Территориальные особенности профессии

Международные торговые обычаи занимают особое место в иерархии источников права. Совершенно очевидно, что по удельному весу и значимости обычаи уступают место внутригосударственному законодательству и международным договорам, однако в целом ряде случаев именно они незаменимы в качестве правового регулятора. Особенно велико значение международных обычаев при проведении расчетных и гарантийных банковских операций, осуществлении международных коммерческих сделок, выполнении международных морских перевозок. Сложившиеся в практической деятельности обычаи и обыкновения делового оборота подвергаются неофициальной кодификации в рамках Международной торговой палаты (МТП), результатом которой выступают сборники унифицированных правил и обычаев. Следует отметить, что юридическую силу имеет не сам сборник как публикация МТП под определенным номером, а нормы, в нем содержащиеся. К числу таких неофициальных кодификаций относятся Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в редакции 2000 г.; Унифицированные правила по инкассо в редакции 1995 г.; Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов в редакции 1993 г.; Унифицированные правила по договорным гарантиям 1978 г.; унифицированные правила для гарантий по требованию 1992 г. Интересно отметить тот факт, что постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ) от 28 июня 2001 г. N 117-13 ИНКОТЕРМС-2000 признаны на территории России торговым обычаем Полномочиями свидетельствовать торговые и портовые обычаи, принятые в России, ТПП наделена Законом РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (ст. 15)..

Во второй половине XX века мир вступил в период глобализации, прежде всего международной экономики. Это получает отражение в новых способах производства, в развитии финансовых рынков, в экспансии мультинациональных компаний, в уменьшении с появлением либеральных и неолиберальных концепций роли государства, его неспособности охватить национальными правовыми нормами глобализированный рынок. Преобладание национально-правового регулирования международных коммерческих контрактов сменяется международно-правовым регулированием в виде международных конвенций; выявленная в конце прошлого столетия недостаточная эффективность международных коллизионных и материально-правовых конвенций обусловила поиск новых регуляторов отношений международного коммерческого оборота, что привело к появлению lex mercatoria (буквально - «торговое право», которым большей частью принято обозначать некую автономность, обособленность регламентации международных торговых сделок от каких-либо национальных систем правового регулирования) и расширению сферы применения торговых обычаев. На смену международно-правовому центризму, когда в центре нормотворчества находились государства, заключавшие международные конвенции, приходит полицентризм и появляются частные участники процесса унификации; происходит переход от государственно-правового регулирования к саморегуляции участников международных коммерческих контрактов, что проявляется в нахождении ими не встречавшихся ранее методов унификации, прежде всего в виде Принципов международных коммерческих договоров, стандартизации или нормализации международных коммерческих контрактов. Такая возможность обусловлена существенным возрастанием значения принципа автономии сторон и изменением концепции свободы договора, реализуемого в рамках международных коммерческих отношений. Возможность практического использования указанных документов российскими участниками внешнеэкономической деятельности следует из предписаний статей 5 и 7 Гражданского кодекса РФ, признавшего после длительного перерыва торговый обычай юридическим регулятором гражданско-правовых отношений (что особенно важно для международных коммерческих отношений), а также включившим в правовую систему нашей страны общепризнанные принципы и нормы международного права. Учитывая, что свобода договора в российском праве была закреплена лишь в Гражданском кодексе Российской Федерации и данный принцип действует со дня его вступления в силу - с 1 января 1995 г., для практической деятельности весьма важным является творческое использование данной свободы для успешной реализации контрактов с иностранными контрагентами.

Внимательный взгляд на историю государства и права позволяет прийти к заключению, что если вопросы статуса личности государства всегда стремились поставить под свой контроль, то отношения коммерческого, торгового оборота в силу своей неизбежной интернационализации всегда имели тенденцию выйти из-под контроля государства. Наиболее ярко это проявляется в том, что первоначально международный коммерческий оборот, прежде всего международная купля-продажа, регламентировался практически полностью торговыми обычаями, которые не только в течение длительного времени сохраняли свое значение как основной регулятор возникающих между сторонами договора купли-продажи (как и иного договора) отношений, но и сохранили свое значение в современный период, что дало основание в 60-70-е гг. ХХ в. говорить о возникновении «lex mercatoria», а в 1994 г. привело к принятию УНИДРУА Принципов международных коммерческих договоров, которые, не имея нормативного значения, играют весьма важную роль в регламентировании отношений, возникающих при реализации международных коммерческих договоров.

