Б1.Б.19 «Организация, технология и проектирование предприятий»

Утверждено

на заседании совета факультета

экономики торговли и товароведения

Протокол № 4 от «14» декабря 2015

Председатель совета _________ Положишникова М.А.

Факультет Экономики торговли и товароведения

Кафедра Торговой политики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.19 «Организация, технология и проектирование предприятий»

Направление подготовки 38.03.06 – «Торговое дело»

Профили подготовки – «Коммерция», «Логистика в торговле», «Торговая реклама»

Уровень высшего образования- Бакалавр

Программа подготовки- Академический бакалавриат

МОСКВА – 2015

Составители: к.э.н., доц. Шипилова С.С.

к.т.н., доц. Никишин А.Ф.

ст. преп. Алексина С.Б.

Рецензенты:

Солдатова Н. Ф. , к.э.н., доцент кафедры "Маркетинг и логистика" Финансового университета при Правительстве РФ

Мудрова С.В., к.э.н., доцент кафедры политической экономии РЭУ им. Г.В. Плеханова

Основное назначение дисциплины — дать системное представление о торговых предприятиях с позиции организации их деятельности по обслуживанию покупателей, рациональной организации торгово-технологических процессов, технологии проектирования торговых предприятий.

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 38.03.06 – «Торговое дело». Индекс дисциплины по учебному плану – Б1.Б.19

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры торговой политики

протокол № __ от «___» декабря 2015 г.

Заведующий кафедрой _____________________ Г.Г. Иванов

Рабочая программа учебной дисциплины «Организация, технология и проектирование предприятий» с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры Торговой политики,

протокол № 1 от «29» августа 2014 г.

Заведующий кафедрой ________________ Иванов Г.Г.

(подпись)

Одобрено советом факультета Экономики торговли и товароведения,

протокол № 1 от «30» сентября 2014 г.

Председатель ________________ Денисов И.В.

(подпись)

Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры ___________________________________________, протокол № ____ от «____» ____________ 20___г.

Заведующий кафедрой ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрено советом факультета ____________________________, протокол № ____ от «____» __________ 20____ г.

Председатель ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры ___________________________________________, протокол № ____ от «____» ____________ 20___г.

Заведующий кафедрой ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрено советом факультета ____________________________, протокол № ____ от «____» __________ 20____ г.

Председатель ________________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Оглавление

I. Организационно-методический раздел Цель дисциплины Учебные задачи дисциплины Место дисциплины в структуре ООП ВПО Требования к результатам освоения содержания дисциплины Формы контроля
II. Содержание дисциплины Содержание разделов дисциплины Обеспечение содержания дисциплины
III. Образовательные технологии
IV. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины Рекомендуемая литература Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые при изучении дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины
V. Оценочные средства Тематика курсовых работ Вопросы к экзамену Примеры тестов для контроля знаний
VI. Тематический план изучения дисциплины
Приложения Приложение 1 Приложение 2

Уметь

· анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-7);

· осуществить правильный выбор формата розничного торгового предприятия в соответствии с особенностями внутренней и внешней среды функционирования хозяйствующего субъекта на потребительском рынке (ОК-2, ОК-4, ПК-1, ПК-11);

· осуществлять выбор наиболее благоприятного местоположения розничного торгового предприятия в соответствии с особенностями его торговой зоны (ОК-4, ОК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-5);

· определять проблемные места и направления совершенствования торгово-технологического процесса и обслуживания покупателей в розничной торговле, наиболее эффективные формы и методы продажи товаров (ОК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-11);

· анализировать практику выполнения требований российского законодательства к организации розничного торгового процесса и обслуживания покупателей (ОК-11, ПК-2, ПК-3);

· провести критический анализ организации внутреннего пространства магазина с точки зрения мерчандайзингового подхода (ОК-4, ПК-5, ПК-6);

· обосновать рациональную планировку торгового зала магазина с учетом его формата, ассортимента реализуемых товаров и применяемых методов обслуживания (ОК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-11);

· разработать технологический проект розничного торгового предприятия с учетом требований нормативной документации (ОК-4, ПК-2, ПК-11);

· определять проблемные места и направления совершенствования в организации складского технологического процесса (ПК-5, ПК-11);

· определять наиболее рациональные методы доставки товаров в торговую сеть (ОК-4, ПК-2, ПК-11).

