовые контракты; общие условия сделок; руководства по заключению контрактов (договоров).
На формуляре типового контракта находится текст договора, в котором заполняются определенные разделы, и договор вступает в силу после подписания формуляра.
Общие условия сделок могут стать составной частью договора посредством ссылки на данные условия в тексте договора.
Руководство по заключению контрактов содержит различные советы и варианты текстов договоров и является всего лишь рекомендацией.
Обычно типовые контракты разрабатываются крупными участниками международного торгового оборота – профессиональными объединениями субъектов международной торговли или международной организацией. В настоящее время наибольшее значение имеют типовые контракты и общие условия сделок, разработанные Европейской экономической комиссией ООН:
– Типовые контракты продажи зерна – 1957, 1958, 1961 гг.;
– Общие условия экспорта инвестиционных товаров - 1955 и 1957 гг.;
– Общие условия купли-продажи для импорта и экспорта потребительских товаров длительного пользования – 1962 г.;
– Рекомендации по заключению контрактов наиболее сложных видов сделок: 1969 г. – по ноу-хау в области машиностроения; 1973 г. – по строительству крупных промышленных объектов;
– 1974 г. – по заключению международных договоров промышленной кооперации.
10.2.2. Региональное международное законодательство (на примере ЕС и СНГ)
В рамках ЕС проводится гармонизация и унификация права, создается общее право при помощи:
– классических международных договоров (конвенций);
– актов, принятых органами ЕС.
Их имеется три вида: положения, директивы и решения.
Положения – установленные нормы права, действующие во всех государствах ЕС.
Директивы действуют в рамках ЕС, но оставляют государствам право имплиментировать нормы директив в свое национальное законодательство, только таким образом они становятся законодательством.
Решения являются административными актами, а не нормами права. Могут предписывать или запрещать какому-либо государству совершать определенные действия.
Суд Европейского сообщества вправе толковать акты ЕС и таким образом участвует в формировании правовой системы ЕС.
В 1968 г. принята Брюссельская конвенция об юрисдикции и признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам.
В 1980 г. – Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам.
В рамках СНГ основной правовой базой являются многосторонние и двусторонние договоры участников СНГ; кроме того, СНГ в лице ее органов принимает: решения, протокольные решения, протоколы. Однако эти документы не носят наднационального характера (воля государств формируется через договоры).
Рекомендательные законодательные акты СНГ принимаются Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ. Они представляют собой модельные законы, которые рекомендуются государствам к принятию.
В 1994 г. принята I часть модельного ГК; в 1995 г. – II часть; в 1996 г. принят Рекомендательный акт «Об акционерных обществах».
В 1992 г. принято Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников СНГ. В нем установлены: порядок заключения, изменения и расторжения договоров, связанных с межгосударственными поставками товаров (порядок прикрепления поставщиков к покупателям).
В марте 1993 г. – Соглашение о согласовании антимонопольной политики.
В декабре 1993 г. – Договор о проведении согласованной антимонопольной политики.
В марте 1992 г – Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности.
В январе 1992 г. – Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, уголовным и семейным делам.
В марте 1998 г. – Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территории государств участников содружества.
Международные обычаи
Кроме национального законодательства и международных договоров к числу источников международного коммерческого права относятся и международные обычаи, занимающие в иерархии таких источников весьма значительное место.
Международный торговый обычай характеризуется в научной литературе как единообразное правило поведения, сложившееся в практике международной торговли в результате неоднократного воспроизведения одних и тех же действий, т.е. как единообразная международная обычно-правовая норма гражданско-правового характера.
Для квалификации правила в качестве международного торгового обычая необходимы два обстоятельства:
1) устойчивая единообразная практика международной торговли;
2) санкционирование государством такой практики, а именно возникающего на ее основе правила поведения.
Международный торговый обычай, как, впрочем, и любой источник права, характеризуется двумя признаками: нормативностью, т.е. применением к неопределенному кругу субъектов, и общеобязательностью, т.е. общепризнанностью такой нормы в качестве юридически обязательного правила поведения.
Как правовая норма обычай должен быть широко известен, ибо в противном случае сторонам придется доказывать его существование. Вместе с тем неписаный характер обычая ставит массу вопросов в отношении его единообразного толкования и применения.
Систематизацию обычаев и обыкновений международной торговли проводит Международная торговая палата (МТП), которая фиксирует их в письменной форме, издавая сборники унифицированных правил, обычаев и практики в виде отдельных публикаций.
