Методологические основы внедрения технологий мерчандайзинга
ПОДХОДЫ К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ПЛОЩАДИ
ТОРГОВОГО ЗАЛА И РЕГУЛИРОВАНИЮ
ПОКУПАТЕЛЬСКИХ ПОТОКОВ
Принятие решений по организации мерчандайзинга в торговом зале магазина начинается с определения ассортиментных позиций и необходимого торгового запаса, которые должны соответствовать торговой площади, имиджу магазина, его целевой аудитории. Затем решается вопрос планировки торгового зала магазина.
Планировка магазинав соответствии с технологиями мерчандайзинга включает в себя распределение торговой площади на отделы, секции, расположение стеллажей и товаров на них, определение маршрута движения покупателей по торговому залу, позволяющего распределить познавательный ресурс и физический потенциал посетителей адекватно целям розничного торгового предприятия и других участников цепочки «производитель — потребитель».
Рациональное распределение площади торгового зала и правильное размещение оборудования, товаров и узлов расчета, а также целенаправленная организация движения покупательских потоков в мага-
зине являются одними из основных задач специалистов по мерчандай-зингу.
Первым делом необходимо выбрать помещение, подходящее для организации продажи товаров и обслуживания покупателей. Практика показывает, что наиболее удобной (оптимальной) формой торгового зала является прямоугольник с отношением сторон 2:3 или 1:2 и высотой не менее 3,3 м и более. Однако найти такие помещения достаточно сложно, поэтому приходится использовать имеющиеся в наличии помещения, как правило, размещенные на первых этажах жилых домов и имеющие различные конфигурации.
При организации торгово-технологических процессов внутри магазина необходимо учесть множество факторов, среди которых можно выделить:
♦ конфигурацию торгового зала;
♦ размещение входов и выходов;
♦ систему освещения;
♦ установку оборудования и размещение узлов расчета;
♦ последовательность размещения отделов, секций и товаров;
♦ способы выкладки товаров на торгово-технологическом оборудо
вании;
♦ предполагаемые методы обслуживания;
♦ специфические особенности клиентуры;
♦ психологические особенности и другие составляющие природы
человека.
Рассмотрим наиболее вероятные варианты конфигураций помещений торговых залов, а также преобладающие в них направления и интенсивность движения покупателей и возможные приемы их регулирования с учетом психологических факторов.
Все знают, что движения и поведение человека не адекватны его антропологической и физиологической симметричности. Например, внешне одинаковые правые и левые конечности отличаются друг от друга по физической активности, левое и правое полушария мозга по-разному задействуются при обработке информации и т.д. Специалисты по маркетингу давно используют эти особенности человека, посредством рекламных и иных технологий воздействуя на подсознание посетителя магазина и таким образом управляя его движениями, вниманием, восприятием и т.д. В конечном итоге это оказывает влияние на формирование покупательских предпочтений в пользу определенных товарных марок и технологий продаж.
Исследования показывают [3], что до б лет дети с закрытыми глазами поворачивают направо и налево с одинаковой частотой, а с возрастом повороты в правую сторону начинают преобладать. Представим идеальный случай, когда помещение имеет форму квадрата, искусственное и равномерное освещение (окна отсутствуют) и вход посередине фасада (рис. 3.1). В таком помещении посетители поворачивают вправо чаще (60%), чем влево (40%). Следовательно, товары, размещенные в правой части зала, при прочих равных условиях имеют преимущество перед товарами, размещенными в левой части зала. Кроме того, люди неохотно посещают глубину зала (30%), предпочитая совершать покупки в передней части (70%) торгового зала, что создает преимущество товарам в этой части помещения.
«Левый верхний угол» посещают 10% посетителей |
«Правый верхний угол»
посещают 20%
посетителей
Потенциально холодная» зона |
чаще других, их называют «горячими» зонами. Задача специалиста по мерчандайзингу — добиться, чтобы «холодные» зоны стали «горячими». На рисунке 3.2 представлена схема торгового зала, планировка которого способствует формированию «холодной» зоны.