Владеть:

· терминологическим аппаратом торгового дела (ОК-1, ОК-2, ПК-2);

· алгоритмом принятия решения о выборе местоположения розничного торгового предприятия (ОК-4, ПК-2, ПК-11);

· приемами технологического проектирования торгового предприятия (ОК-4, ОК-8, ОК-11, ПК-2, ПК-5);

· знаниями в области строительных норм и правил (ПК-1, ПК-2, ПК-11);

· знаниями правил розничной торговли и продажи отдельных товарных групп населению (ОК-7, ПК-2, ПК-3);

· терминологией, предусмотренной ГОСТ 51303-99 «Торговля. Термины и определения», ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования» (ПК-2);

· методами формирования управленческих решений (ОК-4).

Формы контроля

Контроль за освоением дисциплины осуществляется в каждом дисциплинарном разделе отдельно.

Рубежный контроль: тестирование по отдельным разделам дисциплины.

Промежуточная аттестация в 6 семестре – тест +экзамен в письменной форме.

Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Организация, технология и проектирование предприятий» осуществляется в соответствии с Приложением 1.

II. Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№№ пп Наименование раздела дисциплины (тема)   Содержание Формируе мые компе тенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
1. Розничная торговая сеть: экономическая сущность, классификация и общая характеристика Понятие, экономическая сущность и основные функции розничной торговой сети. Классификации розничной торговой сети. Характеристика предприятий розничной торговли по принадлежности. Достоинства и недостатки независимых торговых посредников и розничных корпоративных сетей. Классификация розничной торговой сети по стационарности, специализации, типу розничных торговых предприятий. Понятие формата розничного торгового предприятия и факторы его определяющие. Характеристика современных форматов розничных торговых предприятий. Материально-техническая база розничной торговли. Классификация торговых зданий и требования, предъявляемые к ним. Показатели, характеризующие развитие материально-технической базы розничной торговой сети. ОК-1 ОК-2 ОК-4 ОК-7 ОК-11 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 Знать: экономическую сущность, классификацию и общую характеристику розничной торговой сети; особенности и тенденции развития современных форматов розничных торговых предприятий, реализующих продовольственные и непродовольственные товары; показатели, характеризующие развитие материально-технической базы розничной торговой сети Уметь: осуществить правильный выбор формата розничного торгового предприятия в соответствии с особенностями внутренней и внешней среды функционирования хозяйствующего субъекта на потребительском рынке; Владеть: терминологическим аппаратом торгового дела; терминологией, предусмотренной ГОСТ 51303-99 «Торговля. Термины и определения», ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» · Лекции; · практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; · обсуждение эссе, докладов и рефератов; · самостоятельная работа с литературой; · консультации преподавателей
2. Выбор местоположения розничного торгового предприятия Основные этапы выбора месторасположения розничного торгового предприятия. Выбор региона расположения торгового предприятия. Индекс насыщения торговыми услугами. Принципы размещения розничной торговой сети. Выбор типа места расположения торгового предприятия, их преимущества и недостатки. Понятие и классификация торговых центров. Определение торговой зоны розничного торгового предприятия. Характеристика торговых зон магазина. Факторы, влияющие на изменение размера, формы и структуры торговых зон магазина. Оценка и выбор конкретного места расположения розничного торгового предприятия. ОК-1 ОК-4 ОК-7 ОК-11 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 Знать: методы и принципы размещения, основные этапы (алгоритм) принятия решения о выборе местоположения розничного торгового предприятия; факторы, учитываемые при оценке привлекательности и доступности магазинов и торговых центров для пешеходов и автомобилистов Уметь: осуществлять выбор наиболее благоприятного местоположения розничного торгового предприятия в соответствии с особенностями его торговой зоны Владеть: алгоритмом принятия решения о выборе местоположения розничного торгового предприятия · Лекции; · практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; · обсуждение эссе, докладов и рефератов; · контрольная работа; · анализ деловых ситуаций; · самостоятельная работа с литературой; · консультации преподавателей
