Глава 8. российская изобразительная реклама в xix - начале xx в. 257

размерами вербального текста. Нередко это литературные про­изведения, ставшие популярными песнями. Причем далеко не всегда текст и изображение сопряжены друг с другом достаточно органично. Об утрате фольклорного, как правило, анонимного, характера творчества свидетельствует и появление авторских под­писей на листках. Правда, "это не имя художника — создателя произведения, а фамилия (иногда и адрес) владельца мастерской, предпринимателя, ответственного перед цензурой"2.

Прежде чем полностью уйти с авансцены народной русской культуры в начале XX в., этот вид творчества дал импульсы фор­мированию жанра многоцветного плаката в России и долго еще продолжал напоминать о себе в стилистике ярмарочных афиш и вывесках заведений, отдаленных от столичных центров.

На исходе первого десятилетия XX в. лубочный стиль стал од­ной из творческих координат профессиональных художников-примитивистов, одним из направлений многолетних, в том числе и весьма продуктивных, эстетических исканий. Таковым стало обра­щение к лубку художника Казимира Малевича и поэта Владимира Маяковского в обстановке первой мировой войны. Их реклам-но-пропагандистские цветные "народные картинки" с рифмован­ными подписями частушечного типа пользовались популярностью на фронте и в тылу. Этот опыт сопряжения с лубочной стили­зацией В. Маяковский еще раз остроумно использовал в знаме­нитых "Окнах РОСТА" периода гражданской войны 1918—1920 гг.

Но вернемся в российский XIX в. и обратимся к проявлению лубочных традиций в российских настенных рекламных жанрах.

Афиша и вывеска в XIX - начале XX в.

В основе дальнейшего развития этих жанров, бытовавших в России уже длительное время, было движение от самодеятель­ности к профессионализму. Оно становится отчетливо заметным ко второй половине XIX в. Одной из первых профессионально исполненных афиш была литография по рисунку художника В. Тимма, приглашавшая подписываться на журнал "Листок для светских людей". Она появилась на петербургских улицах в 1844 г. 1а афише изображена группа людей, стремящихся прибрести рекламируемое издание. Среди них различимы портретные наброски видных особ того времени: артиста В. Каратыгина,


!• •i i

Г)

Алексеева М. А. Русская народная картинка//Народная картинка XVII XIX веков. - СПб, 1996. - С. 9.



ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ



журналистов и литераторов Я. Грота, Ф. Булгарина и других 3. Сопровождавший изображение текст сообщал об условиях под­писки. Немалое место, уделенное в этом произведении изображе­нию, его колорит определяют тяготение профессиональной на­стенной рекламы к плакатной форме. Однако пока это только обнаружившаяся тенденция образования нового жанра, так как рисунок здесь по-прежнему вторичен по отношению к вербаль­ной части сообщения.

Не менее приметной стала афиша художника А. А г и н а, от­носящаяся к 1846 г. Она информировала о том, что из лито­графии вскоре будет выпущена серия рисунков этого автора к "Мертвым душам" Н. В. Гоголя, и призывала к подписке.

Наряду с такими художественно оформленными настен­ными рекламами (но еще не плакатного жанра) бытуют строгие театральные шрифтовые афиши: черный текст на белом фоне, как правило, с очень подробным сообщением о программе спек­таклей и скрупулезным перечислением действующих лиц и их исполнителей. Известно, насколько пристально актеры следили за величиной (кеглем) шрифта, которым были напечатаны их фамилии, какие житейские баталии разыгрывались из-за нечет­кого соблюдения предполагаемой субординации творческой зна­чимости исполнителей в отображении рекламной величины букв. Основным производителем таких афиш была типография импе­раторских театров.

Однако с публикациями в строгой профессиональной манере продолжали соседствовать вариации лубочных приемов. Они оставались неотъемлемой частью праздничных балаганов. Приве­дем свидетельство очевидца: "За неделю до представления рас­клеивались по городу афиши. Они были большою формата —разме­ром в развернутый печатный лист. Обыкновенно на них значилось:

временный народный театр такого-то под таким-то названием на Царицыном лугу, в течение такой-то недели: с воскресенья такого-то — представлено будет. Затем шло название пьесы, ука­зание, кто составил и откуда заимствован сюжет, перечень кар­тин и упоминание об эффектах, перечень действующих лиц без фа­милий исполнителей, упоминание в надлежащих картинах о танцах, пении и шествиях, и цены местам. В центре афиши в красках была помещена картина, изображающая суть пьесы, а текст помещался сверху и снизу картины, а нередко и по бокам"/i.

" Макунин Ю. Была ли афиша в России?//Творчество. — 1986. № 10. — С. 31. 4 Лейферт А. В. Балаганы. - Пг, 1922. - С. 43.



Глава 8. РОССИЙСКАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ РЕКЛАМА В XIX - НАЧАЛЕ XX В.



Другой очевидец, известный политический деятель, глава кадетской партии П. Милюков так делится детским восприятием лубочных балаганных афиш: "Уже наружный вид балаганных построек производил... неизгладимое впечатление. Невероятные приключения на разрисованных яркими красками полотнищах, п:юхо прибитых гвоздями и развевавшихся по ветру: крокодилы, пожиравшие людей, и атлеты, побеждавшие крокодилов; необык­новенной красоты царицы неведомых царств, покрытые драгоцен­ными камнями... факиры, упражнявшиеся со змеями; фокусники, глотавшие горящую паклю и сабли" ь.

Здесь, в отличие от предыдущего автора, рассказавшего о достаточно профессиональных, подвергнутых взыскательной цензуре афишах, передан размах народной фантазии, запечатлен­ный красочными образами. А тем временем в провинции, подаль­ше от всевидящего ока властей появляются афиши совсем уж неотразимой завлекающей силы:

"Будет показан главарь людоедов племени Тумба-Юмбо, изловленный

в центре Сахары. Начинает с поедания живых голубей, кончает челове-

коедением"6.

Стилистика афиш профессионального цирка располагалась посередине между строгим обликом театральных объявлений и импровизациями балаганного творчества. Такова, например, афиша к бенефису клоуна Анатолия Дурова, намеченного на 8 апреля 1895 г. Цветной рисунок петуха со шпагой здесь сопро­вождают стихи:

Для петербуржцев я стараюсь

Всегда новинки припасать

И к Малафееву являюсь

С фурорной новостью опять.

Что интересно представленье,

В том поручиться я готов:

Всех приведу я в изумленье

Войною Кур и Петухов.

Мои войска, хоть и крылаты,

Врагов стреляют, режут, бьют:

Здесь Петухи, мои солдаты,

И Куры лезут на редут.

Среди такого мы сраженья

1) Милюков П. Воспоминания. - М., 1991. — С. 30.

6 Некрылова Л. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища. Конец XVIII— начало XX века. — Л., 1988. — С. 176.

ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ

глава 8. российская изобразительная реклама в xix - начале xx в. 257 - student2.ru

В: А. ГОДНЫЙ тзватзръ

М А Л Д. ^ Ъ Е ВА

глава 8. российская изобразительная реклама в xix - начале xx в. 257 - student2.ru

t»»A «ХА1-*ИЩМ|Д».о:МЧ» ДУГУ. ^^ ^^» ^1

Наши рекомендации