Чем более разнообразна и развита торговля, тем сильнее в ней влияние обычая, быстро приспособляющегося к изменчивым условиям жизни, чего не в состоянии достигнуть ни одно законодательство; чем «первобытнее» в стране торговые сношения, тем, наоборот, меньше в ней торговых обычаев, которые, притом, обыкновенно не собираются и не записываются (не говоря уже о более или менее правильной их кодификации), а существуют только в своей первичной стадии - в умах и сознании торгового люда. Наибольшее значение торговому обычаю придается в Англии и Голландии, где, при торговых спорах не делается существенного различия между обычаями и законом и где суды, при рассмотрении торговых дел, применяют торговые обычаи всего торгующего мира.

Весьма обильны торговые обычаи и в США, где множество торговых дел и отношений всецело регулируется только ими. Затем, по значению обычая в торговле, идут Германия, Австрия и Бельгия. Во Франции, стране правительственного вмешательства, с мало развитой биржевой торговлей, влияние торгового обычного права значительно слабее. Тоже следует сказать о России и других, более мелких государствах (исключая Данию). Одно лишь румынское право совершенно не знает торговых обычаев, как дополнения закона.

Русское законодательство признает силу за торговым обычаем в качестве не только дополнения, но иногда и замены общих законоположений (см., напр., ст. 2053, 2112 и 2188 т. Х ч. 1, ст. 41 Полож. о казен. подрядах и поставках). Ст. 1-я устава торговли разрешает применение торгового обычая каждый раз, когда оказывается «недостаток» законов для отдельных «сделок и отношений, торговле свойственных» - а таких случаев встречается немало даже в современном торговом обороте. В наших законах не предусмотрены такие распространенные виды торговых сделок, как например, коммерческая купля-продажа, экспедиция товаров, уплата железнодорожного фрахта, страхование товаров, выдача авансов, обращение чеков; нет также никаких указаний, определяющих закономерность недавно появившихся у нас онкольных счетов, реверсных сделок и других современных биржевых комбинаций.

О торговых обычаях упоминают как устав судопроизводства торговли, так и устав гражданского судопроизводства, особенно для прибалтийских и привислянских губерний. Проект нового гражданского уложения также отводит подобающее место торговому обычаю, например, в вопросах о дополнении договора, о расчете покупной цены по весу проданного товара, о комиссионном вознаграждении. Знание торговых обычаев (так называемых в законе «правил по коммерции») признается в уставе торговом обязательным для многих должностных лиц биржи, являющейся собирательницей и хранительницей торговых правил: биржевых маклеров, корабельных маклеров, диспашеров, браковщиков и т. д., а также всех вообще корабельщиков и, наконец, консулов. Торговые обычаи существуют в каждой отрасли торговли, но особенно видное место они занимают в крупной оптовой, главным образом - международной купле-продаже. Не на всех биржах они собираются, записываются и издаются для всеобщего сведения; у нас они, в форме «постановлений», «правил», «оснований», скрыты пока в недрах биржевых канцелярий.

Несколько большую гласность среди торгующих приобретают так называемые «договоры» или соглашения между собою наиболее крупных торговых фирм с целью упорядочения какой-либо одной отрасли торговли. Таковы, например, договор 93 петербургских фирм «о правилах и расходах по приходу и отходу кораблей и пароходов по внешней морской торговли Санкт-Петербургского и Кронштадтского портов»; договор 35 хлеботорговых фирм г. Санкт-Петербурга об условиях продажи хлебных товаров за границу; договор крупных николаевских хлеботорговцев о предельных размерах засоренности экспортируемых хлебов. Так как подобные договоры обычно заключаются самыми влиятельными местными фирмами, то этим договорам поневоле приходится следовать и более мелким торговым фирмам с аналогичным ассортиментом. Дальнейшей ступенью в выяснении и кодификации торговых обычаев представляются рукописные сборники торговых правил местного рынка; такой сборник, касающийся обычаев местной хлебной торговли, существует, например, на нижегородской бирже.