3. Организация торгово-технологических процессов в предприятиях розничной торговли Понятие торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии. Факторы, влияющие на организацию торгово-технологических процессов в предприятиях розничной торговли. Требования, предъявляемые к рациональной организации оперативных процессов в магазинах. Организация технологического процесса в магазине и его взаимосвязь с неторговыми помещениями. Основные технологические схемы перемещения товаров и тары в магазине. Основные этапы организации приемки товаров в розничном торговом предприятии. Факторы, влияющие на порядок приемки товаров в розничной торговле. Организация и технология операций по хранению и подготовке товаров к продаже. Принципы размещения товаров на хранение в магазине. Требования, предъявляемые к организации хранения товаров в магазине. Технология операций по подготовке товаров к продаже. Способы и правила выкладки товаров в магазине. ОК-4 ОК-7 ПК-2 ПК-5 ПК-11 Знать: экономическую сущность оперативных процессов в торговле, особенности организации торгово-технологического процесса в розничных торговых предприятиях различных форматов Уметь: определять проблемные места и направления совершенствования торгово-технологического процесса в розничной торговле Владеть: навыками работы с товарами, поступившими в торговое предприятие без сопроводительных документов, с товарами, по которым обнаружены отклонения по количеству, качеству, комплектности, с товарами, у которых обнаружены скрытые (производственные) недостатки · Лекции; · практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; · обсуждение эссе, докладов и рефератов; · контрольная работа; · самостоятельная работа с литературой; консультации преподавателей  
4. Организация розничной продажи товаров и торгового обслуживания покупателей Организация процесса розничной продажи товаров, его основные операции. Понятие системы торгового обслуживания покупателей. Показатели оценки качества торгового обслуживания. Формы обслуживания покупателей, применяемые в розничной торговле. Магазинные методы продажи товаров, их характеристика. Внемагазинные методы продажи товаров (прямая розничная торговля, прямые личные продажи; продажа товаров через торговые автоматы): их характеристика, преимущества и недостатки применения в условиях современной торговли. Услуга розничной торговли. Классификация услуг розничной торговли. Общие требования к услугам торговли. Правовые аспекты продажи товаров в розничной торговле. Правила, регулирующие деятельность розничных торговых предприятий. Правила продажи отдельных видов товаров. Правила розничной торговли. Защита прав потребителей. Организация государственного контроля торговли. ОК-1 ОК-2 ОК-4 ОК-7 ПК-2 ПК-3 ПК-6 Знать: особенности организации торгового обслуживания покупателей в розничных торговых предприятиях различных форматов; требования российского законодательства к организации торгового процесса, правила розничной торговли и продажи товаров населению Уметь: определять проблемные места и направления совершенствования торгового обслуживания покупателей, наиболее эффективные формы и методы продажи товаров; анализировать практику выполнения требований российского законодательства к организации розничного торгового процесса и обслуживания покупателей Владеть: знаниями правил розничной торговли и продажи отдельных товарных групп населению; терминологией, предусмотренной ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования» · Лекции; · практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; · обсуждение эссе, докладов и рефератов; · круглый стол на тему «Правила розничной торговли и продажи товаров населению»; · самостоятельная работа с литературой
5. Технологичес- кое проектирова- ние розничных торговых предприятий Состав и взаимосвязь помещений магазина, их классификация. Требования нормативной документации, предъявляемые к технологической планировке магазина. Этапы технологического проектирования торговых помещений магазина. Определение оптимального размера и устройства торгового зала. Значение планировки торгового зала как одного из инструментов мерчандайзинга, и требования, предъявляемые к ней. Расположение системы «вход-выход» в торговом зале. Разделение торгового зала на функциональные зоны и расположение там товарных категорий. Проблема «сильных» и «слабых» мест расположения товаров в торговом зале и пути ее решения. Варианты размещения торгово-технологического оборудования в торговом зале. Установочная и экспозиционная площадь магазина. Определение площади проходов для покупателей. Проектирование помещений для дополнительного обслуживания покупателей. Технологическое проектирование неторговых помещений магазина, требования к их проектированию. Организация размещения приёмочных площадок, помещений для хранения и подготовки товаров к продаже. Организация размещения подсобных, технических, административно-бытовых помещений магазина. ОК-4 ОК-8 ПК-2 ПК-5 Знать: принципы и правила технологического проектирования розничных торговых предприятий; основные подходы к распределению площади торгового зала магазина и регулированию покупательских потоков; правила оптимальной организации торгового пространства магазина как инструмента мерчандайзинга Уметь: провести критический анализ организации внутреннего пространства магазина с точки зрения мерчандайзингового подхода; обосновать рациональную планировку торгового зала магазина с учетом его формата, ассортимента реализуемых товаров и применяемых методов обслуживания; разработать технологический проект розничного торгового предприятия с учетом требований нормативной документации Владеть: навыками технологического проектирования магазина; методикой расчета торговых и неторговых площадей; знаниями в области строительных норм и правил · Лекции; · практические занятия (технологическое проектирование магазина, расчет площадей и размещение помещений, планировка торгового зала как инструмент мерчандайзинга); · обсуждение эссе, докладов и рефератов; · групповые и индивидуальные проекты; · самостоятельная работа с литературой; · консультации преподавателей
