Халифат Аббасидов (750—1258)
Халифы из рода Аббасидов пришли к власти при поддержке иранской землевладельческой знати дикхан, которой они предоставили ряд важных постов в государстве. С этого времени правящая верхушка халифата приобрела полуиранский облик. Столи-цей-Аббасидов стал новый город — Багдад (762 г), построенный недалеко от бывшей сасанидской столицы Ктесифона.
В отличие от Омейядов Аббасиды не проводили активной завоевательной политики. Более того, при них были потеряны некоторые территории, ранее входившие в состав халифата: Испания, где утвердилась собственная династия, созданная последним представителем Омейядов Абдар-Рахманом, и ряд областей Магриба, но войны с Византией продолжались почти непрерывно. На рубеже VIII и IX вв. Византия была даже вынуждена платить дань халифату. Продолжались военные действия на Кавказе и в Средней Азии.
Развитие феодальных отношений. В халифате Аббасидов получили дальнейшее развитие феодальные отношения. Верховная собственность на землю, как и раньше, принадлежала государству. В то же время сохранялось частное (мюльк) и условное (икта) землевладение, часть земли была в собственности племен и общин. Государственное землевладение было особенно широко распространено в тех областях халифата, где имелись крупные оросительные системы, прежде всего в Ираке и Египте. Крупными землевладельцами были халиф и его родственники. При Аббасидах произошли изменения в формах пожалований земли. Земли икта ранее жаловались на условиях уплаты налога государству. Теперь владелец икта должен был нести военную или гражданскую службу, за что получал право собирать в свою пользу государственные налоги с предоставленного ему икта.
В IX в. появился новый вид феодального владения — вакф — земли, пожалованные государством или частным собственником различным мусульманским учреждениям — мечетям, школам, богадельням, больницам, отдельным духовным лицам. Вакуфные земли не облагались государственными налогами. Поэтому многие земельные собственники начали жертвовать в вакф свои земли, чтобы избавиться от уплаты налогов государству. Для себя и своих наследников они оговаривали право получать определенные отчисления от доходов с земли, передаваемой в вакф.
Рост вакуфного и условного (икта) землевладения привел к сокращению доходов казны. Постоянно нуждаясь в средствах, халифы отдавали сбор налогов на откуп. Это привело к неограниченному грабежу налогоплательщиков откупщиками.
Крестьяне, сидевшие на государственных, частновладельческих или вакуфных землях, юридически считались свободными, но фактически были феодально зависимыми. Однако в правление Аббасидов оставалась еще и прослойка свободных крестьян — собственников земли. Феодалы, особенно владельцы икта, часто незаконно захватывали земли крестьян и присоединяли их к своим владениям.
Крестьянская община в ряде районов быстро разлагалась, превращаясь в тяглую. Так, в Египте, Сирии, Палестине, Южном Иране община стала чисто административным объединением крестьян, отвечавшим перед государством за поступление налогов.
В VII—IX вв. в халифате все еще было много рабов, которых использовали не только в услужении, но и в производстве, главным образом, на оросительных работах, в садоводстве, в ремесле, на рудниках, в качестве пастухов и т. п. Широко была распространена работорговля, множество рабов привозили из-за границ халифата, особенно из Африки.
В странах халифата была значительно развита торговля. Через его территорию проходили важнейшие караванные пути, соединявшие Средиземноморье с Дальним Востоком. Развивалась морская торговля с Индией, Индонезией, Китаем, поддерживались традиционные торговые связи с Африкой. Арабы торговали также с хазарами, тюркскими кочевниками, Русью. Огромное централизованное государство с единой системой управления, налогообложения, таможенных тарифов обеспечивало безопасность для перевозки товаров по своей территории.