Глубину зала посещают 30% посетителей
Переднюю часть зала посещают 30% посетителей
«Левый нижний угол» посещают 30% посетителей |
«Правый нижний угол»
посещают 40%
посетителей
Вход/Выход
Рис. 3.1. Влияние факторов природной системы человека на распределение посетителей в торговом зале
В любом магазине есть места, которые покупатели посещают меньше всего, их называют «холодными» зонами, и места, которые посещаются
Вход/Выход
Рис. 3.2. Изменение направления движения покупательских потоков препятствует образованию «холодной» зоны:
■ движение против часовой стрелки основного потока;
------ - - > движение против часовой стрелки посетителей «холодной» зоны;
. движение против часовой стрелки основного потока
«Холодные» зоны образуются потому, что люди по своей природе, как правило, не желают изменять направление движения.
Если в нашем примере покупательский поток направить против часовой стрелки, то дальний угол посетит незначительная часть покупателей, а большинство будут продолжать движение прямо, минуя целый участок торгового зала. Для того чтобы превратить его в «горячую» зону, специалист по мерчандайзингу может использовать следующие приемы:
1) изменить движение покупательского потока посредством создания
барьера из торгового оборудования или размещения узла расчета на его
пути;
2) повлиять на направление движения уменьшением освещения
в левом углу ирасширением проходов в правой части зала;
3) разместить в правом углу более привлекательные для покупателей
товары.
Кроме того, практика показывает, что покупатели предпочитают идти по направлению против часовой стрелки и по краям. Так поведение людей создает неблагоприятные условия для товаров, размещенных в центральной части торгового зала. Поэтому специалисты по мерчандайзингу должны привлекать покупателей с помощью различных факторов, способствующих изменению маршрутов движения и перераспределению внимания посетителей.
Иногда встречаются торговые залы с отдельно размещенными входом и выходом. На рисунке 3.3 центр зала представляет собой особо «холодную» зону.
Рис. 3.3. Способ размещения входа и выхода, способствующий появлению
«холодных» зон
Решить проблему в данном случае можно путем совмещения входа и выхода, а также при помощи других описанных выше способов устранения подобных недостатков.
Причины возникновения «холодных» зон могут быть связаны не только с природными свойствами и естественными рефлексами человека и планировкой зала, размещением оборудования, но и с конфигурацией островных и пристенных прилавков.
Вход/Выход
Рис. 3.4. Конфигурация прилавка влияет на активность внимания посетителей:
> основной поток покупателей;
- - - - - - > поток посетителей, посчитавших прилавок слишком длинным
Во второй главе приведена диаграмма (рис. 2.2), отражающая неравномерный характер внимания покупателей. Промежуток времени, в течение которого покупатель может фокусировать внимание на отдельном товаре или прилавке, ограничен. Это означает, что у прямых прилавков появляются попеременно «холодные» и «горячие» зоны. Кроме того, прямые прилавки типа «а» воспринимаются как более длинные, и от их однообразия покупатель устает быстрее, чем в случае с прилавками иных конфигураций.
Преимущество прилавка типа «б» (рис. 3.4) заключается в том, что покупатель воспринимает его не как единое целое, а как состоящий из нескольких коротких. Кроме того, сложная конфигурация прилавка способствует восстановлению активности внимания благодаря наличию неожиданных препятствий и необходимости изменения направления движения.
«Холодные» зоны в небольших магазинах, особенно предприятий малого бизнеса, для которых даже полметра площади имеют значение, могут образовываться под влиянием ряда других факторов, например, в зависимости от того, в какую сторону открывается дверь, или месторасположения кассы (рис. 3.5).
Вход/Выход
Рис.3.5. Расположение двери и кассы, способствующее образованию «холодных» зон
Для предупреждения появления таких уголков нужно предусмотреть открывание дверей наружу или встроить дверь-купе, либо разместить в этих зонах более привлекательные товары.
АТМОСФЕРА ТОРГОВОГО ЗАЛА