Салическая правда: основные хозяйственные положения.

 

Салическая правда–кодекс законов обычного права.

Основная идея: регулирование проблем земледелия и характеристика общественного строя.

Характеристика Салической Правды:

· представляет собой бессистемную запись обычаев Салических франков;

· отражает пережитки первобытнообщинного строя;

· раскрывает процесс разложения первобытнообщинной собственности и появление частной собственности;

· защищает интересы имущих и их частную собственность;

· тесно связана с религиозными обычаями.

Основные отрасли хозяйства:

- земледелие, т.к. земля – основа независимости общества, его благосостояния; земля задавала специфику ведения хозяйства.

- животноводство – символ благосостояния, обеспечивало семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчётов. Покушения на собственность налагаются большими штрафами.

Общественный строй:

- наличие у франков общины (жители выступают как члены общины, регулирующие поземельные отношения в своей деревне, есть титул "О переселенцах", говоривший о возможности переселения чужих при условии согласия всей общины).

- переход от большесемейной "земледельческой" общины (где сохранялась коллективная собственность рода на всю землю, включая и пахотные наделы больших семей) к соседской общине, в которой уже господствует индивидуальная собственность малых семей на надельную пахотную землю при сохранении об­щинной собственности на основной фонд лесов, лугов, пустошей, пастбищ и пр.

- возможность добровольного выхода из родового союза (выгодно богатым и могущественным людям, находившимся под покровительством короля, избегание общественной ответственности, замужество с рабом)

-расслоение свободных франков на бедных и богатых: 1 слой - свободные франки (общинники), 2 слой – появление служилой знати, 3 слой – полусвободные литы, вольноотпущенные – бывшие рабы, отпущенные на волю.

Собственность:

-земля,нераспаханные пустоши, леса и выгоны находятся в общинной собственности.

- частная собственность на землю возникает в результате дарений, покупки у римлян, захватов никем не занятой земли. Эти земли получают название аллода. Наряду с аллодами существовали прекарии - земли, переданные их собственниками в пользование и владение за услуги или плату.

Землю в прекарий обычно давала церковь. Передача земель в качестве прекария также служила источником установления зависимости крестьян от крупных землевладельцев. Бенифициарии - условное держание земли, сопряженное со службой и определенными повинностями. Существовали феоды - условные земельные держания, передаваемые по наследству.

Наследование имущества:

- земля передавалась по мужской линии, при отсутствии наследников, земля отдавалась в общину;

- для передачи имущества на случай смерти прибегали к дарениям, прекарию или передаче имущества какому-либо доверенному лицу;

-движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доле.

- имело место аффатомия - передача имущества наследнику по завещанию через посредника. Сначала наследодатель передавал вещь посреднику через суд. Посредник принимал вещь и через 12 месяцев передавал ее действительному наследнику путем дарения. Свидетельствует о том, что хотели сохранить земельную собственность в данном роде.

Уголовное право: В уголовном праве удерживаются остатки обычая кровной мести. За большинство преступлений налагались высокие штрафы в пользу потерпевшего (1/3 которого поступала в пользу государства).

Капитулярий о поместьях.

«Капитулярий о поместьях» - инструкция для ведения хозяйства в собственных владениях короля, изданная около 800 г. и предусматривающая, как должно быть организовано поместное хозяйство. «Капитулярий» требует, прежде всего, решения вопроса о его авторстве и территории, на которую он распространялся. По общепринятому мнению «Капитулярий о поместьях», издан Карлом Великим.

Данный источник дает возможность изучить хозяйственную основу вотчины и рассмотреть экономические сдвиги, которые произошли на территории Франкского государства со времен «Салической правды». Для этого студент должен в первую очередь установить перемены в сельскохозяйственном производстве, дать характеристику состояния зернового хозяйства, животноводства, виноградарства и садоводства в IX в. Особого внимания заслуживает вопрос о развитии ремесла, степени его отделения от земледелия; здесь следует подвергнуть анализу перечень ремесленных изделий, инструментов и категорий ремесленников, данный на страницах «Капитулярия». Следует при этом помнить, что «Капитулярий»рисует картину желаемого, а не действительного положения вещей в вотчине, поэтому его обширные сведения о ремесленниках на господском дворе необходимо корректировать с теми данными, которые сообщают другие источники. В связи с развитием ремесла возникает вопрос: связана ли вотчина с рынком и как она удовлетворяет свои нужды? Текст «Капитулярия» дает достаточный материал для ответа на него. Важно установить участие в торговле не только господского, но и крестьянского хозяйства, выяснить, как крестьяне посещают рынки, облагаются торговыми пошлинами и т. д.

Следующая важная задача - характеристика состава зависимого крестьянства. Необходимо отметить существование различных его категорий, выяснить правовой статус входящих в каждую категорию крестьян, их имущественное состояние, повинности и связь этих повинностей с характером наделов. Например, при анализе положения сервов нужно указать, каковы их производственные функции в вотчине, все ли они посажены на землю, какими наделами пользуются и в чем заключается их ренты. В итоге студент должен получить ответ не только на вопрос, какой смысл вкладывался в VIII - IX вв. в ведущее свое происхождение от античности понятие servus (раб), но и на вопрос, в каком направлении шел процесс формирования зависимого крестьянства, обособлялись ли различные прослойки держателей друг от друга или, напротив, происходил процесс их сближения.

Наши рекомендации