Статистическая информация (кого чего)
В исторических журналах регулярно публиковались подборки, либо отдельные документы и исследовательские статьи, которые так или иначе затрагивали англо-русские отношения в годы континентальной блокады.
Из числа зарубежных публикаций прежде всего представляют интерес сборники внешнеполитических документов, изданные в Великобритании и США. В числе крупнейших официальных публикаций по истории Великобритании следует отметить «English Historical Documents 1714 - 1815»3, а также широко известное издание документов внешней политики Великобритании за период 1792 - 1902 гг., предпринятое английскими историками X. Темперли и JI. Пенсон.4 В исследовании широко использовались обширнейшие материалы «American State Papers»9, распадающиеся на серии: иностранные сношения, финансы, торговля и навигация, военные дела и т.д. Для данной работы ценный материал представляют, естественно, документы по вопросам внешней политики и торговли. Следует отметить удобное расположение документов не по хронологическому, а по тематическому признаку.
1 Архив графов Мордвиновых. СПб., 1878. Т. 3 -4; Архив князя Воронцова. СПб., 18701897. Кн. 16-17.
2 Записка о финансах, политике и торговле российского государства в 1810 году // «Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете». М., 1868. кн. 4 (смесь); Сочувствие англичан к русскому народу. Из протоколов английского парламента 1812 г. Сообщено Ральстоном. // Русский Архив. 1876. кн. 3; Хартли Дж.М. «Возражение вызывает не российское законодательство.» // Исторический архив. 1995. № 1 и др.
3 English Historical Documents 1714-1815. L., 1959. V. XI.
4 Foundations of British Foreign Policy from Pitt (1972) to Salusbury (1902), or documents old and new, selected and edited with historical Introductions / Ed. By Temperly H. and Penson L.M.
Cambridge, 1938.
9 American State Papers. Class I: Foreign Relations. Selected and edited under the authority of
Congress. Washington, 1832-1861. V. III.
Заслуживают быть отмеченными и единичные публикации исторических документов по истории блокады в зарубежных исторических журналах и сборниках.1
Следующую группу источников представляют статистические материалы. Основной документальной основой, позволяющей оценить экономическое взаимодействие двух стран в динамике, является статистика внешней торговли. В источниковедческом дискурсе статистика как вид исторических источников подразумевает сбор данных с расчетом на последующую обработку для того, чтобы выявить состояние той или иной экономической сферы, в том числе и в развитии. Статистические материалы по русской торговле рассматриваемого периода достаточно широко используются исследователями. В первые годы XIX в. Министерство Коммерции начинает издавать ежегодные статистические сборники-отчеты «Государственная торговля в разных ея видах», где в таблицы сводились данные по внешней морской и сухопутной торговле Российской Империи по всем портам и границам, данные торгового мореходства, биржевые цены на русские экспортные товары, денежные курсы и др. сведения.2 Первые опыты статистического обобщения российских сведений представлены в работах иностранных экономистов начала XIX в. Ф. Вирста, X. Шторха и К. Арнольда.3 Статистические данные в работах вышеназванных авторов доведены до 1805 -1807 гг. Представленные сведения позволяют оценить состояние внешней торговли в России в указанный период. Необходимо отметить, что статистические данные о торговых оборотах России за изучаемый период не
1 Rose J.H. A Document Relating to the Continental System // English Historical Review. 1903. № 18; Ryan A.N. The Saumarez Papers: Sélections from the Baltic Correspondence of Vice-Admiral Sir James Saumarez, 1808-1812. L., 1968. etc.
2 Государственная торговля в разных её видах за 1802 - 1807 гг. СПб., 1802 - 1807; Государственная внешняя торговля в разных ея видах за 1812- 1813 гг. СПб., 1812-1813.
3 Вирст Ф.Г. Рассуждения о некоторых предметах законодательства и управления финансами и коммерциею Российской империи с 28 таблицами. Перевел с немецкого коллежский советник Иван Степанов. СПб., 1807; Storch H. Cour's d'Economie politique. T. 6. St.-Pbg., 1815; Арнольд К. Мнение о системе тарифа в России. СПб., 1816. Исключение составляет работа отечественного исследователя Е. Зябловского Статистическое описание Российской империи в нынешнем ея состоянии, с предварительными понятиями о статистике и о Европе вообще в статистическом виде. СПб., 1808. могут претендовать на абсолютную точность.
По ряду лет имеются расхождения в цифровых данных в разных источниках у разных авторов. Обобщение статистических сведений по экономике России продолжили уже отечественные экономисты XIX в. С. Паратич, В.И. Покровский.1 В последнее время основным источником статистического материала по внешней торговле России в начале XIX века стало исследование М.Ф. Злотникова «Континентальная блокада и Россия»2, снабженная 111 статистическими таблицами. Вообще, данные по внешней торговле России в начале XIX в. крайне скудны и противоречивы. Так, например, нет данных о размерах торговли с отдельными странами, тогда как в Западной Европе такая отчетность велась очень аккуратно. В русских архивах, конечно, сохранились ведомости Коммерц-коллегии и Министерства Коммерции3 о торговле с разными нациями, но в начале XIX в. они велись не систематично и не совсем точно.
Сведения о торговых оборотах зарубежных стран, в особенности Англии, с Россией публиковались постоянно и были включены в крупные справочники по международной торговле, составленные в середине XIX в.4 Критический анализ и сопоставление статистических материалов позволяют извлечь
1 Паратич С. Краткая общая статистика европейских государств, собранная из разных немецких знаменитых писателей. Харьков, 1812; Коммерческая статистика иностранных государств. СПб., 1844; Сборник сведений по истории и статистике внешней торговли России / под ред. В.И. Покровского. Спб., 1902. Т. I -II.
