Другие способы классификации бизнес-процессов
При рассмотрении метода построения дерева бизнес-процессов в предыдущем пункте использовался подход, согласно которому бизнес-процессы были разделены на четыре группы: основные, обеспечивающие, процессы управления и процессы развития. Оказывается, что это всего лишь один из основных подходов, наиболее часто применяемых на практике.
Существуют и другие подходы к классификации бизнес-процессов.
Модель, применяемая западными консалтинговыми компаниями.
Модель BAAN.
Модель Oracle.
Тринадцатипроцессная модель.
Восьмипроцессная модель.
Модель Шера.
Модель Портера.
Модель Хаммера.
Ввиду отсутствия в мире единой договоренности, различные группы специалистов в области совершенствования организаций стремятся разработать собственные, наилучшие, по их мнению, подходы к классификации.
Первый подход применяют некоторые консалтинговые компании, и в его рамках бизнес-процессы делят только на два типа: продуктивные и обеспечивающие. В данном подходе, например, деятельность по управлению разбивается и разносится по двум группам. Например, процесс маркетинга относят к продуктивным бизнес-процессам, управление финансами — к обеспечивающим.
Модель BAAN, применяемая специалистами по внедрению интегрированных информационных систем, использует совершенно другой принцип декомпозиции и делит бизнес-процессы на основные и управленческие. При этом под основными процессами понимаются все процессы по перемещению или преобразованию материальных потоков. Бизнес-процессы по перемещению или преобразованию информационных потоков относят к группе управленческих.
Модель Oracle также применяется компаниями по внедрению информационных систем и классифицирует процессы на создающие ценность, обеспечивающие и процессы внешнего взаимодействия.
Тринадцатипроцессная модель примечательна тем, что выделяется всего 13 процессов, часть из которых — основные, а часть — вспомогательные (обеспечивающие). Эти 13 процессов общие для всех компаний.
Восьмипроцессная модель предполагает выделение только 8 процессов, к которым сводятся все процессы компании.
Модель Шера разделяет процессы на производственные, т.е. непосредственно участвующие в создании товара или услуги, и на процессы управления (стоимостью, финансами, информацией).
Модель Портера делит процессы на первичные и вспомогательные. Причем первичные процессы включают только те, которые формируют товар или услугу и доводят ее до потребителя. Все остальные процессы относятся к вспомогательным.
Модель Хаммера схожа с первым, только она предполагает разделение обеспечивающих процессов на инфраструктурные и непосредственно обеспечивающие. При этом к инфраструктурным могут относиться некоторые управленческие процессы. Процессов развития данный подход не предполагает.
Каждый из перечисленных подходов обладает своими преимуществами и недостатками, и в общем случае не имеет большого значения, какой из подходов применять. Главное, чтобы в рамках одной компании при описании бизнес-процессов применялся только один подход и не более. При описании бизнес-процессов компании рекомендуется уходить от споров, касающихся вопросов наилучшего подхода и быстро выбрать один из них. Для этого рекомендуется помнить следующее правило — «абсолютно точных или идеальных классификаций не существует, но их применение удобно».
Аутсорсинг процессов
Основной предпосылкой возникновения аутсорсинга является разделение труда, о котором говорил еще Адам Смит. И действительно, зачем компании выполнять самостоятельно то, что не является для нее основным видом деятельности, ради чего она не создавалась? Гораздо проще довериться другой компании, созданной специально для выполнения определенных функций.
Дело в том, что разделение труда нужно трактовать не дословно, когда каждый выполняет одну узко специализированную работу, что в результате ведет к высокой фрагментарности бизнес-процессов компании. Разделение труда может быть не функциональным, а процессным. Основные процессы будут выполняться в компании, а обеспечивающие — отдаваться на аутсорсинг профильным организациям, для которых эти бизнес-процессы будут основными, а значит, им будет уделяться особенное внимание, они будут реализовываться качественно и профессионально.
Например, производственная компания может легко отдать на аутсорсинг бизнес - процесс «Маркетинговое обеспечение», который для нее будет обеспечивающим. В то же время для маркетингового агентства, которое будет его выполнять, этот процесс уже будет основным, то есть профильным.
В самом деле, сейчас невозможно представить компанию, где не было бы отдела персонала, бухгалтерии, маркетингового, юридического и административнохозяйственного отделов, — это неотъемлемые составляющие среднестатистической оргструктуры. Это привычная для всех ситуация, но привычное — еще не значит лучшее.
Есть специализированные компании, работающие в этих областях, которые могут выполнять эти процессы намного эффективнее, так как, как уже было сказано, они для них — основные, профильные.