Практическая работа № 16: Разбор ситуаций, возникающих при продаже товаров потребителям. Использование Закона «О защите прав потребителей».
Цель: Научиться решать конфликтные ситуации, исходя из правил, установленных Законом о защите прав потребителей и Постановлением Правительства №55. Закрепить знания обучающихся по использованию Закона «О защите прав потребителей». Развивать компетенции ОК 1, ОК 3,ОК 4, ОК 5, ОК 7, ПК 2.3
КМО: Закон «О защите прав потребителей», постановление Правительства РФ №55, задания к практической работе.
Задание 1: Внимательно изучите ситуацию и решите ее, исходя из требований Закона о ЗПП и постановления Правительства РФ №55
№ | Ситуация | Ответ | Обоснованный комментарий |
п р и м е р | Приобретен телевизор «Самсунг» 12 сентября. Стоимость 11000 рублей. Гарантия 3 года. 30 сентября обнаружилось, что кнопка выключателя на панели западает | ||
Имеет ли право покупатель на расторжение договора купли-продажи | нет | Ст. 18 п 1. Расторжение договора по технически-сложным товарам в течение 15 дней с момента приобретения | |
В случае ремонта телевизора обязан ли продавец предоставить аналогичный товар | да | Ст.20. На период ремонта по требованию потребителя | |
За чей счет осуществляется доставка товара в сервисный центр | За счет продавца | Ст.18 п7. Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца | |
В. купил кожаную куртку, с которой через неделю частично облезла краска. Он хотел ее вернуть, но потерял кассовый и товарный чек. Продавец, не оспаривая того обстоятельства, что куртка действительно ненадлежащего качества, возвращать деньги без чеков отказался. | |||
1.1 | Правомерны ли действия продавца? | ||
1.2 | Какие действия должен предпринять в такой ситуации гр. В? | ||
На сезонной распродаже приобретены туфли со скидкой 50%. В результате носки выяснилось, что краска на коже смывается. Продавец отказывается принять товар назад, ссылаясь на продажу товара со скидкой |
2.1 | Прав ли продавец | ||
2.2 | В течение какого периода покупатель может обратиться с претензией | ||
Покупатель приобрел сапоги зимние стоимостью 4700 рублей 20 сентября. Гарантийный срок 3 месяца. 15 ноября сломался каблук. Покупатель по своей инициативе провел экспертизу за свой счет стоимостью 400 рублей | |||
3.1 | До какого периода данные сапоги будут находиться на гарантийном обслуживании | ||
3.2 | В течение какого периода продавец обязан вернуть деньги | ||
3.3 | Имеет ли право покупатель на возмещение затрат на проезд вследствие замены товара | ||
Приобретена рисоварка «Ландент» пр-во Китай. Техническая информация китайском языке. Продавец объяснил правила эксплуатации устно при продаже товара. В результате неправильной закладки продуктов, рисоварка перегорела | |||
4.1 | В какой период продавец обязан принять претензию покупателя | ||
4.2 | Имеет ли право покупатель на замену товара на аналогичный | ||
4.3 | В какой период должна быть осуществлена замена товара при условии, что товар аналогичной марки имеется в магазине |
Задание 2:
Ситуации, которые вы должны решить и дать ответ, опираясь на статьи Закона «О защите прав потребителей».
Ситуация № 1
Покупательница приобрела в магазине крем для лица. Вечером нанесла его на кожу, а утром обнаружила, что лицо отекло и покрылось красными пятнами. Покупательница попыталась вернуть некачественный товар в магазин, но там его не взяли, мотивируя это тем, что проданный товар обмену и возврату не подлежит, о чём имелась табличка. Правы ли в этом случае продавцы?
Ситуация 2
Светлана в апреле на сезонной распродаже в одном из магазинов Ухты купила зимние сапоги. На коробке сапог указано, что гарантийный срок - 70 дней. Надев сапоги в конце ноября в дождливый день, Светлана обнаружила, что они протекают из-за отклеившейся подошвы. Продавец отказался вернуть Светлане деньги за обувь. Прав ли продавец? Обоснуйте свой ответ.
