Типология и должностные обязанности продавца
Будучи такой массовой, профессия продавца, открывает свои двери многим: и тем, кто действительно любит эту профессию, и тем, кто хочет временно подзаработать. Потому что у профессии продавца широкая типология: от человека, работающего в продуктовом магазине, до человека, отвечающего за переговоры и сбыт продукции в крупной корпорации.
Любой продавец, прежде всего, должен быть хорошим психологом и уметь общаться, уметь расположить к себе любого незнакомого человека. Среди частых требований к вакансии продавца: грамотная речь, коммуникабельность, вежливость, ответственность, активная жизненная позиция и т. д.
Продавец – это человек, который помогает покупателю выбрать товар, взвесить, упаковать, посчитать стоимость. Также он получает товары со склада, готовит их к продаже, оформляет витрины. Он должен уметь пользоваться рабочим оборудованием – весами, холодильником, режущими машинами и т.д.
Продавец-консультант, в отличие от обычного продавца, еще должен быть хорошо подкован теоретически: знать достаточно информации о продаваемом товаре, уметь объяснить ее покупателю, представить товар в выгодном свете, помочь выбрать. Самый важный навык продавца-консультанта – умение общаться.
Должностная инструкция продавца-консультанта формируется исходя из специфики работы и его основных обязанностей, а именно:
-выкладка товара, контроль над пополнением витрины и наличием недостающих единиц;
-наличие правильной цены на ценнике;
-отслеживание сроков реализации продуктов;
-выкладка соответственно размерному ряду;
-содержание в чистоте торгового зала и находящегося в нем ассортимента товара;
-прием и распаковка товара;
-наклейка ценников и защитных магнитов;
-осуществление продажи на кассе с выпиской чека и гарантийного талона;
-оформление возвратов с соблюдением всех прав потребителей;
-подготовка торгового зала к сезонным распродажам и действующим акциям;
-проведение инвентаризации.
Продавцы-консультанты проходят немало тренингов, где их обучают навыкам продаж, общению с покупателями и прочим нюансам работы. Очень важно быть коммуникабельным и ответственным работником, чтобы у клиента возникло желание вновь вернуться в магазин. Грамотное обслуживание и ненавязчивая деликатность – это основные черты деятельности любого продавца.
Обслуживает покупателей, работает на компьютерной кассе. Должен уметь обращаться с кредитными и бонусными картами, если такие есть у магазина. Выкладывает товар в прикассовой зоне, отслеживает сроки реализации товара, контролирует соответствие и наличие ценников, участвует в инвентаризации.
Должностные инструкции и трудовой договор формируют основные должностные обязанности продавца-кассира. В них прописываются специфические трудовые функции сотрудника, которые отражают все аспекты его деятельности.
-базовый перечень функциональных обязанностей, который включает в себя должностная инструкция кассира:
-ведение денежных операций: выдача, прием и хранение наличных денег и ценных бумаг, работа с платежными пластиковыми картами, определение подлинности купюр;
-учет и контроль наличных денег в соответствии с правилами, обеспечивающими их сохранность;
-инкассация наличных денег и сдача их инкассатору;
-ведение кассовой отчетности с оформлением соответствующих отчетных документов.
Должностная инструкция продавца-кассира включает требования в первую очередь к продавцу:
-навыки товароведения;
-владение технологией маркетинга, мерчендайзинга, складского учета, ценообразования;
-знание основных свойств товара различных групп.
Требования, которые выдвигаются в должностной инструкции кассира, могут быть общими, как, например, знание кассовых операций или навыки работы с компьютером и специальным программным обеспечением, так и специфическими, как знание инструкций и приказов Центробанка России или владение английским языком.
Кассир должен знать:
-нормативные и руководящие документы (постановления, приказы, распоряжения, инструкции) в отношении кассовой деятельности;
-правила выдачи, приема, учета и хранения наличных денег и ценных бумаг;
-установленные лимиты остатков наличности в кассе;
-формы банковских и кассовых документов и порядок их оформления.
