Глава 5. реклама в россии: от средневековья к новому времени 165
включались элементы политической рекламы — утверждение могущества самодержавия. Вот эпизоды из карнавальных "картин" по случаю заключения Ништадтского мира со Швецией, завершившего многолетнюю Северную войну. "...В небольшой лодке флотские офицеры, одетые лоцманами, постоянно бросали лот, как бы измеряя глубину. За лодкой двигалась громада: 88-пушечный корабль... Кораблем правил сам Петр, ему помогали юнги, которые с проворством ставили и переменяли паруса. Иначе шестнадцать лошадей, тянувших корабль, едва ли смогли бы сдвинуть его с места. Из 88 корабельных пушек 8 были настоящими. На пушечные выстрелы с императорского корабля отвечали пушки с шлюпки князя Д. Кантемира, следовавшего в хвосте этого необыкновенного поезда, состоявшего из более чем шестидесяти судов и саней" 43.
Перекликаясь с западноевропейскими карнавальными шествиями, такие зрелища создавали атмосферу всеобщей празднич-
0 и " ?? А А
ности, в которой на время игра становилась самой жизнью 44.
К написанию пояснительных текстов, афиш и летучих листков, посвященных различным аспектам празднества, привлекались "лучшие перья и умы" Славяно-греко-латинской академии. В различное время эти задачи исполняли префект академии Иосиф Туробойский, ректор Феофилакт Лопатинский, вице-президент Святейшего синода Феофан Прокопович и другие верховные идеологи. В период царствования Елизаветы Петровны к этой деятельности был привлечен и глава новообразованного (1755 г.) Московского университета М. В. Ломоносов.
Екатерина II открыла счет пышным народным празднествам с дней своей коронации в Москве в сентябре 1762 г. В воспоминаниях об этих торжествах говорится: "Улицы Москвы были убраны шпалерами из подрезанных елок, на углах улиц и площадях стояли арки, сделанные из зелени с разными фигурами. Дома жителей были разукрашены разноцветными материями и коврами. Для торжественного въезда государыни устроено несколько триумфальных ворот: на Тверской улице, в Земляном городе, в Белом городе, в Китай-городе, Воскресенские и Никольские в Кремле" 45.
0 Гребенюк В. П. Публичные зрелища Петровского времени и их связь с театром/уНовые черты в русской литературе и искусстве (XII— нач. XVIII в.). - М., 1986. - С.144.
1 Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — М., 1965. — С. 11. 15 Пыляев М. И. Старая Москва. - М., 1997. - С. 12.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ |
После коронации императрица из первопрестольной долго не уезжала, провела в ней всю зиму, а на Масленицу даровала населению столицы грандиозный маскарад, длившийся три дня. Его разработчиком и координатором был придворный актер Ф. Г. Волков. Маскарад именовался "Торжествующая Миневра". В нем участвовали более 4 тысяч человек. В печатном "изъяснении" говорилось, что в зрелище "изъявится гнусность пороков и слава добродетели" 46.
Шествие было построено по принципу антитезы: сначала двигались сатирически маскированные личины, означавшие всевозможные пороки, а завершалась их череда — аллегориями добродетели под общим руководством богини мудрости Миневры, олицетворявшей, конечно же, императрицу. "Здесь были науки, художества; торжественные звуки труб и удары литавр предшествовали колеснице Добродетели; последнюю окружали маститые старцы в белоснежной одежде с лаврами на головах. Герои, прославленные историей, ехали на белых конях, за ними шли философы, законодатели; хоры отроков в белых одеждах с зеленеющими ветвями в руках предшествовали колеснице Миневры и пели хвалебные гимны. Хоры и оркестры торжественной музыки гремели победоносные марши" 47. •
Все это произвело огромное впечатление на широчайшие круги московских жителей от мала до велика. Подобные демонстративные процессии — чрезвычайно эффективное средство рекламирования идей, конфессий, политических деятелей.
Подобно Петру I, Екатерина II прибегала к таким акциям довольно часто, не считаясь с хлопотами и затратами. По случаю заключения Кучук-Карнаджийского мира с Турцией в 1775 г. были даже построены макеты крепостей и городов на Ходынском поле, осязательно представлявшие те, что были взяты русскими войсками. Глава победоносной русско-турецкой кампании граф П. А. Румянцев отказался всецело повторять ритуал римских триумфаторов и участвовать в шествии на стилизованной колеснице. Однако триумфальные врата все же были выстроены, и фейерверк
состоялся.