За границей, где обычаи торговли стали давно записываться, существовали раньше сборники так называемых «паремий» (pareres, Paromien), т. е. поговорок и выражений, в которых ясно признавалось существование известного юридического положения, как результата фактически сложившихся торговых отношений. Высшую форму таких сборников составляют за границей своды местных торговых обычаев, служащие главным основанием для решения споров по торговли в третейских и арбитражных судах. У нас более или менее полные своды торговых обычаев существуют только у прибалтийских бирж - рижской (самый ранний печатный сборник, 1783 г.), ревельской, либавской и перновской. Появлению таких сводов внутри империи препятствуют невысокая, в общем, культурность нашего торгующего класса, изолированность отдельных бирж друг от друга, привычка к чрезмерному соблюдению «торговой тайны», поддерживаемая законом, и, наконец, излишнее вмешательство администрации, требующей своды обычаев на просмотр и утверждающей их иногда лишь по истечении нескольких лет, когда некоторые из обычаев уже заменены другими. Поэтому на биржевые комитеты возлагается обязанность составлять сборники местных торговых обычаев.

Каждый новый факт в сфере торгово-промышленного оборота неизбежно отражается на изменении торгового обычая: появление новых путей и способов передвижения товаров, тарифные и таможенные нововведения - все это влияет на те или иные стороны торговых сделок и, следовательно, может порождать новые приемы и правила торговли. Торговые обычаи оказываются, однако, замечательно устойчивыми. Вообще, чем старее какая-либо отрасль торговли, тем скорее можно натолкнуться в ней на пережитки прошлого, особенно если они касаются способов определения количества (веса или меры) товаров. Только с большим трудом и особенною медленностью прививается в международной торговле метрическая система, не смотря на свою ясность и простоту - и наоборот, зачастую фигурируют старые меры и вес, давно уже оставленные даже на местах своего происхождения. Для примера можно указать на лесную торговлю портов, не только более старых (прибалтийских), но и сравнительно молодых (вроде Одессы, Херсона и др.): многие сорта лесного товара измеряются до сих пор по старофранцузской, старогамбургской и староамстердамской мерам. Иногда в торговле господствует не одна мера товаров, а несколько различных способов измерения, принятых в главных пунктах и распространившихся оттуда по другим местам; в лесной торговле существуют, например, два стандарта для измерения досок, заключающие в себе различное количество кубических футов этого товара. Такая условность торговых приемов - одна из ярких особенностей обычного торгового права.

Не выходя из области той же лесной торговли, можно указать, как, например, условности при определении качества товара, на правила так называемой «редукции» клепки, продающейся или на копу (60 шт.), или на милле (1000 шт.), при чем существуют два способа расценки этого товара - мемельский и французский. При обоих способах принимаются в расчет червоточины, суки, пояса, гниль, оболонь и другие недостатки; при этом теряется всякая определенность в расценке товара, от чего нередко страдают малоопытные продавцы. Также условен способ продажи круглого леса «по дурхшнитту», т. е. по среднему размеру длины всех бревен в партии.

