Эволюция подходов к управлению компанией
Известный факт: любая компания создается для того, чтобы достичь определенной цели (целей). Это может быть быстрая прибыль и уход с рынка, может — постоянное развитие и укрепление своей рыночной позиции и т.д. В любом случае, любой учредитель всегда ставит перед собою некую цель, ради которой он создает свою компанию. В зависимости от цели, структура компании будет различной.
Одной из важных и в то же время сложных задач современного менеджмента является проектирование оптимальной структуры компании, которая способна реализовать стратегические цели организации. Под «структурой» в данном случае понимается не только и не столько организационная структура, сколько взаимосвязь видов деятельности, осуществляемых в компании. Ведь именно от того, насколько слаженно будет протекать работа внутри компании, будет напрямую зависеть результат деятельности организации.
Рассмотрим основные виды структур компании и их эволюцию (рис. 1).
Рис. 1. Эволюция управления компании
До второй половины XVIII века устройство компании было простым. Определялось это тем, что бизнес был прост, а масштабы его — невелики. Со временем бизнес стал усложняться, становиться масштабнее, а потому одному-двум работникам уже невозможно было осуществлять весь производственный процесс, и Адам Смит предложил свое решение такой проблемы — функциональное разделение труда.
С того времени до второй половины XX века господствовала функциональная структура компаний: каждый отдел занимался только выполнением своей функции, и постепенно компании стали во многом состоять из узких специалистов своей области. Это привело к тому, что практически любой бизнес-процесс, протекающий в компании, стал прерывистым: каждый сотрудник выполнял только свою небольшую функцию, часто не до конца понимая, что должно получиться на выходе. Процессы стали слабо управляемыми, так как управление также было функциональным: ход всего процесса не отслеживался.
В подобной ситуации снижается и скорость и качество выполнения бизнес-процессов в компании, что сказывается на продукции и услугах. В конце XX века М. Хаммер и Д. Чампи предложили новый взгляд на структуру компании — процессный. Во главу угла ставились бизнес-процессы компании, определяющие качество продукта. Надо сказать, что процессный подход к управлению компанией требует от сотрудников мультифункциональности.
1 й рабочий 2-й рабочий 3-й рабочий
Рис. 2. Сравнение процессного и функционального подходов
Если посмотреть на рис. 2, в первом случае (слева) каждый рабочий выполняет весь бизнес-процесс целиком, а потому он обязан обладать знаниями для выполнения функций 1, 2 и 3. Во втором случае (справа) рабочий должен обладать только навыками для выполнения одной функции, что справедливо для функционального подхода. Сравнение процессного и функционального подходов представлено в табл. 1.
Таблица 1. Сравнение функционального и процессного подходов
Функциональный подход | Процессный подход | |
Преимущества | Менее затратная Наличие высококвалифицированных узких специалистов | Есть ответственный за результат в целом Гибкость, быстрое принятие решений и проведение изменений |
Недостатки | Никто не отвечает за результат в целом Отсутствие гибкости, медленное принятие решений и проведение изменений Эффективность работы подразделений зачастую достигается в ущерб ее общей эффективности Проблемы, возникающие на стыках функциональных подразделений Конфликты между функциональными подразделениями | Более затратные, дублирование работ Конфликты, возникающие при распределении ресурсов Высокие требования к знаниям и квалификации персонала (широта знаний и умений) |
Понятия процессного подхода
Давайте рассмотрим подробнее некоторые понятия процессного подхода.
Классическое определение функции в бизнесе выглядит следующим образом.
Функция — устойчивая совокупность однородных специализированных работ (действий, операций), способность реализации которых поддерживается в компании.
Что касается процессов, то в настоящее время различными специалистами по организационному проектированию сформулировано несколько различающихся определений бизнес-процессов. Давайте рассмотрим основные из них.
Бизнес-процесс — это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя (М. Хаммер, Д. Чампи).
Бизнес-процесс — это несколько связанных работ или процедур, в совокупности реализующих конкретную цель текущей деятельности в рамках существующей организационной структуры.
Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют «входы» в «выходы» (ISO 9000:2000).
Из приведенных определений и смысла, вкладываемого консультантами-практиками в данные понятия, бизнес-процессы и функции можно охарактеризовать следующим образом:
бизнес-процессы и функции состоят из работ;
различие между процессами и функциями заключается в различии способов объединения работ и используемых элементов для их описания (табл. 2);
Таблица 2. Различия между бизнес-процессами и функциями
Функция | Бизнес-процесс |
Совокупность однородных видов деятельности Совокупность специализированных видов деятельности Является частью бизнес-процесса и может входить в различные бизнес-процессы | Совокупность различных видов деятельности Взаимосвязаны и упорядочены во времени и пространстве Наличие «входов» и «выходов» Наличие результата, обладающего ценностью для потребителя Состоит из функций |
Рис. 3. Бизнес-процессы и функции