6. Оптовые посредники, их виды и функции Роль и функции оптовых торговых предприятий на потребительском рынке. Классификация оптовых торговых предприятий. Основные виды оптово-посреднических структур: их общая характеристика, задачи и функции деятельности на товарном рынке. Особенности функционирования различных посреднических фирм на рынке товаров и услуг. Создание вертикально и горизонтально интегрированных систем в оптовой торговле. ОК-1 ОК-4 ОК-7 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-6 Знать: экономическую сущность, классификацию и общую характеристику оптовых посредников Уметь: выделить особенности функционирования отдельных видов посредников на потребительском рынке. Владеть: терминологическим аппаратом торгового дела; терминологией, предусмотренной ГОСТ 51303-99 «Торговля. Термины и определения» · Лекции; · практические занятия; · обсуждение эссе, докладов и рефератов; · самостоятельная работа с литературой; · консультации преподавателей
7. Товарные склады: их виды, функции, основы технологической планировки Понятие и экономическое назначение товарных складов в системе товароснабжения торговых предприятий. Классификация и виды товарных складов. Основные тенденции развития современного складского хозяйства. Основы технологического проектирования товарных складов. Виды складских помещений, их состав и роль в складском технологическом процессе. Особенности планировочно-технологических решений различных видов складов. Принципиальная схема размещения помещений на общетоварном складе. Технологические требования, предъявляемые к планировке общетоварного склада. Категории складских площадей. Методы расчета потребности в складской площади. Технико-экономические показатели работы складов. Складское оборудование. ОК-1 ОК-4 ПК-2 ПК-3 ПК-5 Знать: виды, функции и основы технологической планировки товарных складов Уметь: разработать технологический проект общетоварного склада с учетом требований нормативной документации Владеть: навыками технологического проектирования общетоварного склада; методикой расчета складских площадей; знаниями в области строительных норм и правил · Лекции · практические занятия (технологическое проектирование склада, расчет площадей, размещение основных помещений склада) · обсуждение эссе, докладов и рефератов; · групповые и индивидуальные проекты; · самостоятельная работа с литературой; · консультации преподавателей
8. Организация и технология складских операций Основные этапы организации складского технологического процесса. Основные факторы, оказывающие влияние на технологию складских процессов. Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров на склад. Размещение, укладка и хранение товаров. Требования, предъявляемые к схеме размещения товаров на складе. Штабельный и стеллажный способы укладки товаров на хранение: их преимущества и недостатки. Организация процесса комплектации и отпуска товаров со склада. Методы отборки товаров с мест хранения. Отпуск товаров и организация транспортно-экспедиционных работ. Организация торгового процесса на товарном складе. Методы продаж товаров со склада: их организационно-экономическая характеристика. ОК-4 ОК-7 ОК-8 ПК-2 ПК-5 ПК-11 Знать: организацию и технологию складских операций Уметь: определять проблемные места и направления совершенствования в организации складского технологического процесса Владеть: методикой разработки рациональных схем размещения товаров на хранение на общетоварном складе · Лекции; · практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; · самостоятельная работа с литературой; · консультации преподавателей.
9. Организация перевозок товаров и транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий торговли Роль транспорта в торговле и характеристика основных транспортных средств. Организация перевозок товаров железнодорожным, автомобильным, морским, речным, воздушным видами транспорта. Критерии выбора вида транспортных средств для перевозки товаров. Классификация железнодорожного и автомобильного транспорта, технико-экономические показатели эффективности их использования. Организация и виды транспортно-экспедиционного обслуживания торговых предприятий, их основные операции. Страхование грузов. Методы и маршруты доставки товаров. Понятие транспортного тарифа, его основные элементы. Виды тарифов на перевозку и факторы, влияющие на их величину. ОК-4 ОК-7 ОК-11 ПК-5 ПК-11 Знать: организацию транспортно-экспедиционных операций, классификацию тарифов на перевозку товаров Уметь: определять наиболее рациональные методы доставки товаров в торговую сеть Владеть: методикой расчета потребности в различных видах транспорта · Лекции · Практические занятия (расчет потребности в различных видах транспорта, определение рациональных маршрутов перевозки товаров, составление сетевых графиков планирования потребности в транспортных средствах), · Деловая игра · самостоятельная работа с литературой