Особенной условностью торговые обычаи отличаются в вопросе об определении фрахта за разного рода нагружаемые на суда товары. В одних местах (Рига) за единицу фрахта принимается стоимость его за тонну льна или пеньки 1-го и 2-го сорта и к нему приравниваются различные количества других товаров (тонна воска брутто, 3000 заячьих шкур, 60 штук парусины и т. п.); в других (Либава) в основание расчета фрахта полагается действительно нагруженный ласт, заключающий разное количество весовых или иных единиц для различных товаров (брутто 150 пудов меди, 135 пудов ржи, 100 пудов коровьего масла; нетто - 120 пудов соли, 10 бочек сельди, 144 ведра спирта, 80 фут3 мерных товаров и пр.). Подобная сложность и запутанность вычислений вызывает издание справочных таблиц о способах измерения, о различных единицах фрахта и подобных приемах торговли, принятых на основании местных торговых обычаев. Таковы, например, таблицы для редукции клепки (Зарецкого, 1898), гамбургская таблица измерения веса хлебов, рижские таблицы для исчисления фрахта. Подобные таблицы, хотя и не часто, но пересматриваются и переиздаются компетентными учреждениями; например, вышеупомянутая гамбургская таблица была пересмотрена в 1899 г. местной правительственной комиссией мер и весов, что внесло на первое время большое замешательство в торговлю гамбургского порта.

Профессия торговца очень древняя, в Азии она к тому же и почетная. В средние века торговцы были людьми смелыми, образованными, находчивыми. Знаменитые восточные караваны проходили через пустыни, они приносили товары, были почтальонами, некими СМИ, были послами, с легкой руки монголов их иногда даже называли шпионами и разведчиками.

Чтобы работать, торговцы должны были разбираться в географии, языках, иметь хороший вкус, уметь защитить себя от природных (буранов, песчаных бурь) и человеческих (разбойников и грабителей) напастей.

Одним из отличий Востока перед Европой является как раз то, что две профессии не особо высоко котировавшиеся в Европе в средние века - профессии учителя и торговца, считались весьма престижными в Азии. Даже ханы занимались торговлей, вносили свою долю в торговые дома.

В Европе такой деловитостью отличались разве что только флорентийский род Медичи (приложение 7), так же осваивая банковскую деятельность. К сожалению, общественность осуждала их за это.

Узбеки, напротив, до сих пор сохранили эту особенность. На рынках Узбекистана люди очень любят торговаться. Даже если цена устраивает, покупатель все равно поторгуется. Даже если цена, которую предлагает покупатель устраивает продавца, он все равно поторгуется. Просто, для того, чтобы отточить свое мастерство. И просто потому, что процесс этот весьма увлекателен.

Среди торговцев существует этика ведения правильного дела. Слова «нечестный», «вор» вообще употребляется узбеками крайне редко, поскольку это считается очень серьезным преступлением. Настолько серьезным, что иной раз узбеки готовы закрыть глаза на мелкое воровство, лишь бы не обвинить человека (в Узбекистане существует такая пословица: «Будь осторожен сам, а не называй потом вором соседа»)

Торговец считается плохим, если обманом продал некачественный товар или взвесил меньше. Но, если проданный товар по качеству и весу именно такой, каким его предлагал торговец, но вы обнаружили что купили все гораздо дороже, это напротив означает, что он очень хороший торговец, а вы невнимательный покупатель.

На базарах очень гибкая система расценок - все по потребителю. Если вы потребитель, который может себе позволить купить втридорога - рынок предложит вам эту цену. Если вы потребитель, который не может себе позволить тратить много - удивительно, но вы можете купить все и по очень сниженным ценам.

У торговцев есть такое понятие как «почин». Первому покупателю они уступают иногда даже себе во вред. Поскольку считается, что если первый покупатель уйдет недовольным, то удачи в торговле не будет весь день. Этому обычаю уже несколько тысяч лет.

Торговый люд - отличные психологи. Если они видят на лице решимость купить этот продукт во что бы то ни стало, то ни сколько не уступят. Торговец в Узбекистане всегда расхваливает свой товар и даже самого покупателя. Самое главное на рынке - угадать правильную цену. Торговец редко называет её сам. А процесс уступки почти обязателен. Считается, что покупатель вправе требовать уступки.

