Понятие договорных связей и их структуры

Процесс продвижения товаров от производителей к потребителям регулируется как законодательством, так и договорами.

Каждое предприятие для обеспечения своей деятельности формирует собственную систему договорных связей. В этой системе существует определенная иерархия договоров. Они могут быть как регулярными, так и эпизодическими, основными и вспомогательными.

Структура основных связей определяет профиль и содержание деятельности фирмы, решающим образом влияет на внутреннее построение фирмы, численность ее персонала, распределение обязанностей.

В рамках системы договорных связей существует тесная взаимозависимость договоров по основной деятельности и всех вспомогательных договоров, содействующих осуществлению первых. Рассмотрим это на следующем примере.

По каждому среднему и крупному договору необходимо составлять сетевой график, в котором отображаются графически все участники и все этапы работ по выполнению обязательств основного договора.

На базе совокупности сетевых графиков формируются задания подразделениям фирмы по месяцам, неделям и дням.

Особенности договорных отношений возникают при привлечении к выполнению основного договора соисполнителей. Генеральный исполнитель привлекает субисполнителей, с которыми, в свою очередь, заключаются договоры. Ответственность за выполнение работ соисполнителями перед генеральным заказчиком несет генеральный исполнитель. Такой порядок принимается, когда силами генерального исполнителя всю работу не выполнить и требуется привлечение сторонних специалистов (дешевле и с лучшим качеством). Таковы отношения принципалов с агентами, привле­кающими по договорам субагентов; комитентов с комиссионерами и субкомиссионерами и др. В отдельных случаях для привлечения субисполнителя требуется согласие заказчика.

Порядок связей по реализации товара на основе отдельных договоров бывает двух видов:

– прямые связи – между изготовителями и потребителями товаров (для предпринимательских и хозяйственных нужд);

– связи с участием промежуточных организаций – здесь несколько договоров составляют договорную цепочку.

Функции посреднических организаций

Посреднические организации могут выполнять разные функции:

– закупку крупных партий и дробную их распродажу мелкими партиями;

– покупку партии в одном месте и продажу ее совсем в другом.

Такая договорная цепочка составляет на практике от 3 до
5 звеньев (90% малых предприятий являются торговыми или торгово-посредническими).

Обстоятельства, которые влияют на выбор варианта связей (прямых или посреднических):

– привлечение посредника снимает заботу о реализации товара, поиске покупателей, подборе партий, отгрузках во множество адресов;

– убыстряются расчеты за товар;

– сейчас в России посредники менее требовательны в вопросах ассортимента, качества продукции;

– цена оптовой продажи посреднику ниже, чем заплатит потребитель.

Размер посреднических наценок в настоящее время составляет от 22 до 32%, а иногда намного больше.

Необходимо производить расчет преимуществ и их стоимости.

Для потребителей в обстановке сохраняющегося монопольного положения изготовителей и крупных посредников возможности выбора структуры связей ограничены.

Перед ними по-прежнему стоит проблема выбора: напрямую от изготовителя или от посредника.

Существует несколько вариантов заключения договора с посредником:

– транзитная отгрузка (товар по указанию посредника поступает потребителю;

– складская отгрузка (от производителя – на склад посредника – потребителю).

Какие преимущества дает складская отгрузка?

– нет необходимости потребителю создавать запасы товара (экономия финансовых средств);

– нет необходимости в складских помещениях, в расходах на хранение;

– дополнительные услуги, которые способен оказывать посредник (подборка ассортиментных групп товара, составление комплектов изделий, производимых разными изготовителями; предпроизводственная подготовка материалов – раскрой, изгиб, нарезка; расфасовка и упаковка);

– можно получать запчасти для снятого с производства оборудования.

Пока эти возможности посредниками используются слабо.

Наши рекомендации