Такие сборники самостоятельной юридической силы не имеют, но применяются при наличии ссылки на них в контракте.
В научной литературе подобные акты именуются торговыми обыкновениями, основная характеристика которых состоит в том, что правила, в них содержащиеся, считаются входящими в состав волеизъявления сторон по сделке в случае их соответствия намерениям последних.
В теории международного торгового права одним из важнейших считается вопрос о соотношении таких категорий, как торговый обычай, обычай делового оборота и национальное законодательство.
Статья 5 части первой Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 года в редакции от 21 июля 2005 года (далее - ГК РФ)* содержит дефинитивную юридическую норму, определяющую понятие "обычай делового оборота", под которым понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Кроме того, согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Исходя из этого в науке гражданского права справедливо замечено, что "обычай делового оборота" следует понимать как не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т.е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения.
В постановлении Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" говорится, что под обычаем делового оборота следует понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т.е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например, традиции исполнения тех или иных обязательств и т.п.(п.4).
Согласно российскому праву обычаи делового оборота применяются только в той части, в которой они не противоречат императивным нормам гражданского законодательства или договору, причем в договорных отношениях перед обычаем имеют приоритет и диспозитивные нормы закона (п.2 ст.5; п.5 ст.421 ГК РФ).
В силу п.2 ст.427 ГК РФ как обычаи делового оборота к отношениям сторон применяются примерные условия, разработанные для договоров соответствующего вида и опубликованные в печати, если в договоре нет ссылки на эти условия.
В силу ст.431 ГК РФ обычаи делового оборота входят в число обстоятельств, которые должны учитываться судом или третейским судом для определения содержания договора при выяснении действительной общей воли его сторон, из чего можно сделать вывод, что отечественным законодательством обычаи делового оборота отнесены к подразумеваемым условиям, которые стороны должны иметь в виду при заключении договора.
Два главных основания применения обычаев:
– воля сторон (включая текст обычая в договор – интерполяция);
– использование государственным судом или арбитражем, если обычай признан в качестве источника регулирования отношения сторон по договору.
Унификация и гармонизация в области международной торговли в части обычаев торгового оборота осуществила созданная в 1919 г. Международная торговая палата (МТП), которая находится в Париже. Ею разработан ряд документов:
Применительно к международным торговым обычаям в качестве документа МТП следует указать ИНКОТЕРМС -1990 в редакции 2000 года. Этот документ содержит Международные правила по унифицированному толкованию торговых обычаев и терминов, существующих и применяющихся в области международной торговли, однако их фиксация в письменном виде в качестве публикации МТП не означает придания им письменной формы в юридическом смысле, так как МТП, будучи международной неправительственной организацией, не обладает правом проводить кодификацию правовых норм. Эти правила регулируют так называемую базу поставки, т.е. распределение между продавцом и покупателем расходов и иных обязанностей, относящихся к перевозке, страхованию, принятию риска случайной гибели товара в процессе транспортировки. Эти правила применяются как в случае отражения их в договоре, так и в случае применения их судом.
Кроме этого в рамках МТП разработаны:
– В 1993 г. – Обновленные правила и обычаи документарных аккредитивов;
– В 1977 г. – Единообразные правила, касающиеся договорных гарантий (новая редакция – 1990 г.);
– В 1966 г. принят Международный кодекс рекламы и т.д.
Юридическая возможность существования и применения ИНКОТЕРМС заложена в принципе диспозитивности регулирования прав и обязанностей по внешнеэкономической сделке.
В России ИНКОТЕРМС рассматриваются в качестве неофициальной кодификации, не имеющей самостоятельной юридической силы (юридическое значение имеют лишь положения контракта, содержащего ссылку на ИНКОТЕРМС.
Однако, не обладая самостоятельной юридической силой, такие акты оказывают значительное влияние на регулирование отношений с участием предпринимателей, порой даже большее, чем принятые в той или иной стране официальные источники права.
Также следует отметить, что постановлением правления Торгово-промышленной палаты РФ от 28 июня 2001 года N 117-13 ИНКОТЕРМС признаны в России в качестве торгового обычая.
Значение этого события усиливает п.6 ст.1211 части третьей ГК РФ от 26 ноября 2001 года в редакции от 2 декабря 2004 года, который гласит, что если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, при отсутствии в договоре иных указаний считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев делового оборота, обозначенных соответствующими торговыми терминами.