Что касается другой азиатской страны, то и тут торг является неотъемлемой частью торгов. Но на вопрос «Сколько это стоит?» в девяноста девяти случаях из ста египтянин не станет давать ответ сразу. Для начала он подробно расскажет обо всех достоинствах товара, о его бесспорной исключительности, а также скажет комплименты в адрес покупателя. Эта, своего рода, реклама может продлиться несколько минут, и только по его завершении торговец наконец-то назовет цену, превышающую реальную стоимость как минимум в 2 раза. Покупатель, который без торга соглашается на заявленную продавцом цену, вызывает у египтян не самые лучшие чувства, т.к. сами египтяне знают, с каким трудом достаются деньги и всегда стараются экономить.

Умение торговать и торговаться в Египте ценится очень высоко. Египетские торговцы - подлинные мастера своего дела. Они умеют разыгрывать настоящие спектакли, используют самую разнообразную тактику. В курортной зоне подавляющее большинство магазинов и лавок не имеют фиксированных цен. Исключение составляют супермаркеты и немногочисленные магазины, устроенные на европейский лад, которые легко узнать по интерьеру. Поэтому в курортных местечках представляется широкое поле для применения своих навыков торговаться. Основной ценообразующий фактор - умение покупателя торговаться и сбивать цену.

Из страны разрешено вывозить предметы древности, приобретенные в специализированных магазинах. При этом необходимо иметь письменное подтверждение подлинности раритета и разрешение на его вывоз. Уличные же продавцы, предлагающие антиквариат, часто торгуют подделками.

В Турции базар является достопримечатльностью и посетить его необходимо, чтобы понять особенности торговли этой страны. Прежде чем посетить Турцию, желательно освоить навыки профессионального покупателя. Торговаться здесь не только возможно, но и принято. Стоимость, которую объявляет торговец, может быть снижена даже в двадцать раз - все зависит от коммуникабельности покупателя. При этом продавец будет даже рад возможности торгов.

Еще одно правило турецкой торговли состоит в том, что продукция, представленная в гостиницах и отелях, на порядок дороже той, что можно найти в магазинах и на базарах. Одни и те же сувениры будут отличаться в цене в два, три и даже четыре раза. Самые дешевые товары можете найти в окрестных деревушках, прилегающих к турецким курортам.

У турков стоит поучиться подходу к покупателю, так как они никогда не отпустят потенциального покупателя без товара. У торговцев Турции к каждому покупателю свой подход: кому-то они говорят комплименты, кому-то даже набиваются в друзья. К тому же, многие турецкие продавцы полиглоты, они готовы продать свой товар на любом привлекательном для вас языке. Такое сочетание качеств, делает турецких торговцев лучшими на Ближнем Востоке.

Говоря об азиатских странах нельзя не упомянуть Поднебесную. Китай - восточная страна. Страна, где можно и нужно торговаться. В России торговаться не принято, а в Китае - наоборот. Торговаться на рынке или в магазине с традиционными китайскими товарами - это искусство.

Китайский рынок - это особое место, где всё перемешано и, в то же время, всё упорядочено. Здесь можно увидеть лавки с различными товарами, отражающими культуру китайцев, лавки особых этнических товаров, лавки шёлковой одежды, лавки с китайскими столовыми принадлежностями для чайной церемонии, лавки украшений и даже лавки особых китайских сладостей.

Китайские торговцы условно разделяют всех покупателей на четыре группы:

- китайцы, говорящие на местном диалекте (им товар продадут по самой низкой цене);

- китайцы, приехавшие из другого города и говорящие на другом диалекте (например, житель Пекина, приехавший в Тибет);

- иностранцы, живущие в Китае и хорошо говорящие по-китайски;

- туристы, не говорящие или плохо говорящие по-китайски (им продадут товар по самой высокой цене) http://www.nashachina.ru/.

Как и во многих других странах, иностранному туристу в Китае предложат купить товар по самой высокой цене. Однако, в отличие от других стран, цена товара в Китае будет также зависеть и от внешнего вида туриста, его знания китайского языка, акцента, пола, цвета кожи, количества времени, потраченного на процесс снижения цены и т.д.

Бытует мнение, что китайцы все равно обманут своего покупателя, вопрос только в том, на какую сумму. Китайцы - отличные продавцы. Куда бы ни попал турист, ему будут продавать: сервис, продукцию, перспективы - все, что угодно. Однако никто никогда не узнает точную цену товара. Та цена, которую называет китаец завышена в несколько раз. При этом узнать диапазон реальных цен в ходе переговоров практически невозможно.