Обеспечение содержания дисциплины

III. Образовательные технологии

В процессе освоения студентами содержания дисциплины «Организация, технология и проектирование предприятий» используются следующие образовательные технологии:

1. Стандартные методы обучения:

· Лекции (проводимые преимущественно методом проблемного изложения);

· Практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в заданиях для практических работ;

· Письменные и устные домашние задания;

· Консультации преподавателей.

· Самостоятельная работа студентов, в которую входит самостоятельная работа с литературой, написание курсовой работы, технологическое проектирование магазина и общетоварного склада, расчетные задачи по транспортно-экспедиционным операциям и др.

2. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

· Анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода;

· Круглые столы;

· Деловые игры;

· Обсуждение подготовленных студентами эссе, реферативных справок;

· Групповые и индивидуальные проекты.

Программа дисциплины предусматривает использование метода проблемного изложения лекционного материала, а также активных и интерактивных форм проведения семинарских и практических занятий (компьютерных симуляций, разбор кейс-стади, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Занятия лекционного типа составляют 20 часов (32% аудиторных занятий (не более 40% согласно ФГОС). Практические занятия 34 часа (55%). КСР – 8 часов (13% аудиторных занятий). Удельный вес практических занятий, проводимых в интерактивных формах – 16 часов (47% от практических занятий).

IV. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

Базовый учебник:

1. Дашков Л. П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. М.: Дашков и К°, 2012.

Основная литература:

1. Чкалова О. В. Торговое дело. Организация, технология и проектирование торговых предприятий : учебник / О. В. Чкалова. – М. : Форум : ИНФРА-М, 2013. – 383 с. : ил. 3 экз.

2. Иванов Г.Г., Холин Е.С. Коммерческая деятельность : учебник / Г.Г. Иванов, Е.С. Холин. М. : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. 384 с. : ил. (Высшее образование).

Нормативно-правовые документы:

1. ГОСТ Р 51773-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий (Постановление Госстандарта РФ от 05.07.2001г. № 259-ст).

2. ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения (Постановление Госстандарта РФ от 11.08.1999 г. N 242-ст).

