Обзор рынка торговой недвижимости г. Владимира
В данный момент в рамках Российского совета торговых центров принята классификация, согласно которой объекты торговли подразделяются на:
1. Торговый центр «У дома», в котором основным арендатором является крупный супермаркет. Задача такого центра – обеспечить жителей близлежащих микрорайонов товарами повседневного спроса.
2 .Районный торговый центр имеет больший территориальный охват, в котором шире, чем в первом случае, представлены одежда и другие промышленные товары.
3. Региональные и межрегиональные торговые центры характеризуются более широким ассортиментом товаров, по сравнению с районным ТЦ, и рассчитаны на обслуживание людей, живущих в радиусе 8-40 км.
4. Ритейл-парки или Powercenters («многоякорные» торговые центры) комплектуются большим числом крупных арендаторов и минимумом мелких. Как правило, среди арендаторов можно найти универмаги, торгующие товаром по сниженным ценам, оптовые клубы и магазины, предлагающие наибольший выбор товаров в определенной категории по ценам ниже, чем у других компаний.
5. Центр моды предоставляет покупателю максимальный выбор одежды и аксессуаров высокого качества по соответствующим ценам.
6. Тематические, или специализированные, торговые центры, как правило, расположены в центрах городов, в исторических зданиях и ориентированы в большей мере на туристов.
7. Стоковые центры объединяют ряд монобрэндовых компаний. Товар в них обычно предлагается с большой скидкой.
В отличие от офисной и тем более жилой недвижимости, торговая недвижимость является непосредственным средством производства (ритейлингового бизнеса). Стоимость помещений, уровень арендных ставок в значительной степени зависят от доходности размещенных в них видов бизнеса.
Можно выделить несколько основных квалификационных признаков, влияющих на уровень арендных ставок в объектах торговли: конструктивный тип объекта, масштаб (размеры) объекта и его товарная номенклатура. Чем капитальнее сооружение, больше размеры и разнообразнее товар, тем
(при прочих равных условиях) выше удельная цена (цена 1 кв. м) и арендные ставки в данном объекте. С точки зрения привлекательности для потребителей (и следовательно, для арендаторов) свою роль играют также состояние объекта - возраст здания, качество ремонта, отделки.
В таблице номер 3 рассмотрена краткая классификация торговой недвижимости.
Таблица № 3 Краткая классификация торговой недвижимости
Торговые помещения | |||||||||
№ п/п | Характеристика | Классы | |||||||
А | В | С | D | ||||||
Местоположение, транспортная доступность | на главных площадях и магистралях, вблизи ост.общественного транспорта, с удобным подъездом и подходом | на транспортных артериях, вблизи ост.общественного транспорта, с удобным подъездом и подходом | на улицах и площадях, с не совсем удобным подъездом | внутри микрорайона, двора | |||||
Расположение в здании | 1 этаж, несколько отдельных входов | В нескольких уровнях не ниже 1-ого этажа с отдельными входами с эскалаторами и лифтами | В нескольких уровнях не ниже цокольного этажа с отдельными входами без эскалаторов и лифтов | Подвал | |||||
Состояние | в отличном состоянии | в отличном или хорошем состоянии | в хорошем или удовлетворительном состоянии | требует ремонта | |||||
Парковка | подземная парковка или многоуровневая наземная парковка с крытым переходом в здание | организованная наземная парковка с достаточным количеством мест; удобный подъезд к территории парковки | недостаточное количество мест на неохраняемой наземной автопарковке | стесненность, неудобный подъезд |
Наличие концепции здания | единый собственник здания, наличие «якорных арендаторов», наличие концепции позиционирования здания на рынке | несколько крупных собственников здания, наличие «якорных арендаторов» | несколько мелких собственников здания, наличие арендаторов разного качества | отсутствие концепции здания | |||||
Интервал класса | 20-25 | 16-19 | 12-15 | 8-12 |
В последние полгода все больше приходится говорить о ценах оферт, чем о реальных сделках. В данный момент на рынке коммерческой недвижимости в основном проходят сделки купли-продажи средней стоимостью 5-15 млн. рублей. Основными покупателями выступают так называемые частные инвесторы, которые стремятся разместить накопленные наличные средства в реальные активы.
В г. Владимире стоимость 1 кв. м. подвальных помещений, аналогичных по площади и местоположению оцениваемому составляет 20000 – 35000 руб./кв. м. в зависимости от площади, состояния отделки, наличия отдельного входа и т.д. Цены продаж торговых площадей сильно рознятся от местоположения и условий продажи. Небольшие помещения (до 500 кв. м) в торговых центрах продаются достаточно редко и свидетельствуют, скорее всего, о несостоятельности объекта и отсутствии концепции. Скидки при продаже помещений в торговых центрах могут составить до 8-23%.
Средний уровень затрат на отделку торговых помещений в составляет $150-200/кв. м. По помещениям, с так называемым «евроремонтом» (по меркам местного потребителя) до $200-300/кв. м.
В среднем уровень заполняемости торговых центров г. Владимира по итогам 1 половины 2016 г. составляет 75-85%, в зависимости от площади, операционные расходы для арендодателя при условии чистой аренды составляют порядка 16-20% от ДВД. Успешные проекты торговых центров, а также компактные магазины расположенные в центрах деловой и коммерческой активности в местах с большой проходимостью вблизи
остановок общественного транспорта, как до кризиса, так и в период кризиса, были заполнены на 98-100%. А те проекты, которые неудачно расположены, с непроработанной концепцией, завышенными арендными ставками и другими недостатками, ощутили отток арендаторов и до сих пор испытывают трудности с заполняемостью.