Если покупатель будет сильно торговаться, то китайские продавцы, скорее всего, просто поставят товар другого качества, не сообщив об этом. Название товара окажется тем же самым, однако продукт будет сделан из более дешевых материалов, а часть функций будет отсутствовать Журнал «Форбс».

Европа - родина множества модных брендов. Поэтому, даже в фирменном магазине стоимость вещей часто намного ниже стоимости тех же аналогов в российских торговых комплексах. К тому же, покупая вещи в европейских магазинах, покупатель может быть уверен в отсутствии китайских подделок. Что также немаловажно для настоящих модников, - многие коллекции приходят в Россию с опозданием.

Традиционно, самые крупные и, как результат, многолюдные распродажи случаются дважды в год: после Рождества (25 декабря) и Иванова дня (24 июня). Самые большие скидки (до 80 %) бывают к концу января и июля соответственно. Очень популярны «дни дурака» в «Stockmann»: дни, когда товары продаются по очень низким ценам.

Какие еще существуют особенности у заграничного шопинга? При покупке большого количества вещей нельзя забывать о налогах. Например, в России, по существующему законодательству, физическое лицо имеет право беспошлинно ввозить в страну товаров на сумму не более 65000 рублей или 35 кг в весовом эквиваленте один раз в месяц. При несоблюдении одного из условий - то есть, либо купив больше чем на 65000 рублей, либо уже второй раз в течение месяца ввозя товары в страну - необходимо уплатить пошлину - 30 % таможенной стоимости товаров.

Чешский город Прага - это город, который буквально 10 лет назад завоевал право называться европейским центром шопинга.

Одеться с ног до головы по последней моде можно по вполне приемлемым ценам. Как ни странно, доступные магазины находятся не только на выезде из города, но и в историческом центре чешской столицы.

Безусловным достоинством шопинга в Чехии является Tax-free. Так называется система возврата НДС иностранным физическим лицам, которыми являются все туристы. Получить обратно часть потраченных денег можно, совершив покупку у одного продавца в течение одного дня на сумму не менее 2,5 тыс. крон. Для этого нужно попросить в магазине специальный бланк, который заполняет продавец.

Еще одна европейская страна, Польша - ближайший европейский сосед и очень популярное направление для шоппинга. Шоппинг в Польше привлекателен широким выбором товаров и их невысокой стоимостью по сравнению со странами Западной Европы. Кроме товаров европейских марок, на прилавках магазинах здесь широко представлены польские бренды, чьи товары отличаются стильным дизайном и добротным качеством.

Кроме одежды и обуви, в Польше часто покупают ювелирные изделия из золота и серебра, керамику, ковры ручной работы, ткани. Выгодной покупкой будет бытовая и другая техника - от компьютера до стиральной машины.

По окончании каждого сезона в польских магазинах устраиваются распродажи с максимальными скидками, до 70% от первоначальной стоимости. Кроме того, в крупных торговых центрах бывают «ночи покупок», когда товары продают с хорошими скидками, до 30%, такие мероприятия проводятся несколько раз в году и привлекают на «ночную охоту» многих покупателей.

На покупки, совершенные в Польше, распространяются правила возврата НДС (VAT) для покупателей, не являющихся жителями ЕС. Если сумма покупки в одном магазине превышает 200 злотых (около 50 евро), покупателю, по его просьбе, выпишут Tax free. При выезде из Польши нужно поставить штамп таможни на заполненные бланки, для этого турист показывает приобретенный товар.

При посещении австрийских магазинов можно заметить одну особенность: если человек взял в универсаме, например, торговую корзину или тележку, то этим он не только декларируете свое намерение что - то купить, но и должен обязательно что-нибудь приобрести. Так как если он зашел в магазин без этих атрибутов шопинга, то тогда на выходе из него покупателя ожидает пристальный досмотр и проверка сумки. Кстати, возле каждой кассы висят плакаты, которые предупреждают о досмотре личных сумок. Но сами австрийцы отдают предпочтение не крупным супермаркетам, а мелким торговым ларькам.

