Тема 5. Технологическое проектирование розничных торговых предприятий

Литература:Б -1, О- 1,2 Д-1,3

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимают под концептуальным магазиностроением (shopfitting), каковы его основные этапы?

2. Какие помещения входят в состав торговых помещений магазина?

3. Какими нормативными актами регулируется состав и размер помещений в строящихся и реконструируемых зданиях магазинов?

4. Опишите требования, предъявляемые к технологической планировке торгового зала современного магазина.

5. Какие варианты базового устройства торговых залов магазинов Вы знаете? Назовите их преимущества и недостатки.

6. Каково содержание понятия «мерчандайзинг»? Объясните, почему планировку торгового зала называют одним из основных инструментов мерчандайзинга?

7. Назовите факторы, влияющие на организацию движения потоков покупателей внутри магазина.

8. Как изменяется "ценность" торговой площади магазина в зависимости от занимаемого этажа и по мере удаления от входов в торговые залы? Перечислите «сильные» и «слабые» места расположения товаров в торговом зале магазина.

9. Каким образом можно привлечь потенциальных покупателей в угловые части торгового зала? Как грамотно организовать систему навигации покупателей в торговом зале магазина?

10. Раскройте правило "золотого треугольника" для торговых предприятий с небольшой торговой площадью.

11. Какие варианты размещения оборудования в торговом зале рекомендуется применять в розничных торговых предприятиях различных форматов?

12. Раскройте экономическую сущность коэффициентов установочной и экспозиционной площади магазина.

13. Какие варианты организации узла расчёта Вы знаете? Как рассчитывается количество рабочих мест контролёров-кассиров в магазинах самообслуживания?

14. Поясните, почему нужно уделять повышенное внимание организации прикассовой зоны в магазине? В чем заключаются особенности организации рекламы в этой зоне торгового зала магазина?

15. Чем определяется количество, площадь и форма разгрузочных мест в магазине?

16. Как рассчитывается площадь помещений для хранения и подготовки товаров к продаже? Допускается ли складирование товаров в общей кладовой?

17. Раскройте основные технологические требования к проектированию административно-бытовых помещений магазина.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Какие концепции магазина Вы знаете? Каким образом выбранная концепция отражается на ассортиментной политике, планировочных решениях и выкладке товаров в магазине?

2. Поясните, каким образом технологическое решение "вход-выход" в здание магазина и его торговый зал влияет на организацию движения потоков покупателей внутри магазина? Ответ проиллюстрируйте примерами магазинов различных типов.

3. Назовите виды планировок торгового зала магазина. Какие варианты размещения оборудования в торговом зале рекомендуется применять в розничных торговых предприятиях различных форматов? По каким принципам выбирают ширину проходов в торговом зале магазинов разных форматов?

4. Как влияет планировка внутреннего пространства магазина на восприятие удобства магазина потребителями? Вспомните магазины с удобной и неудобной, по Вашему мнению, планировкой. Как Вы думаете, в чём причина таких оценок? На примере конкретного торгового предприятия сформулируйте свои предложения по совершенствованию планировки и оформления торгового зала.

5. Приведите рекомендации по расположению товарных отделов в магазинах различных типов: в супермаркетах, в универмагах, в магазинах типов "Продукты", "Одежда" и др. (на выбор студента). Ответ проиллюстрируйте удачными на Ваш взгляд решениями из практики.

6. Будет ли отличаться размер площади торгового зала, который вы отведете в супермаркете под реализацию кондитерских, бакалейных, молочных, мясных, сопутствующих товаров? Приведите развернутое обоснование.

7. На примере технологической планировки торгового зала универмага «Детский мир», расположенного на площади торгового центра, поясните, как изменяется "ценность" торговой площади магазина в зависимости от занимаемого этажа и по мере удаления от входов в торговые залы. Укажите «сильные» и «слабые» места расположения товаров в торговом зале этого магазина. Каким именно образом решается эта проблема на практике?

8. На конкретных примерах поясните, как размер торговой площади, ассортимент реализуемых товаров и применяемая форма обслуживания влияют на организацию узла расчёта в магазине?

9. Разработать технологический проект розничного торгового предприятия (магазина) в соответствии с заданием практикума по дисциплине «Организация торгового предприятия».

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1. Планировка торгового зала магазина как инструмент мерчандайзинга.

2. Виды планировки торгового зала и их влияние на стимулирование продаж.

3. Мерчандайзинг как система активного продвижения товаров к поку­пателю.

4. Принципы размещения торгового оборудования и товаров в торговом зале магазина.

Наши рекомендации