В халифате было много крупных городов, в Которых сосредоточивались ремесла и торговля. Наиболее развито было текстильное производство, вырабатывались шелковые, льняные, хлопчатобумажные, шерстяные ткани. Повсеместно славились иранские ковры. Большого мастерства достигло ювелирное ремесло. Производство писчей бумаги, известное в Самарканде уже в начале VIII в., к концу VIII в. существовало в Багдаде, затем Триполи сирийском, а к концу IX в. в Египте. Увеличилась добыча золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней. Особым спросом пользовалось оружие из знаменитой дамасской стали. Многие города халифата насчитывали сотни тысяч жителей. Крупнейшим городом была столица государства Багдад. Города в халифате не имели самоуправления. Управляли ими хакимы-чиновники, назначаемые центральной властью из представителей феодальной аристократии. Большинство ремесленников зависело от светских или духовных феодалов. К XI в. наметилось некоторое ослабление личной зависимости от феодалов. Укрепились корпорации ремесленников.
Государственное устройство халифата Аббасидов. Халифат Аббасидов представлял централизованное государство с развитым бюрократическим аппаратом. Верховным правителем был халиф, располагавший светской и духовной властью. Его главным помощником в светских делах был великий везир. Значение везиров возросло. Они решали многие государственные дела, командовали войсками. По духовным делам помощником халифата был главный кадий (судья), в ведении которого находились также суд и просвещение. Судопроизводство в халифате вершилось на основе мусульманского религиозного права — шариата. Немусульманское население находилось под юрисдикцией своих религиозных глав — епископов, раввинов и т. п. Отдельные области страны управлялись наместниками-эмирами, власть которых стала наследственной. К IX в. в некоторых наместничествах сложились самостоятельные эмирские династии.
Армия халифата состояла из нескольких категорий войск: ополчения арабских племен, наемников и так называемых гу-лямов. Гулямы были рабами из тюрков, славян, африканцев, которых с юношеского возраста воспитывали и соответствующим образом обучали вдали от родной среды, чтобы сделать из них безропотных преданных слуг халифа. Однако очень скоро гулямы превратились в силу, которая стала диктовать свою волю халифам.
Народные движения в халифате Аббасидов. Аббасиды пришли к власти, использовав победоносное народное восстание, но они не оправдали народных надежд. Выступления народных масс продолжались. В 751 г. вспыхнуло восстание в Бухаре, в 755 г. — в районе Нишапура и Рейа, в 776—778 гг. — грандиозное восстание под руководством Муканны в Мавераннахре, в 778—779 гг. — в Гургане (юго-восточное побережье Каспийского моря). Особенно грандиозной была крестьянская война 815—837 гг. под предводительством Бабека, которая началась в Южном Азербайджане и распространилась затем на Западный Иран вплоть до Исфахана и Кермана. Борьба шла под лозунгами секты хуррамитов, проповедовавшей социальное равенство, равное право всех людей на землю и другое имущество. Их идеалом была свободная сельская община с коллективным землевладением. Восставшие несколько раз одерживали победу над войсками халифата. Лишь в 837 г., мобилизовав огромные военные силы и средства, а также использовав предательство примкнувших к восстанию феодалов, халифату удалось подавить это движение.
Крупным потрясением для страны было восстание зинджей. Зинджи — чернокожие рабы, труд которых широко применялся в халифате. Восставшие в течение четырнадцати лет (869—883) удерживали в своих руках большой район Южного Ирана и Хузис-тана. Они взяли приступом крупнейший город и порт Басру. К восстанию рабов присоединились крестьяне и бедуины, на сторону восставших перешло наемное войско халифата, набранное из тюркских племен. В 879 г. предводитель зинджей Али ибн-Му-хаммед объявил себя халифом и стал чеканить монету со своим именем. Созданное рабами государство копировало халифат Абба-сидов. Вожди зинджей стали превращаться в феодальных правителей. Не было даже отменено рабство. Значительная часть восставших начала отходить от восстания. Воспользовавшись этим, правительственные войска разгромили зинджей. Восстание зинджей имело значительные последствия для социальной истории халифата. Главное из них — отмирание рабовладельческого уклада. Значительно сократился импорт рабов из Африки. Начиная с IX-Х вв. землевладельцы предоставляли рабам земельные участки, превращали их в феодально зависимых крестьян.