Огромные торговые центры Испании, в которых есть вещи на любой вкус и кошелек, расположены во всех крупных городах. Приятным дополнением к шопингу по-испански станет возможность доставки вещей на дом. Так, если приобретя продукты на сумму более 50-60 евро, бесплатная доставка обеспечена. В любом магазине с порога жизнерадостно поприветствуют: "олА", принято отвечать так же. Продавцы всегда приветливы, улыбчивы, терпеливы и готовы помочь.

Даже если английский туриста недостаточно хорош, все равно можно объясниться с продавцами - они готовы бесконечно слушать и добросовестно пытаться понять. В больших торговых центрах часто есть русскоговорящий персонал, а на побережье продавцы нередко используют минимальный набор русских слов, достаточный для взаимопонимания.

В заключение можно скачать о том, что европейские страны более требовательны к своим покупателям, мелкое воровство не сойдет с рук, как это происходит, например, в Узбекистане. Вора накажут по всей строгости. Что касается каких-либо послаблений со стороны продавца, то они обязательно подкреплены законом. Например, Tax free, которая существует на территории всей Европы.

В России покупатель острее, чем, возможно, во многих других точках планеты с развитым рынком розничной торговли, может почувствовать, что шоппинг является не только процессом удовлетворения его собственных потребностей - материальных или эмоциональных. Именно здесь, в силу особенностей рынка, менталитета, истории и целого ряда общественных практик, шоппинг является процессом классовой самоидентификации, а его участник зачастую оказывается человеком, составляющим заявку не так на индивидуальность (или - напротив - на соответствие кодам своей социальной группы), как на собственную классовую принадлежность.

Можно предположить, что разговор о «шоппинге в России» оказался бы совершенно беспредметным в силу громадной экономической разницы (и ее последствий) между центром страны и регионами. Собственно, даже между «двумя столицами» - Москвой и Петербургом - это разница оказывается вполне заметной для человека, решившего прогуляться по магазинам. Поэтому имеет, очевидно, смысл вести беседу о шоппинг-столице - то есть о Москве. Второй оговоркой следует подчеркнуть, что и Москва, конечно, социально и экономически крайне неоднородна.

Розничный рынок товаров индивидуального пользования в любой стране мира оказывается зеркалом ее текущего экономического, социального и даже политического состояния. Человек, предающийся шоппингу в Москве, Монреале, Париже, Эдинбурге, Киеве или Будапеште оказывается, помимо собственного сознания, вовлеченным в сложную игру взаимного диктата и компромисса не только с производителем товара, но и с куда более интересными силами и явлениями.

Поход по московским магазинам - это экскурс в историю, экономику и ментальность нации. Можно предлагать иностранцам, желающим хоть сколько-нибудь постичь жизнь и мышление страны, провести свой первый день пребывания в Москве не на Красной площади, а в «Охотных рядах», «Европейском», ЦУМе, ГУМе, - словом, в любом крупном торговом центре города, - попытавшись при этом: 1) потратить пятьсот долларов по своему усмотрению; 2) понаблюдать, чем и как именно заняты другие посетители магазинов. Из такой прогулки наблюдательный иностранец с маломальским представлением о том, как страна жила в последние семьдесят-восемьдесят лет, вынесет для себя больше, чем из любой обстоятельной экскурсии. Обход московских магазинов, в первую очередь, демонстрирует отношение москвичей к индивидуальным финансам. Московский «шоппер», по отношению к своему западному коллеге, зачастую считает «свободными деньгами» практически весь свой доход.