3. Закон РФ «О защите прав потребителей» (Федеральный закон от 07.02.1992г. № 2300-1 с изм. и доп.).

4. Инструкция «О порядке приемки продукции производственно-техничес­кого назначения и товаров народного потребления по количеству» (Постановление Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965г. № П-6 с изм. и доп.).

5. Инструкция «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (Постановление Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966г. № П-7 с изм. и доп.).

6. Московские городские строительные нормы МГСН 4.13-97 "Предприятие розничной торговли" (Постановление Правительства Москвы от 03.03.1998г. № 155 с изм. и доп.).

7. Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55 с изм. и доп.).

8. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55 с изм. и доп.).

9. Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования покупателя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков (Постановление Правительства РФ от 13.05.1997г. № 575).

10. Правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность на территории города Москвы (Постановление Правительства Москвы от 19.07.1994г. № 611).

11. Правила продажи отдельных видов товаров (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55 с изм. и доп.)

12. Правила продажи товаров по образцам (Постановление Правительства РФ от 21.07.1997г. № 918 с изм. и доп.).

13. Примерные правила работы предприятий розничной торговли и основные требования к работе мелкорозничной сети (Письмо Комитета РФ по торговле от 17.03.94г. № 1-314/32-9).

14. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001г. № 23).

Дополнительная литература:

1. Алексина С.Б., Иванов Г.Г., Крышталев В.К., Панкина Т.В. Методы стимулирования продаж в торговле: учебник / С.Б.Алексина, Г.Г.Иванов, В.К.Крышталев, Т.В.Панкина. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 304 с.

2. Иванов Г.Г., Никишин А.Ф., Шипилова С.С. Оптовая торговля М. : ИД «ФОРУМ» ИНФРА-М, 2013.

3. Чеглов В.П. Экономика и организация управления розничными торговыми сетями. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2013

Рекомендуемые периодические издания:

Журналы: «Новости торговли»

«Российская торговля»

«Свой Бизнес»

«Современная торговля»

«Справочник руководителя торгового предприятия»

«Торговое Дело» (Украина)

«Торговое оборудование»

«Управление продажами»

Газеты:«Ведомости»

«Коммесантъ»

Рекомендуемые Интернет-ресурсы:

http://www.akarussia.ru/

http://www.businessintell.ru/

http://www.co.ru

http://www.gks.ru

http://www.kommersant.ru/

http://www.marketing.spb.ru/l

http://www.rbc.ru

http://www.retail.ru

http://www.retailer.ru

http://www.shop-academy.com

http://www.vedomosti.ru

http://www.zenithoptimedia.com/

Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые при изучении дисциплины

№ п/п Название рекомендуемых технических и компьютерных средств обучения Наименование разделов и тем
Специальное программное обеспечение технологического проектирования розничного торгового предприятия Тема 5. Технологическое проектирование розничных торговых предприятий
Электронный ресурс №19154 «Тест по дисциплине «Организация, технология и проектирование торговых предприятий»»   Все темы дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины

· Рабочая программа учебной дисциплины

· Задания для самостоятельной (практической) работы студентов

· Тематика эссе, рефератов и докладов по темам дисциплины

· Комплект тестовых заданий

· Комплекты утвержденных экзаменационных материалов

· Компьютерные рабочие места для проведения технологического проектирования торговых предприятий с использованием специального программного обеспечения

· Мультимедийные средства (компьютер и проектор) для проведения презентаций

V. Оценочные средства

Тематика курсовых работ

По учебному плану подготовки бакалавров по направлению 100700.62 «Торговое дело», профили «Коммерция», «Логистика в торговле», «Торговая реклама» по дисциплине «Организация, технология и проектирование предприятий» предусмотрена курсовая работа в 6 семестре.

Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Организация, технология и проектирование предприятий»

1. Понятие, классификация и показатели развития розничной торговой сети.

2. Корпоративные сети розничных торговых предприятий: особенности и перспективы развития в РФ.

3. Современные форматы розничных торговых предприятий: характеристика и перспективы развития.

