Разработка критериев важности

Данная методика предполагает определение критериев оценки и важности бизнес- процессов. Критерии могут быть разработаны экспертами (стратегическая важность, потенциал роста и т.д.) либо можно использовать стандартные финансовые показатели (рентабельность, затраты и т.д.). По каждому критерию процессы оцениваются по 5- балльной шкале, а затем выводится средняя оценка, как и в методике экспертной оценки (см. рис. 26)

Рис. 29. Разработка критериев важности для оценки бизнес-процессов

Для наглядности используют матрицу, где по горизонтали заносятся критерии, а по вертикали - оцениваемые бизнес-процессы (табл. 11).

Таблица 11. Расчет индекса важности процесса

Бизнес-процессы Баллы, набранные критериями Индекс важности (по шкале от 1 до 5, 1 — наименее важный, 5 — наиболее важный)
Критерий Критерий Критерий Критерий
П1          
П2          
П3          
П4          
П5          
П6          
П7          
П8          
П9          
П10          
П11          
П12          
П13          

П14          
П15          
П16          
П17          
П18          
П19          
П20          

Пример ранжирования и выбора приоритетных бизнес-процессов (компания «Эврика»)

Рассмотрим пример ранжирования и выбора приоритетных бизнес-процессов компании «Эврика». Этот пример описывают ситуацию, когда в компании отсутствует формализованная стратегия и соответственно перечень критических факторов успеха.

Когда генерального директора компании «Эврика» спросили: «Есть ли у вас стратегия?»,

он сказал, что нет. Потом его попросили сформулировать основные цели компании. Директор задумался и через пять минут ответил, что основная цель компании «Эврика» одна — зарабатывать деньги. Потом он подумал и добавил — зарабатывать деньги, как сегодня, так и завтра. Под понятием «завтра» генеральный директор компании «Эврика» обозначил временную перспективу — 3 года.

Несмотря на то, что данная формулировка является одним из небольших элементов стратегии, на ее основе удалось подойти к решению задачи выделения наиболее важных бизнес-процессов, которые возможно наиболее реально и эффективно оптимизировать.

На основе сформулированной стратегической цели были разработаны следующие критерии оценки важности бизнес-процессов:

доля оборота;

доля прибыли;

потенциал роста оборота в перспективе — 3 года;

прочая стратегическая важность.

Первые два критерия (доля оборота и доля прибыли) соответствуют первой части стратегической цели — зарабатывать деньги сегодня. Третий критерий (потенциал роста оборота) соответствует второй части — зарабатывать деньги завтра.

Помимо данных критериев был введен и четвертый - прочая стратегическая важность, для того чтобы учесть прочие не формализуемые ценности, которые видит в бизнес- процессах генеральный директор.

Рис. 30. Критерии оценки важности бизнес-процессов компании «Эврика»

Так как сформулированная генеральным директором основная цель компании «Эврика» касается доходной составляющей бизнеса, то для дальнейшей оценки и ранжирования были выбраны только основные бизнес-процессы компании, которые приносят деньги:

торговля чаем;

торговля одеждой;

торговля мебелью.

Оценка важности бизнес-процессов компании «Эврика»

На основе разработанных критериев была проведена оценка важности бизнес-процессов компании «Эврика», результаты которой приведены в табл. 12. Далее каждый критерий оценивается по 5-бальной шкале (табл. 13).

Таблица 12. Критерии важности бизнес-процессов компании «Эврика»

Бизнес- процессы Значения критериев
Критерий 1 Критерий 2 Критерий 3 Критерий 4
Доля оборота, % Доля прибыли, % Потенциал роста (3 года), % Прочая стратегическая важность (1 -5)
Торговля чаем
Торговля одеждой
Торговля мебелью

Таблица 13. Важность бизнес-процессов компании «Эврика»



Продукт Доля оборота, % Доля прибыли, % Потенциал роста (3 года), % Прочая стратегическая важность (1-5) Интегральная важность (1-5)
Чай 3,3
Одежда 4,1
Мебель 2,3

Оказалось, по критерию «доля оборота» бизнес-процесс «Торговля одеждой» оказался наиболее важным, но по критерию «доля прибыли» он уступил бизнес-процессу «Торговля мебелью», потому что рентабельность мебели выше рентабельности одежды. По критерию «потенциал роста», чай оказался наиболее привлекательным продуктом, рынок чая растет, и директор ожидает, что в течение трех лет продажи чая вырастут в два раза. Что касается критерия «прочая стратегическая важность», наибольшая оценка была присвоена бизнес-процессу «Торговля одеждой».

После оценки значений важности по всем четырем критериям была рассчитана интегральная важность бизнес-процессов, представляющая средний рейтинг бизнес- процесса. Оказалось, что бизнес-процесс «Торговля одеждой» является наиболее важным, бизнес-процесс «Торговля мебелью» оказался наименее важным, а бизнес- процесс «Торговля чаем» занял промежуточную позицию.

При оценке важности бизнес-процессов компании «Эврика» был использован критерий «прочая стратегическая важность бизнес-процесса». Данный критерий часто используется при решении подобных задач, и его сущность требует пояснения.

Например, одна компания, которая занималась транспортными перевозками грузов, имела такое бизнес-направление, как «Торговля хоккеистами». В рамках данного бизнес - направления организация содержала хоккейный клуб, успешных игроков которого продавала по контракту в иностранные хоккейные клубы. Когда консультанты подняли вопрос о том, насколько данный вид бизнеса является прибыльным и вписывается в единую стратегическую концепцию развития организации, то оказалось, что он убыточен и никак не связан с другими бизнес-направлениями компании. Тем не менее, данный бизнес пришлось оставить, так как он обладал прочей стратегической важностью для руководства. Дело в том, что большая часть высшего руководящего состава компании в прошлом были хоккеистами и данное бизнес-направление является для них своего рода хобби, стимулирующим менеджмент к эффективному развитию основных прибыльных видов деятельности.

Наши рекомендации