Ассортимент московских магазинов позволяет покупателю прекрасно представить себе образ покупателя в глазах поставщиков, производителей и продавцов товара. Речь идет не только о ценовых категориях, - речь идет о том, как устроена классовая и социальная покупательная способность. К примеру, в России фактически полностью вычеркнут из торговых отношений (там, где речь идет о «шоппинге») средний и старший возраст, представляющие собой бесценный рынок для запада. Этот факт немедленно удаляет с отечественного рынка не только целые марки, но и целые категории товаров: консервативная (зачастую, классическая) одежда; одежда для комфорта; одежда нестандартных размеров (и особенно одежда для полных). Достаточно посмотреть, какую именно выборку товаров представляют в России даже те марки, которые в Европе или США с удовольствием покрывают большие сегменты «демократичной» одежды, - например, Promod. «Срезаны» большие размеры, жесточайше урезана одежда категории «basic» (то есть вещи, не являющие сверх актуальными, но являющиеся комфортной традиционной базой для составления гардероба, в диапазоне от белых футболок до черных брюк). Российскому покупателю труднее отыскать белую футболку без изысков кроя, фирменных логотипов, рисунков или украшений (на западе она присутствует в коллекции едва ли не любой марки), чем остроактуальные джинсовые бриджи со стразовыми лампасами. Отборщиков можно понять: вещи рассчитаны на покупателя; покупатель - тот, у кого есть деньги; в России тот, у кого есть деньги, скорее всего, сравнительно молод, меняет одежду часто, старается выглядеть актуально и склонен уделять своему гардеробу немало внимания. Это определяет ассортимент выбора для закупщика; те, кому не посчастливилось попасть в описанную группу, обычно ненавидят шоппинг в России и предпочитают тратить деньги за рубежом. Кстати, эта же проблема зачастую мешает подбирать ансамбль из нескольких вещей в рамках одной марки, на что часто сетуют те, у кого есть опыт приобретения вещей за рубежом. Особенно забавно малоприличные классовые представления иногда сказываются в московских бутиках очень дорогих марок женской одежды: из всей размерной линии марки сюда отбирается одежда на рост больше 175 сантиметров в диапазоне размеров 38-44. При этом продавцы объясняют это тем, что фирма не производит таких размеров, тогда как в Милане, например, эти же вещи есть гораздо большего размера.

На тысячу москвичей приходится, по разным оценкам, от 20 до 40 кв. м торговой площади, в регионах - и того меньше. А в странах Западной и даже Восточной Европы этот показатель на порядок выше - 250-400 кв. м. Чтобы достичь европейского уровня, в России требуется построить до 60 млн. кв. м торговых площадей.

Пока потеря покупателя в России еще не бьет до такой степени по карману торговца, как это происходит на Западе, где маржа минимальна, а при огромной концентрации магазинов становится все труднее удержать клиента. Между тем, при потере всего лишь одного покупателя магазин может понести серьезные убытки. Наглядно оценить, каким может быть ущерб, позволяет недавнее исследование потребительского рынка Германии. Немецкий покупатель на протяжении своей жизни оставляет в универмаге 63 тыс. марок. Если клиент останется недоволен, то он не появится в магазине 10 лет. Но и в России ситуация меняется с каждым днем. Скоро у нас будет как на Западе, где 90% маркетинговых усилий направлено на борьбу за покупателя.

По мнению западных специалистов, у нас фактически нет конкуренции, отсутствует ориентация на покупателя, а маркетологи осваивают лишь экстенсивные методы привлечения покупателей. То есть берут не качеством обслуживания и как можно более длительным удержанием клиента, а распространением информации среди большого числа потенциальных покупателей. Все силы направлены на то, чтобы покупатель во что бы то ни стало доехал до магазина, даже если тот находится на другом конце города.

Отличия в розничной торговле столицы и регионов тоже весьма заметны, хотя разрыв здесь не столь велик. Причем наиболее развитые региональные сети энергично догоняют московских коллег и уж вовсе не планируют продаваться им, как это предсказывалось некоторыми экспертами пару лет назад. Скорее, они объединятся, отстаивая свои интересы. Особенно показателен в этом отношении Екатеринбург. В 2002 году по объему розничной торговли в расчете на одного жителя Свердловская область вышла на первое место в России, обогнав Москву и Санкт-Петербург.


Наши рекомендации