Ситуация 3.
Наталья Николаевна купила сыну ботинки. Когда сын их надел, то оказалось, что ботинки велики и фасон их не понравился подростку. Можно ли вернуть ботинки в магазин, если с момента покупки прошло 10 дней, но ботинки подросток не носил, и сохранилась упаковка товара?
Ситуация 4.
Максим купил джинсы. Поскольку он ранее уже покупал одежду этой фирмы, Максим без примерки взял джинсы того же размера, что и месяц назад. Срезав дома все товарные ярлыки, он обнаружил, что джинсы ему малы. В магазине Максиму отказали обменять купленный товар. Прав ли продавец магазина?
Ситуация 5.
Покупательница приобрела холодильник, который сломался через 19 месяцев при гарантии 2 года. Она сдала холодильник в гарантийную мастерскую, где его из-за отсутствия запчастей ремонтировали 6 месяцев. А потом требовали оплаты ремонта под предлогом, что гарантийный срок холодильника кончился. Работники мастерской в данной ситуации не правы дважды. Докажите это.
Ситуация 6.
Валентина Алексеевна некоторое время назад купила стиральную машину зарубежного производства. В инструкции были описаны только 4 программы работы машины из 10, причём ясно изложены были только 3 описания. Ни установщики, ни работники сервисного центра объяснить, как работают некоторые программы, не могли. В магазине сослались на то, что изготовитель предоставил информацию на русском языке, а дополнительную информацию магазин предоставлять не обязан, т. к. это делает производитель и за дополнительную плату. Прав ли магазин?
Ситуация 7.
Мария Петровна купила в магазине пылесос. При пустом пылесборнике пылесос работал хорошо, но после заполнения процентов на 10-20 пылью отключался. В магазине согласны расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги, но матерчатый мешок, который Мария Петровна купила там же дополнительно к пылесосу, назад не берут. А ей он без пылесоса этой марки, естественно, не нужен. Прав ли продавец?
Ситуация 8.
В ювелирном магазине девушка купила золотой браслет. Когда дома она стала его примерять, браслет разломился, а внутри оказался какой-то другой металл. В магазине товар обратно не приняли, ссылаясь на то, что бирка на товаре нарушена. Покупатель в соответствующих органах за свой счёт провела экспертизу, которая установила, что браслет изготовлен из сплава меди и золота. Продавец заставила менеджера позвонить поставщику и при этом предъявила акт экспертизы. Факт подделки был доказан, а покупателю вернули деньги.
Ситуация 9.
Елена Алексеевна купила мясорубку стоимостью 3100 рублей со сроком гарантии 1 год. Через 3 месяца мясорубка вышла из строя и была сдана в сервисный центр, где находилась 24 дня. В сервисном центре Елене Алексеевне выдали акт технического состояния о заводском браке. Однако в магазине выплачивать деньги отказались, объяснив, что у магазина новый директор, который не несёт ответственности за товары, проданные до его назначения. Прав ли магазин? Обоснуйте свой ответ.
Ситуация 10.
Покупатель прибрёл электрическую зубную щётку. После 3 дней пользования, требует у продавца заменить ему товар на аналогичный, но другой формы. Продавец отказывает ему. Прав ли продавец?
Ситуация 11.
Покупательница купила в магазине «Клеопатра» дорогой крем-лифтинг фирмы «Лореаль». Придя домой обнаружила, что срок годности крема истекает через 3дня. Имел ли право продавец продавать данный товар?
Ситуация 12.
Во время предпраздничной торговли покупатель приобрела подарочный набор в упаковке с целлофановой обёрткой. Проверить содержимое упаковки покупателю отказали. Правильно ли это?
Ситуация 13.
Иванов купил корейский телевизор, к которому приложена инструкция только на корейском, английском и японском языках. Фирма предложила Иванову сделать перевод за 50 долларов. Опишите права покупателей в данной ситуации.
Ситуация 14.