4. Материально-техническая база розничной торговли: понятие, состав, показатели развития.

5. Понятие и факторы конкурентоспособности розничного торгового предприятия на потребительском рынке.

6. Местоположение магазина как устойчивый фактор его конкурентного преимущества.

7. Принципы размещения розничной торговой сети.

8. Формы обслуживания покупателей, применяемые в розничной торговле: их сравнительная характеристика.

9. Качество торгового обслуживания как фактор конкурентоспособности розничного торгового предприятия.

10. Дополнительные услуги в магазине как фактор повышения лояльности покупателей.

11. Атмосфера и дизайн розничного торгового предприятия.

12. Понятие, классификация и свойства ассортимент товаров торгового предприятия.

13. Основные направления ассортиментной политики розничного торгового предприятия.

14. Этапы и факторы формирования ассортимента розничного торгового предприятия.

15. Методы анализа и оптимизации ассортимента торгового предприятия.

16. Сущность торгово-технологического процесса в магазине и факторы, влияющие на его организацию.

17. Организация технологического процесса в розничных торговых предприятиях различных типов.

18. Организация и технология приемки товаров в розничном торговом предприятии.

19. Организация и технология хранения и подготовки товаров к продаже.

20. Выкладка товаров в розничном торговом предприятии как инструмент стимулирования продаж.

21. Планировка торгового зала магазина как инструмент мерчандайзинга.

22. Принципы размещения торгового оборудования и товаров в торговом зале магазина.

23. Рекламные средства и особенности их применения в торговых предприятиях.

24. Основные направления и методы стимулирования продаж в торговле.

25. Оптовый закупочный процесс и его основные этапы.

26. Сущность и принципы организации товароснабжения розничных торговых предприятий.

27. Формы товароснабжения розничных торговых предприятий и факторы, влияющие на их выбор.

28. Особенности организации поставки товаров в розничные торговые сети.

29. Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров.

30. Понятие и принципы рационализации товародвижения в торговле.

31. Роль, функции и классификация оптовых торговых предприятий на товарном рынке.

32. Особенности функционирования отдельных оптовых посредников на рынке товаров и услуг.

33. Роль оптовых посредников в установлении хозяйственных связей при поставке товаров в розничную сеть.

34. Сущность оптовых ярмарок, их функции и роль в системе товароснабжения.

35. Сущность оптовых рынков, их роль в организации товароснабжения.

36. Услуги и их роль в обеспечении конкурентоспособности оптовых торговых предприятий.

37. Назначение, функции и классификация товарных складов,.

38. Товарные склады: современные технологические требования к их устройству и проектированию.

39. Распределительные центры торговых сетей: понятие и функции, выполняемые на товарном рынке.

40. Организация и принципы осуществления технологического процесса на складах.

41. Организация хранения и отпуска товаров со складов.

42. Организация коммерческой работы по оптовой продаже товаров со склада.

43. Роль транспорта в торговле и характеристика основных транспортных средств.

44. Рационализация технологии доставки товаров в розничную сеть.

45. Транспортно-экспедиционное обслуживание торговых предприятий.

По учебному плану подготовки бакалавров по направлению 100700.62 «Торговое дело», профили «Коммерция», «Логистика в торговле», «Торговая реклама» по дисциплине «Организация, технология и проектирование предприятий» предусмотрена промежуточная аттестация в 6 семестре – экзамен.

Примерные вопросы к экзамену по дисциплине «Организация, технология и проектирование предприятий»

1. Понятие, значение и классификация розничной торговой сети. Виды розничных торговых предприятий.

2. Типы и типизация розничных торговых предприятий. Характеристика розничных торговых предприятий по уровню цен и по принадлежности.

3. Характеристика предприятий розничной торговли по принадлежности. Достоинства и недостатки независимых торговых посредников и розничных корпоративных сетей.

4. Формат розничного торгового предприятия: понятие, основные и дополнительные характеристики. Характеристика современных форматов магазинов в продовольственной и непродовольственной

Наши рекомендации