2 Злотников М.Ф. Континентальная блокада и Россия. M-JI. 1966.
3 Такие ведомости обнаружены исследователями в архивах РГАДА, ф. 276 «Коммерц-коллегии», д. 133, л. 12; НИОР РГБ, Ф. 255 «Румянцевы» к. 15, д. 44,45.
Монументальным исследованием по истории русской экономики в годы блокады стала работа ученика Е.В. Тарле М.Ф. Злотникова «Континентальная блокада и Россия». Труд М.Ф. Злотникова делится на примерно две равные по объему части. В первой автор на основании главным образом архивных документов исследует, как фактически проводилась блокада в России. Он подвергает детальному анализу правительственную таможенную политику и состояние внешней торговли страны в начале XIX в., показывает последующее влияние блокады на внешнюю торговлю и финансы России. М.Ф. Злотников ввел в научный оборот очень много материалов богатейшего Российского Государственного исторического архива. Безвременно скончавшийся в 1942 г. во время блокады Ленинграда, М. Злотников не дождался выхода в свет труда всей жизни. Издательство «Наука» опубликовало первую часть его работы только в 1966г. Редактор В. Яцунский и Е. Тарле выразили желание и намерение опубликовать вторую часть труда, посвященную влиянию блокады на последующее промышленное развитие России. Но, к сожалению, это намерение так и не было реализовано.
Капитальное исследование Злотникова заполнило пробел в изучении истории русской экономики начала XIX века. Следует, однако, отметить, что анализ состояния внешней торговли России в условиях блокады основан на статистических материалах, представленных таблично у ранее упомянутых нами авторов (Е. Зябловского, Ф. Вирста, X. Шторха, К. Арнольда). В зарубежной историографии работа М. Злотникова хоть и считается уникальным
1 Сироткин В.И. Наполеон и Александр I: дипломатия и разведка в 1801 - 1812 гг. М., 2003. Орлов A.A. Англо-русские взаимоотношения в годы наполеоновских войн (1805 - 1814 гг.) Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1997.
2 Злотников М.Ф. Континентальная блокада и Россия. М - JI. 1966. трудом по исследуемому вопросу, однако критикуется за несоответствие статистических выводов и выкладок более объективной европейской статистике. М.Ф. Злотников действительно не учитывает иностранные источники и практически не ссылается на зарубежные исследования по вопросу блокады, уже появившиеся и завоевавшие авторитет в середине XX в., что несколько снижает научную ценность его труда. Несогласованность данных М. Злотникова с зарубежной статистикой и историографией ставят под сомнение его вывод о том, что «полное прекращение всяких экономических отношений между Россией и Англией очень тяжко отозвалось на всей экономической жизни Российской Империи». В целом Злотников придерживался концепции A.B. Предтеченского об отрицательном влиянии блокады на русскую экономику.
Наиболее значительной, а во многих отношениях единственной монографией, посвященной британской экономике в годы континентальной блокады, является двухтомная работа профессора Лилльского университета Франсуа Крузе.3 Капитальный труд Ф. Крузе основан на широком использовании разнообразных архивных материалов Великобритании и Франции. Ф. Крузе специально исследует экономическое взаимодействие Англии с европейскими государствами. Автор констатирует сложность и неоднозначность экономических явлений в период континентальной блокады, выделяя три фазы расцвета, разделенные двумя фазами кризиса и упадка. Крузе неоднократно возвращается к проблеме англо-русского экономического взаимодействия в условиях блокады, признавая его непрерывность и подчеркивая важность русского рынка для Великобритании. Французский историк высказал и детально обосновал мнение о характере англо-русских торговых отношений в условиях блокады в форме нейтральной торговли. В этом принципиальное отличие его концепции от позиций отечественных историков, поддерживающих тезис о контрабандном характере торговли между Англией и Россией.
Исследование Крузе, снабженное ценным документальным приложением, а также статистическими таблицами и выкладками, является не только наиболее подробным исследованием, но может служить в известной мере
1 Crouzet F. Wars, Blockade and Economic Change in Europe. 1792-1815// The Journal of Economic History, 1964, № 4; Fugier A. La Revolution française et l'Empire napoleonien. Paris, 1954; Lefebvre J. Napoleon. Paris, 1932.
2 Сироткин В.Г. Континентальная блокада и «объединение Европы» // Новая и новейшая история, 1964, №3. С. 132-134; Нарочницкий A.J1. Об историческом значении континентальной блокады // Новая и новейшая история, 1965. №6. С. 51-63.
3 Crouzet F. L'économie britanique et le Blocus continental (1806-1813). Paris. 1958. T. I-II. первоисточником. Приводимые Крузе данные из английских архивов подтверждают «официальный» характер торгово-экономических отношений между Англией и Россией в условиях блокады.
С середины прошлого века в собственно английской историографии было отмечено повышение интереса к исследуемой теме. Это, очевидно, связано со стремлением Великобритании играть более действенную роль в мировом сообществе. Заинтересованность Великобритании в улучшении отношений двух наших стран в какой-то мере нашла отражение в работах английского историка и культуролога Э.Г. Кросса1, изучавшего исторические связи Англии и России, и исследователя М. Андерсона.2 В специальной статье, посвященной англо-русским отношениям в условиях континентальной блокады3, М. Андерсон указывает на два возможных для Великобритании варианта развития событий: ответная блокада Балтийского побережья и полная парализация русской внешней торговли с одной стороны, и попытка любым путем сохранить связующие экономические звенья с другой. Великобритания, последовав второму пути, сделала правильный выбор, - уверен М. Андерсон.