Другим крупным потрясением для халифата явилось движение карматов. В конце IX-Х в. оно охватило бедуинов, ремесленников и крестьян Сирии, Ирака, Бахрейна, Йемена и Хорасана. В начале Х в. на Бахрейне карматам удалось даже создать свое государство, которое просуществовало более полутора столетий. Многие области халифата, например Сирия, Египет, платили им дань.
Карматы представляли собой одно из ответвлений шиитской секты исмаилитов. Они выступали за социальное равенство всех людей (кроме рабов). В своем государстве карматы попытались восстановить общинное рабство. На Бахрейне было ликвидировано крупное землевладение и феодальная эксплуатация, но сохранялось рабство как база благосостояния всей общины.
Государство карматов насчитывало около 30 тыс. негритянских и эфиопских рабов, которых они предоставляли земледельцам для работы в поле и садах. Нуждающимся земледельцам и ремесленникам выдавались ссуды из общественной казны, которая составлялась из военной добычи.
Как и государство зинджей, государство карматов со временем переродилось в обыкновенное феодальное государство.
Крестьянские восстания не проходили бесследно. Они расшатывали устои Аббасидского государства, способствовали временному ограничению феодальной эксплуатации.
Распад халифата Аббасидов. В течение IX — первой половине X в. Аббасидский халифат распался на отдельные эмираты. Это было обусловлено рядом причин: различным уровнем экономического развития отдельных областей халифата, отличавшихся также по этническому составу населения, культуре, языку, религии, степени исламизации; ростом крупной земельной собственности за счет государственного землевладения, что привело к усилению сепаратизма крупных феодалов и созданию наследственных эмиратов; подъемом освободительной борьбы покоренных народов. Бывшие халифские наместники превращались в самостоятельных правителей. Так было с Тахиридами в Хорасане, Саманидами в Мавераннахре, Тулунидами в Египте, Багратидами в Армении. Первоначально они посылали часть собираемых ими налоговых сумм центральному правительству, а затем отказались и от этого. В некоторых провинциях власть захватили крупные местные феодалы. Возросла роль предводителей гулямов, которые неоднократно устраивали дворцовые перевороты, свергали халифов и ставили новых по собственному усмотрению. Начиная с 60-х гг. IX в. халифы стали марионетками в руках собственной гвардии. К началу Х в. в руках Аббасидов оставался только Арабский Ирак и Западный Иран. В 945 г. эти области были захвачены Иранской династией Буидов. Аббасидские халифы потеряли политическую власть. За ними сохранялось лишь духовное руководство.
Культура в странах халифата. В VII-Х вв. для всего огромного региона от Мавераннахра до Испании языком международного общения стал арабский язык.
Культуру этого региона условно называют арабской или мусульманской. Однако следует иметь в виду, что в странах с неарабским населением, вошедших в состав халифата, продолжали развиваться местные культуры, лишь вступавшие во взаимодействие с культурами других стран и народов, включенных в халифат. Помимо арабского элемента, арабо-мусульманская культура впитала в себя многое от культурного наследства персов, сирийцев (арамейев), коптов, иудеев, народов Средней Азии и др. Усвоено и переработано было наследие эллинистическо-римской культуры.
Наибольший расцвет арабской культуры приходится на VIII-XI вв. В VIII—IX вв. были записаны многие произведения доислам-ской арабской устной поэзии. На базе староарабской поэзии, а также Корана сложился классический арабский язык средневековья. Поэзия VII—VIII вв. во многом продолжила старые традиции, сохраняя свой жизнерадостный тон и воспевая воинские подвиги, любовь, веселье, вино. В прозе был популярен жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения. В Х-XV вв. сложился знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь», в который вошли переработанные и перенесенные в арабскую среду сюжеты персидских, индийских, греческих и иных сказок. Наиболее известны в это время были поэт Абу Нувас (756- 810), обличитель распущенности, царившей при дворе халифа Ха-руна ар-Рашида, Абу-ль-Атахия (конец VIII-начало IX в.), и великий сирийский поэт-философ Абу-ль-Ала аль-Маарри, живший во второй половине XI в., и др.