Полина на летней распродаже в магазине модной одежды купила платье без примерки. Надев купленное платье первый раз, она обнаружила, что после носки на теле остаются следы краски. В магазине платье не приняли, так как товар был куплен на распродаже и, к тому же, Полина потеряла чек. Какие права имеет в данном случае потребитель, а какие - продавец?
Ситуация 15.
Ольга увидела в каталоге фирмы костюм, о котором давно мечтала. Через две недели Ольга получила посылку, оплатив заказ и его доставку. Костюм из посылки разочаровал Ольгу, так как он оказался ей совсем не к лицу. Какие права имеет в данном случае потребитель?
Задание 3:
Ситуации, которые вы должны решить и дать ответ, опираясь на статьи Закона «О защите прав потребителей».
1. В магазине 1 кг сахара продаётся только вместе с 0,5 кг соли. В чём противоречие Закону?
2. Вы заключили договор с продавцом, по которому купленный вами товар в течение гарантийного срока в случае поломки будет только ремонтироваться. В чем противоречие Закону?
3. Вы решили купить шубу. Гарантийный срок на неё установлен 6 месяцев. С какого времени он исчисляется?
4. Вы сделали покупку, но в товаре обнаружен недостаток. В течение, каких сроков вы можете обратиться к продавцу и что имеете право потребовать, при наличии каких документов?
5. В течение, какого срока продавец должен произвести гарантийный ремонт некачественного товара, заменить товар с недостатками на новый, расторгнуть договор и вернуть стоимость некачественного товара?
6. Вы купили телевизор. В течение гарантийного срока телевизор сломался, и вы решили расторгнуть договор купли-продажи, вернули телевизор продавцу и требуете возвратить вам его стоимость. Вы покупали его за 2 000 рублей. Какую сумму вам должны вернуть, если сейчас такой телевизор стоит 2 500 рублей?
7. Вы купили телевизор. В течение гарантийного срока телевизор сломался, и вы решили расторгнуть договор купли-продажи, вернули телевизор продавцу и требуете возвратить вам его стоимость. Вы покупали его за 2 000 рублей. Какую сумму вам должны вернуть, если сейчас такой телевизор стоит 1 500 рублей?
8. В какой срок вы можете обменять купленный товар, если он не подошёл вам по размеру? Всякий ли товар можно так обменять? Приведите примеры?
9. Вы купили холодильник, но в течение срока гарантии ему потребовался ремонт. Кто отвезёт его в мастерскую и обратно?
Дайте ответ покупателю в следующих ситуациях:
1. Покупатель: Я у вас купила платье, но подруга сказала, что оно не подходит мне по цвету. Обменяйте, пожалуйста.
2. Покупатель: Я купила туфли, но слишком высокий каблук.
Продавец: Но они ношенные.
Покупатель: На работе несколько раз прошла по кабинету. Разве нельзя?
3. Покупатель: Купила зимнее пальто летом. Сегодня (20 октября) примерила, а оно мало. Обменяйте, пожалуйста.
4. Покупатель: Купила вчера колготки, а они малы. Хочу обменять на больший размер.
5. Покупатель: Приобрёл телевизор четыре месяца назад (гарантия 1 год).
Вчера включил, а он не работает. Что делать?
6. Покупатель: Купила зимние сапоги летом. В сезон стала носить, через 10 дней лопнула подошва. Обменяйте пожалуйста.
7. Покупатель: Купил утром хлеб, разрезал, а он не пропечён. Верните деньги.
8. Покупатель: Только что купил шоколадные конфеты по 70 рублей, а в другом магазине такие же по 60 рублей. Верните деньги.
9. Покупатель: В период гарантийного срока сломался холодильник. Я хочу заменить на аналогичный, но сейчас он стоит дешевле.
Вернёте ли вы мне разницу в цене?
10. Покупатель: Купил аккумулятор типа «Д 26-01», а он не берёт зарядку. Как мне поступить?
11. Покупатель: Подскажите, когда истекает срок годности на этот товар?
12. Покупатель: Подскажите, когда истекает срок годности на этот товар?
