Теория конкурентных преимуществ
Данная концепция была разработана в конце 80-х годов американским исследователем Майклом Портером. По мнению Портера конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов:
1) факторных условий. Например, нехватка такого фактора, как земля, стала основой для разработки в Японии компактных технологических процессов, востребованных впоследствии на мировом рынке.
2) условий спроса; М. Портер отмечает, что требования внутреннего рынка имеют преобладающее значение для деятельности фирмы. Например, американская система быстрого приготовления пищи получила широкую популярность сначала в стране, а потом последовал экспорт американской технологии соответствующего типа на мировой рынок.
ü состоянием обслуживающих и близких отраслей; Так, близкие контакты между производителями кожаных изделий и высокий уровень выделки кожи в Италии
дают значительные преимущества итальянским обувным предприятиям, лидирующим на мировом рынке.
ü стратегией фирмы в определенной конкурентной ситуации; связан с фирменной стратегией и организационной структурой. Например, для немецких фирм, выпускающих оптику, типична жесткая система централизованного управления, а для итальянских фирм, выпускающих мебель, упаовочные машины, свойственен динамизм, отсутствие жестких форм управления
Очень важным стимулом является достаточная конкуренция на внутреннем рынке. М. Портер категорически отрицает полезность сосредоточения производства на одной национальной фирме, защищенной государственной поддержкой, что приводит к неэффективному использованию ресурсов, низкой производительности. Жесткая конкуренция на внутреннем рынке стимулирует выход фирмы за границу, способствует поиску внешних рынков.
3) Теория эффектамасштаба Выдвинута в 1980 году учеными П. Крюгманом и К. Ланкастером. Согласно этой теории, при обеспеченности стран основными факторами производства в сходных пропорциях им выгодно торговать между собой при условии специализации в тех отраслях, которые характеризуются эффектом массового производства. Эффект масштаба производства способствует снижению издержек производства и повышению трудоспособности. Происходит рост производства; страна наталкивается на узкий внутренний рынок – возникает избыток товаров, не поглощенный внутренним рынком, следовательно, появляется необходимость выхода на внешний рынок.
4) Теория пересекающегося спроса С. Линдера (1961 г.). Утверждает, что, разработав новую продукцию, в ответ на рыночную потребность на внутреннем рынке, производитель обращается к рынкам, которые воспринимаются как наиболее схожие с рынками своей страны, т.е. потребители в промышленно-развитых странах будут проявлять высокую склонность к приобретению высококачественных товаров, а потребители в странах с низким уровнем жизни будут покупать такие товары гораздо меньше.
5) Теория размера страны. Утверждает, что страны с большей площадью обладают рядом отличий от небольших стран:
ü Они импортируют и экспортируют меньше товаров.
ü Им присуши более разнообразные климатические условия и природные ресурсы.
ü Несут более высокие транспортные издержки.
ü Могут развивать крупносерийное производство.
Отраслевая структура МЭ
Отраслевая структура экономики в широком понимании представляет собой совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц,
характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда и играющих специфическую роль в процессе расширенного воспроизводства.
Отраслевая структура мировой экономики может быть представлена по-разному. Наиболее традиционное деление выглядит следующим образом.
1. Промышленность
2. Сельское хозяйство (аграрно-промышленный комплекс – АПК)
3. Строительство
4. Производственная инфраструктура
5. Непроизводственная инфраструктура (сфера услуг)
Сельское хозяйство и добывающая промышленность образуют так называемые первичные отрасли.
Вторичные отрасли – обрабатывающая промышленность, электроэнергетика и строительство, использующие первичное сырье.
И наконец, оставшаяся часть отраслей приходится на третичный сектор, куда входит не только сфера услуг, включая финансы, страхование, образование, науку, культуру, здравоохранение, деловые и иные услуги, но также транспорт, торговля, связь.