Глава 5. реклама в россии: от средневековья к новому времени 141

mv, if краткий рекламный текст перерастал то в разухабистую песенку, то в обстоятельный речитатив.

О более крупных жанрах устной фольклорной рекламы мы скажем далее. Здесь обратим внимание на устное рекламирова­ние в российских городах и весях развлечений и зрелищ. Для них именно музыкальные мелодии становились исходным реклам­ным сигналом. А далее — успех представления во многом предоп­ределял не столько репертуар, сколько "жалостливый" облик бро­дячих артистов. Послушаем очевидца: "По улицам невозбранно ходили, проникая и во дворы домов, шарманщики, иные со старого фасона шарманкой - шкафчиком и танцующими в нем куклами, но с еле слышной и обычно фальшивой музыкой, другие же с боль­шим и тяжелым, громко, трубными звуками ревущим ящиком... В числе таких уличных артистов часто во дворы заходили парочки-подростки — девица и мальчик с арфой и скрипкой, и пиликали что-то до того жалостное, а сами были так похожи друг на друга, белобрысы, худы и наивны... что добродушные хозяйки редко отка­зывали в пятачке такой голодной паре..." 12.

Таким образом, нередко "рекламный текст" исполнителей зрелищ состоял лишь из мелодии и внешнего облика, вызывав­шего сочувствие зрителей и достигавшего тем самым желаемого для "рекламоносителей" результата.

Реклама стационарных зазывал

С относительным пемногословием в устном рекламировании Ородячих музыкантов резко контрастировала агрессивная велере­чивость стационарных зазывал небольших купеческих пред­приятий средней руки. Наиболее расторопные приказчики здесь отряжались караулить у дверей рассеянных прохожих и не только любезно предлагать им зайти в магазинчик, но буквально затас­кивать туда силой. В. Гиляровский рассказывает, как завлекали в лавки готового платья па Старой площади в Москве: "И здесь, так же как на Сухаревке, насильно затаскивали покупателя. Около входа всегда галдеж от десятка "зазывал", обязанностью которых было хватать за полы проходящих по тротуарам и тащить их непременно в магазин, не обращая внимания, нужно или не нужно им готовое платье.

с.

1- Давыдоа Н. В. Из прошлого//Московский летописец. — М., 1988. — С. 121.

ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ



— Да мне не надо платья! — отбивается от двух молодцов в поддевках, ухвативших его за руки, какой-нибудь купец или даже чиновник.

— Помилте, вышздоровье,- или, если чиновник,— васкобродие, да вы только поглядите товар.

И каждый не отстает от него, тянет в свою сторону, к своей лавке. А если удастся затащить в лавку, так несчастного загово­рят, замучат примеркой и уговорят купить, если не для себя, так для супруги, для деток или для кучера... Великие мастера были

"зазывалы"!"

Г 13

Как только первый успех зазывалой достигался и потенци­альный покупатель перешагивал порог магазина, он попадал под еще более форсированный рекламный нажим. Одна из записан­ных фольклористами подобных ситуаций выглядит так (в сокра­щении):

"— Вы к такому купцу попали, у которого всегда товару разного много-с! И вы всегда у нас можете дешево купить! Извольте уж не беспокоиться, еще лучше будет! Товар видите — ягодка! Прямо малинка-с!

— Да уж и малинка.

— Точно-с, малинка! Смотрите: добротность, плотность, лоск!.. Да этот товар — красота одна, да и только!

— Ну, а цена как?

— Ну, вы опять о цене. Цена у нас не как у других — всегда дешевая-с! Всегда семь рубликов за аршин! Вы, может, подумаете, что это дорого, но я смею вас уверить, что дешево и даже баснословно дешево-с! Товар этот — и приятность налицо. Добротностью своей также не под­гадит, а на сукне-то, смотрите: ворсинка к ворсинке и не как на собаке! И притом — вид-с! Это тоже что-нибудь стоит. Да, товарец уж отмен­ный! Что вы на это изволите сказать?

— Да, по-моему, вы дорого просите и вам много поидется уступать.

— Отчего же для хорошего человека и не уступить? Мы всегда для хорошего покупателя идем на уступки, чтоб впредь к нам хаживал да и других важивал! На уступку можем и скинуть немножко, но не много-с. Всегда по рублику с аршина-с.

— Так-с, так-с. И это цена?

— Но это вы шутить изволите! Мы даем вам товар на совесть, а вы — четыре рублика! Ну, и где же это видано, да четыре рублика за такой товар? И носиться будет, и постоит за себя: даром за него деньги не

10 Гиляровский В. Москва и москвичи. — М., 1983. — С. 67—68.


Наши рекомендации