Контрольные вопросы:
Грамотный продавец
В каждом вопросе только один правильный ответ!
1. На товары длительного пользования, которые по истечении определённого периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде изготовитель обязан установить .
а) срок годности;
б) срок службы;
в) срок гарантийной службы;
г) гарантийный срок.
2. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) .
а) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей);
б) может довести до потребителя информацию о возможности причинения вреда;
в) обязан принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей);
г) только в необходимых случаях может приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).
3. Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю .
а) до истечения срока годности;
б) с таким расчётом, чтобы он мог быть использован до истечения срока годности;
в) с таким расчётом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности;
г) товар может быть реализован в течение 3х дней по истечении срока годности.
4. Родственники подарили Ирине на юбилей пылесос, однако, радость её была недолгой. Через 2 недели работы новенький пылесос сломался. Ирина может...
а) обратиться с требованием ремонта, замены к изготовителю, продавцу или уполномоченной организации или отказаться от исполнения договора;
б) не может предъявлять претензии к качеству товара, т. к. не состоит в договорных отношениях с продавцом;
в) вернуть пылесос родственникам;
г) отремонтировать в сервисном центре за деньги.
5. Купленный в телемагазине товар надлежащего качества потребитель вправе вернуть продавцу...
а) в любое время до его передачи;
б) в течение 7 дней после покупки;
в) в течение 30 дней после покупки;
г) в течение 3-х месяцев, если информация о порядке и сроках возврата не была предоставлена в письменной форме в момент доставки.
6. Гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, это...
а) продавец;
б) покупатель;
в) иждивенец;
г) клиент.
7. Иван пришёл за покупками в супермаркет «Магнит». Проходя мимо стеллажа с тетрапаками сока, задел один из них. Несколько коробок упало, при этом один пакет разорвался, и его содержимое оказалось на полу. Иван.
а) должен заплатить за разорвавшийся пакет, т. к. он разорвался по его
вине;
б) должен заплатить за разорвавшийся пакет, если продавец будет на этом настаивать, чтобы избежать неприятностей;
в) не должен платить за разорвавшийся пакет сока, т. к. ответственность за товар несёт покупатель только после заключения договора;
г) нет верного ответа.
Тест по теме «Изучение Закона “О защите прав потребителя”»
В-1
1. Доставка товара для ремонта, уценки, замены, возврата их потребителю осуществляется силами и за счёт продавца (изготовителя) если это...
а) крупногабаритный товар;
б) весом 5 кг;
в) более 5 кг.
2. Продавец должен безвозмездно устранить недостатки в товаре в срок...
а) 10 дней;
б) незамедлительно;
в) 3 дня.
3. В какой срок вы можете обменять купленный товар, если он не подошёл вам по размеру?
а) 7 дней.
б) Только в день покупки.
в) 14 дней.
4. Продавец обязан обменять товар надлежащего качества на аналогичный, если это...
а) платье;
б) телевизор;
в) носки.
5. В какой срок изготовитель (продавец) обязан предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар?
а) 5 дней;
б) 3 дня;
в) 10 дней.
Тест по теме «Изучение Закона “О защите прав потребителя”»
В-2
1. Продавец обязан удовлетворить требование потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара ненадлежащего качества в срок:
а) 7 дней;
б) 10 дней;
в) 20 дней.
2. Продавец обязан обменять товар надлежащего качества на аналогичный товар, если это...
а) ткань;
б) нижнее бельё;
в) обувь.
3. Продавец несёт ответственность за каждый день просрочки выполнения требований потребителя в размере...
а) 3 %;
б) 2 % ;
в) 1 %.
4. Срок годности товара определяется периодом и счисляемым...
а) со дня изготовления;
б) со дня продажи;
в) со дня обмена.
5. Покупатель купил комплект постельного белья 1-го марта. Данный товар не понравился членам семьи по расцветке. Имеет ли право потребитель на обмен?
а) Да, в течение 14 дней.
б) Да, в день покупки.
в) Обмену не подлежит.