Начиная с середины VIII в. было сделано много переводов с греческого и сирийского языков на арабский. Прежде всего, переводились труды по философии, математике, медицине, астрономии. Многое было переведено также с персидского языка. Через персов арабы познакомились с достижениями индийцев в области математики и астрономии. От индийцев они заимствовали цифры, которые европейцы назвали арабскими.
Архитектура в странах халифата развивалась на основе переработки арабами эллинистическо-римских и иранских художественных традиций. Наибольшей известностью пользуются культовые и дворцовые здания. Это мечеть Амра в Фустате (VII в.), соборная мечеть в Куфе (VII в.), знаменитый храм «Купол скалы» в Дамаске. Уже при Омейядах начали возводить купола и минареты. С Х в. здания стали украшать арабесками — тончайшим растительным или геометрическим орнаментом с включением стилизованных надписей. Из-за враждебности ислама к изображению живых существ, якобы ведущему к идолопоклонству, живопись в странах ислама не получила значительного развития и ограничивалась орнаментами. Высоко ценилось искусство каллиграфии. С XII в. начало развиваться искусство миниатюры.
Центрами науки были Куфа, Басра, Харрон, Багдад. В Багдаде был создан «Дом науки», представляющий собой соединение своего рода академии, библиотеки, обсерватории с коллегией переводчиков.
Больших успехов достигла медицина. Наиболее известными в этой области были: в Сирии семья Бахтишо, давшая семь поколений знаменитых врачей, известный багдадский хирург IX-Х вв. Абу Бекр Мухаммед ар-Рази, а также знаменитый Ибн Сина (Авиценна, 980—1037 гг.), прославившийся своими трудами «Книга исцеления» и «Канон врачебной науки», где были обобщены достижения медицины того времени.
Математика, география и астрономия у арабов развивалисьнабазе эллинистического и индийского наследия.
В IX в. во многих городах халифата появились публичные библиотеки и обсерватории. В Х в. сложился тип средней и высшей мусульманской школы-Мадраса (медресе).
В IX в. начала развиваться светская историография. Крупнейшими ее представителями были историк арабских завоеваний ал-Белазури (IX в.), историк Багдада Ибн Абу Тахар Тейфур (IX в.), авторы всеобщих историй ал-Иакуби (IX в.), ат-Табари (IX в.), ал-Масуди (X в.).
Значительных успехов достигла философия, воспринявшая эллинистическое наследство, в частности идеи Платона, Аристотеля, неопифагорийцев. Наиболее известными философами являлись ал-Кинди (IX в.), ал-Фараби (X в.), Ибн Сина. Близкий к карматам философский кружок в Басре («Братья чистоты») составил энциклопедию философских научных достижений своего времени (конец IX в.). Многие из философов и ученых были энциклопедистами. Так, Ибн Сина известен как философ, медик и поэт, ал-Бируни — филолог, историк, математик, астроном.
К XI—XII вв. завершилась разработка ортодоксальной системы исламской теологии, появился культ святых.
На рубеже VII—VIII вв. сложилось аскетически-мистическое течение в исламе — суфизм. Аскеты-суфии, иначе называемые факирами или дервишами, стали играть в исламском мире роль, подобную нищенствующим монахам в христианстве. Суфии осуждали богатство, призывали отказаться от всех благ мира, провозглашали культ бедности и самоотречения для спасения души и слияния с богом. В этом учении отразился протест социальных низов против феодального гнета, хотя и в пассивной форме.