Возрения Конфуция. (Конфуцианство)

Весьма активно развивалась экономическая мысль в Древнем Китае. Целая эпоха в древнекитайской истории связана с деятельностью Конфуция (551— 479 гг. до н. э.). Созданное им учение "конфуцианство" оказало громадное влияние на последующее развитие. Воззрения Конфуция (Кунцзы) обобщены в сборнике "Беседы и суждения" ("Лунь юй"), записанном его учениками.

В бытность Конфуция в Китае происходили существенные сдвиги, связанные с разложением общинных отношений и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств. Свой социальный идеал Конфуций видел в прошлой истории Китая. Ему были близки интересы родовой знати, позиции которой сильно пошатнулись. Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности в обществе и государстве на нарождавшегося рабовладения с широким использованием традиционных норм, обычаев и обрядов, сохранявшихся в народе от родовых, общинных отношений. Конфуций ратовал за укрепление власти верховного правителя Китая, советовал держать народ в повиновении, чтобы подданные трепетали перед ним. Вместе с тем Конфуций представлял образ справедливого правителя страны, который должен быть достаточно образованным, являться "отцом народа", гарантом «правильных действий».

Конфуций одним из первых в истории общественной мысли создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало, определяющее
судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на "благородных", составляющих высшее сословие, и "простолюдинов" ("низких"), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. Отношения между рабовладельцами и рабами он сводил не только к принуждению. Конфуций призывал воспитывать доверие у рабов к своим хозяевам, советовал "благородным" с помощью "кнута и пряника" добиваться верности и послушания рабов.

Экономические воззрения Конфуция, являясь продуктом своей эпохи, были противоречивы. Идеализация старины, закрепление патриархально-общинных отношений уживались у него с поддержкой рабства, разработкой правил, регулирующих взаимоотношения рабов и рабовладельцев. Он представлял прежде всего интересы родовой и рабовладельческой аристократии, а также низшего, служилого слоя рабовладельцев. Вместе с тем Конфуций являлся противником нарождавшегося нового слоя крупных рабовладельцев. В условиях обострявшихся социальных противоречий он искал пути достижения социального "равенства" при сохранении и укреплении рабовладельческих порядков, сглаживания конфликтов.

Конфуций считал, что источником богатства является труд, а богатство верховного правителя должно основываться на богатстве народа. Он различал "великую общность" (общинную собственность) и частное владение (собственность аристократов, рабовладельцев). Позиция Конфуция здесь двойственная. Он отмечал, что рост социальных противоречий связан с частным владением, но отдавал предпочтение частной собственности, как и сословному делению в обществе, считая это установлением бога и природы. Вместе с тем Конфуций нацеливал на то, чтобы каждый человек стремился к моральному совершенствованию, соблюдению правил уважения старших и т.п. Условием достатка народа он считал умелое хозяйствование и труд, одинаково выгодный как в условиях коллективной собственности и крестьянской общины ("великой общности"), так и в частном владении потомственных новоявленных аристократов и рабовладельцев. Учение Конфуция обосновывало консерватизм общественного устройства, утвердившийся в китайском обществе на многие годы.

Конфуцианство нашло свое развитие во взглядах Мэн-Цзы (372-289 гг. до н. э.), связывавшего социальное неравенство с "небесной волей", оправдывавшего деление общества на сословия, противоречие между умственным и физическим трудом. Вместе с тем Мэн-Цзы был против ужесточения рабовладельческого гнета, ратовал за восстановление общинного землевладения, выступал в защиту общины, экономических интересов крестьян. Противоречивость, свойственная концепции конфуцианства, у Мэн-Цзы получила дальнейшее углубление. С критикой конфуцианства выступили Мо-Цзы и его сторонники монеты, отражавшие интересы угнетенных масс народа. Они проповедовали природное равенство людей, отрицательно относились к сословности, привилегиям знати. Монеты обосновали необходимость всемерного развития производства для удовлетворения потребностей всего населения, всеобщего участия людей в физическом труде, развития свободной инициативы мелких производителей. Противопоставляя конфуцианству идею "всеобщей взаимной любви", монеты не понимали ее иллюзорности.

Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в Древнем Китае является трактат "Гуань-цзы", принадлежащий перу неизвестных авторов. Он относится к 4-3 вв. до н. э. Трактат раскрывает обострение социально-экономической обстановки в стране и ставит задачу "сделать государство богатым, а народ довольным". Проявляя заботу о развитии производства как в городе, так особенно в деревне, авторы трактата выступали за сохранение и незыблемость сословного деления общества. Они отмечали, что без избранных Богом знатных и высших сословий страна не имела бы доходов. Не может быть, чтобы в обществе все были знатны, поскольку "некому было бы тогда трудиться". Источником могущества государства провозглашался труд. В нем видели основу стабилизации и укрепления натуральнохозяйственных отношений. Вместе с тем в числе необходимых для укрепления хозяйства мер называлось поддержание эквивалентного обмена. Необходимо, чтобы "весь народ трудился одинаково и тем самым приобретал все поровну". Считалось недопустимым, чтобы в ходе обмена продуктами труда между мастерами и земледельцами "выгоды у одних были бы больше, чем у других". Авторы трактата признавали, что именно народ создает доход для знатных (аристократов) и прибыль для торговцев. Отмечалась роль золота в качестве меры, в которой "исчисляются ресурсы государства" и средства обращения для народных масс. Вместе с тем весьма злободневной являлась проблема защиты народного хозяйства от рыночной стихии через выравнивание цен. Основная роль в этом отводилась государству. Как утверждалось в трактате, если правитель "сам держит в руках возможности регулирования хлеба, денег и металлов, то тогда вся страна будет в устойчивом состоянии". Они выступали за развитие ремесел и торговли, не забывая при этом подчеркнуть, что важнейшим условием стабилизации экономики является "усиление земледелия". В связи с этим в трактате содержались рекомендации по его развитию и совершенствованию. Более гибкой должна быть система налогообложения: налог следует устанавливать с учетом плодородия земли. Проявляя озабоченность положением крестьян, авторы трактата рекомендовали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения земледельцев в трактате предлагалось изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Согласно трактату весьма активная роль в экономике отводилась государству, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т. д.

Таким образом, столкновение двух тенденций в социально- экономической жизни Древнего Китая: стремление патриархально-общинные начала, с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения - с другой стороны, борьба стоящих за ними социальных слоев населения длительное время определяли основную проблематику экономической мысли страны. Большой остроты достигли проблемы взаимоотношения натурального и товарного хозяйства.

Наши рекомендации