-владение компьютером на пользовательском уровне;
-знание сканера штрихкода, контрольно-кассового аппарата, платежного терминала пластиковых карт и умение ими пользоваться.
Стоит сказать и о менеджерах по продажам. Они отчасти тоже относятся к продавцам и даже сами себя эти люди в разговоре называют «продажниками». Их работа сильно отличается от работы продавцов-кассиров и продавцов-консультантов в магазинах, но главная цель одна и та же: продать. Продать товар, услугу, выиграть тендер – не важно. Менеджер по продажам также нацелен на принесение прибыли своей компании и увеличении личной выручки. Профессиограмма продавца представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Профессионограма продавца
Наименование профессии | Продавец |
Область базоаых знаний №1 и их уровень | товароведение и организация торговли, экономика торговли, уровень 3, высокий (теоретический) |
Область базовых знаний №2 и их уровень | техника торговли,психология торговли, эстетика торговли, арифметика, бухгалтерский учет в торговле, уровень 2, средний (практическое использование знаний) |
Профессиональная область | сфера обслуживания |
Межличностное взаимодействие | частое по типу "напротив" |
Доминирующий интерес | Предпринимательский |
Дополнительный интерес | Социальный |
Условия работы | в помещении / на улице, подвижный |
Доминирующие виды деятельности профессии продавец:
-проверка наличия товара в отделе до начала рабочего дня;
-подготовка товара к продаже (расположение, оформление продукции, расположение ценников);
-подготовка в подсобном помещении тележек и контейнеров с товаром для предотвращения перебоя в торговле;
-предложение товара и обслуживание покупателей;
-ознакомление покупателя с ассортиментом и помощь в выборе покупки;
-информирование покупателей о назначении, свойствах и качестве товара;
-предоставление покупателю кратких сведений о технологии производства товара;
-информирование покупателей о ценах, выписка чеков и подсчет стоимости товара;
-выдача товаров по оплаченным чекам или непосредственный прием денег за товар, обмен товара (при предъявлении чека);
-поддержание чистоты и порядка на витрине, рабочем месте в течение рабочего дня и оформление оконных и внутримагазинных витрин;
-изучение спроса покупателей и получение товара со склада, базы.
Продавец непродовольственных товаров:
-проверка и демонстрация действия товара (электроприборов, музыкальных инструментов, часов, игрушек и т.д.);
-информирование покупателей о моде текущего сезона;
-оформление гарантийных паспортов на товар;
-подбор, примерка, отрез, комплектация товара и помощь в определении размера изделий.
Продавец продовольственных товаров:
-взвешивание, упаковка и отпуск товара;
-информирование покупателей об особенностях, кулинарном назначении и питательной ценности продаваемых изделий;
-работа с оборудованием (весы, холодильники, режущие машины и аппараты).
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной продавца:
Способности
-грамотная, краткая, выразительная, понятная речь;
-оперативность;
-хорошая память;
-развитое обоняние / тактильная чувствительность / зрительная чувствительность (в зависимости от специфики отдела или магазина);
-хороший глазомер;
-развитое воображение;
-большой объем, концентрация, распределение и переключение внимания;
-выдержка;
-артистичность.
Личностные качества, интересы и склонности
-общительность;
-самоконтроль (умение управлять собой - эмоциями, поступками, поведением);
-терпение;
-выдержка;
-снисходительность;
-ровное и спокойное отношение к людям;
-эмоциональная устойчивость;
-оперативность;
-расторопность;
-внимательность;
-ответственность;
-честность;
-доброжелательность;
-наблюдательность;
-умение убеждать.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
-плохая память;
-нечеткая речь (заикание и т.д.);
-медлительность;
-нерасторопность;
-грубость.
Области применения профессиональных знаний:
-магазины (продовольственные, непродовольственные);
-специализированные магазины (спортивные, хозяйственные и т. д.);
-универмаги;
-супермаркеты;
-салоны-магазины;
-торгово-оптовые склады;
-рынки;
-торговые ряды;
-торговые точки.
2 Анализ и примеры совершенствования кадровой политики на примере ПАО «М.Видео»