Русские самодержцы XVIII в. использовали наглядно-демонстративные формы популяризации своих успехов не только в пределах Отечества. По случаю Полтавской победы 1709 г. русскому послу в Голландии Петр поручил провести фейерверк в
М., 1997. - С. 18. |
4() Пыляев М. И. Старая Москва. 47 Там же. С. 21.
Глава 5. РЕКЛАМА В РОССИИ: ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ 167
Амстердаме. С похожими целями использовались гравированные подносные листы. Их в честь своих побед Петр I заказывал талантливым граверам братьям Ивану и Алексею Зубовым. Некоторые гравированные изображения, например победа русского флота при мысе Гренгам, подносились иностранным послам как напоминание о могуществе российского оружия. С нашей точки зрения, подобные листы выполняют наряду с общеэстетической, мемориальной, также и функцию политической рекламы.
Рекламные летучие листки и начало печатной газеты в России
На протяжении XVII—XVIII вв. лидирующее положение в российской рекламе занимали устные и зрелищные жанры. Это и понятно: грамотность простого народа была весьма ограничена. Ревнитель просвещения, соратник Петра, Феофан Прокопович распоряжением Святейшего синода начал создание на Руси цер-ковно-приходских школ. Однако вплоть до времени Екатерины II это новшество приживалось с трудом. Петр I все же начал вводить для массового употребления печатные летучие листки, распространявшиеся по трактирам и рынкам. Среди них были, как мы уже упоминали, и афиши, разъяснявшие смысл праздничных зрелищ, а также посвященные очередным царским указам, манифестам, историческим и календарным сведениям, порядку проведения петровских ассамблей — "Объявление каким образом ассамблеи отправить надлежит" 48.
Одновременно с изданием печатных летучих листков создавалась первая российская газета.
Процесс становления журналистики России аналогичен этому же процессу в западных странах. В России также существовала предшественница регулярного печатного издания — рукописная протогазета "Куранты". "Считалось, что наиболее ранние рукописные "Куранты" относятся к 1621 г., однако в настоящее время обнаружены и составленные в 1600 г." 49. Это в основном переводы актуальных для России политических известий, опубликованных в зарубежных летучих листках и газетах, доставлявшихся в Посольский приказ дипкурьерами. "Куранты" состав-
Витовт Ю. Редкие русские книги и летучие издания XVIII века. — М.,
1989. - С.43. (Перепечатка изд. М., 1905). 4J Введение//Вести-Куранты 1600-1639. - М., 1972. - С. 4.
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ
лялись не более чем в двух экземплярах для осведомления верховного правителя и узкого круга приближенных.
Петр I решительно расширил этот круг, подписав 16 декабря 1702 г. указ "О печатании газет для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях". Первый номер петровских "Ведомостей" вышел в свет 2 января 1703 г. тиражом несколько десятков экземпляров. Формат издания — 10,2 х 15,3 см. Впрочем, тираж газеты, ее периодичность, формат и даже общий заголовок были "плывущими" вплоть до создания дублирующей типографии в Петербурге в 1711 г. С этого же времени "Ведомости" переходят с церковно-славянского на гражданский шрифт, действительно обретая возможность восприниматься широкими кругами населения.
Были ли в этой газете объявления, реклама? Развитой, регулярной, широкомасштабной рекламной деятельности газета не вела. Это правительственное издание и его отношения с частными рекламодателями еще не сформировались. Но объявления все-таки появляются.
Любопытна параллель с первой французской правительственной газетой Теофраста Ренодо. В предыдущей главе мы приводили из № 3 ее объявления о пользе лечения на минеральных водах и об издании многотомной Библии. В петровских "Ведомостях" популяризируются минеральные воды Олонца. В № 2 за 1719 г. газета убедительно советует посетить вновь открытый курорт:
"Понеже оные воды исцеляют различныя жестокия болезни, а именно:
цинготную, ипохондрию, желчь, безсильство желудка, рвоту... каменную, ежели песок или малые камни, и оныя из почек гонить..." 50. Престижность курорта подкреплялась ссылкой на поездки туда придворных особ — царицы Прасковьи Федоровны, фаворита Меншикова. Параллельно появляются печатные листки на ту же тему:
"Объявление о лечительныхъ водахъ, сысканных на Олонце, а отъ какихъ болезней, и какъ при томъ употреблении поступать, тому дох-турское определение, также и указъ его царского величества на оныя
дохтурския правилы, и оное все следуеть ниже сего'
Иногда в "Ведомостях" публиковались списки книг, только что вышедших из-под типографского станка. Например, в номере от 31 мая 1710 г. читаем:
эи Ведомости времени Петра Великого. — М., 1906. Вып. II. — С. 261—262. м Витовт Ю. Редкие русские книги и летучие издания XVIII века. — М., 1989. - С. 51.