Правовое регулирование биржевой деятельности в России
По мере становления российского биржевого рынка создается и отлаживается система его регулирования. Идея разработки отечественного биржевого законодательства появилась вместе с биржами.
В июле 1990 г. был подготовлен проект Закона РСФСР «О товарных биржах и биржевой торговле», вошедший в программу «500 дней». Затем появились проекты биржевого законодательства в других республиках (Казахстан, Латвия), а также проекты нормативных актов, исходивших от самих бирж. Здесь можно выделить проект постановления Совета Министров РСФСР, разработанный на МТБ, и проект постановления Президиума Верховного Совета РСФСР, подготовленный на РТСБ.
Разработка правовой основы регулирования биржевой деятельности в России базировалась на имевшихся законах, постановлениях, положениях и указах, с помощью которых осуществлялся переход от командно-административной системы управления к рыночным механизмам.
Следует отметить, что исторически правовые акты, определяющие особенности проведения операций на финансовом рынке, появились ранее, чем были разработаны нормы общегражданского законодательства, соответствующие принципам регулирования рыночных отношений. Гражданский кодекс РФ (часть первая) вступил в действие с 1 января 1995 года. Между тем постановление Правительства РФ №78, утвердившее Положение «О рынке ценных бумаг и фондовых биржах в РФ», было принято в декабре 1992 года. Указанное постановление предусматривало, что фондовые биржи создаются в форме закрытых акционерных обществ и должны являться коммерческими организациями Федеральный закон Российской Федерации от 20.02.1992 №2383-1 (с изм. от 29.06.2004) «О товарных биржах и биржевой торговле» п. 55.
Принятый позднее новый ГК РФ в регулировании деятельности юридических лиц основывался на концептуально ином подходе, согласно которому организационно-правовая форма юридического лица является определяющим моментом в определении характера его деятельности как коммерческой или некоммерческой организации. Такой подход делает юридически невозможным некоммерческий характер деятельности хозяйственных обществ вообще и акционерных обществ в частности.
Следуя концепции, заложенной в Гражданском кодексе, ФЗ «О рынке ценных бумаг» предписал создание фондовых бирж в форме некоммерческого партнерства как единственно возможной для организации биржи. Аналогичные требования содержатся в нормативных актах ФКЦБ. Для фондовых бирж, учрежденных до вступления в действие Закона «О рынке ценных бумаг» и нормативных документов ФКЦБ, предписание о необходимости приведения своих документов в соответствие с нормами закона вследствие положений действующего законодательства равносильно предписанию о ликвидации.
Жесткие требования ФКЦБ, адресованные организаторам торговли, в первую очередь уже созданным и работающим с большей или меньшей эффективностью валютным и товарным биржам, не соответствуют, а иногда и прямо противоречат складывающимся международным стандартам. Это лишает наиболее передовые инфраструктурные институты финансового рынка возможности эффективно конкурировать с аналогичными зарубежными институтами, тем самым нанося ущерб национальным интересам России.
Ниже приведена краткая характеристика документов, регулировавших биржевую деятельность в России.
Основы гражданского законодательства.Документ являлся фундаментом для разработки норм и институтов гражданского права, необходимых для функционирования рыночной экономики.
Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. Этим законом определялись акционерные общества закрытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью, устанавливался порядок учреждения предприятий и их государственной регистрации.
Постановление Совета Министров РСФСР «О деятельности товарных бирж в РСФСР» от 20 марта 1991 г., которым утверждено временное положение о деятельности товарных бирж в РСФСР. Этим постановлением была разрешена реализация на товарных биржах по свободным ценам товаров, произведенных сверх государственного заказа и обеспечения межреспубликанских обязательств, т. е. было положено начало свободной торговле. Документом была регламентирована деятельность товарных бирж по некоторым вопросам, в частности:
• введена обязательность регистрации сделок, заключаемых на товарных биржах;
• запрещена товарно-посредническая деятельность самих товарных бирж;
• установлен размер уставного фонда биржи не менее 10 млн руб.;
• введена выдача лицензий на биржевую деятельность.
Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж в РСФСР № 28, утвержденное приказом Госкомитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 31 мая 1991 г. В документе были определены порядок лицензирования, состав документов, требования к уставу биржи и правилам биржевой торговли.
Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в стране, утвержденное постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78. В нем дано определение ценной бумаги, установлен порядок их выпуска, регистрации и обращения, охарактеризованы участники рынка ценных бумаг и фондовая биржа.
Положение о лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг, в котором установлены порядок лицензирования, состав документов, а также контроль за использованием лицензий.
Положение об аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж на право совершения операций с ценными бумагами (разработано на основе постановления Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78). В нем были установлены квалификационные требования к специалистам, порядок их аттестации и контроль за использованием выданных им лицензий.
Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. стал основным документом, регулирующим деятельность товарной биржи и биржевой торговли в России. В соответствии с этим законом созданы правовые гарантии для торгово-посреднической деятельности, учтены реальные процессы, происходящие на современных биржах. Согласно документу, биржа организует и ведет биржевые торги, но не может совершать сделки от своего имени и за свой счет. Она также не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Предприятия и организации, не отвечающие этим положениям, не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии слов «товарная биржа» или «биржа» и не подлежат регистрации в качестве биржевых структур. В законе дается определение биржевого товара, а также обозначены объекты, которые не могут быть предметом биржевых сделок. В документе представлен порядок учреждения, организации и ликвидации товарной биржи. Большое внимание уделено государственному регулированию деятельности товарных бирж.
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет порядок валютного регулирования и общие понятия, необходимые для совершения сделок с валютой.
Постановлением Правительства РФ «О мерах по стимулированию роста организационного товарооборота биржевых товаров через товарные биржи» от 11 мая 1993 г. № 452 подтверждается, что развитие биржевой торговли является важнейшим фактором формирования российского рынка. Им предусмотрена необходимость разработки механизма проведения на товарных биржах конкурсов по размещению заказов на закупку и поставку товаров для государственных нужд, прежде всего мяса, зерна, сахара, нефти, леса, хлопка, шерсти, металлов.
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. регулирует деятельность фондовых бирж. В этом законе даются определения брокерскому и дилерскому видам деятельности, а также фондовой биржей признается только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности. Исключения допускаются только для депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Торговля организуется только между членами биржи, другие лица могут в ней участвовать через посредничество членов. Кроме того, служащие биржи не могут быть учредителями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности фондовой биржи.
Роль государства в регулировании биржевой деятельности в России довольно значительна. В соответствии со ст. 33 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» для осуществления государственного регулирования деятельности товарных бирж и контроля за ними при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур была создана Комиссия по товарным биржам (КТБ). В состав этой комиссии включаются председатель, представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием товарных рынков, представители биржевых союзов и объединений, брокерских гильдий и ассоциаций, эксперты и представители от общественных объединений предпринимателей.
Для непосредственного контроля за соблюдением биржей и биржевыми посредниками законодательства на биржу назначается государственный комиссар, который обязан:
а) содействовать всемерному развитию конкуренции в биржевой торговле;
б) обеспечивать соблюдение прав всех участников биржевой торговли в деятельности товарных бирж и биржевой торговле, а также в решениях органов управления товарных бирж;
в) предотвращать любые формы дискриминации какого-либо участника биржевой торговли.
Государственный комиссар вправе:
а) присутствовать на биржевых торгах;
б) участвовать в общих собраниях членов биржи и в общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи с правом совещательного голоса;
в) знакомиться с информацией о деятельности биржи, включая все протоколы собраний и заседаний органов управления биржи и их решения, в том числе конфиденциального характера;
г) вносить предложения и делать представления руководителям биржи;
д) вносить предложения в Комиссию по товарным биржам;
е) осуществлять контроль за исполнением решений Комиссии по товарным биржам.
Главным координирующим органом на рынке ценных бумаг в настоящее время является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).
Государственное регулирование главным образом осуществляется на основе нормативно-правовых актов. В настоящее время действует более 300 таких актов, но этого явно недостаточно, если сравнить российскую нормативно-правовую базу с многотомными собраниями законодательных актов по ценным бумагам в странах с развитым фондовым рынком.
На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка эмиссии ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка. На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложение операций (сделок) с ценными бумагами.
Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:
регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии;
лицензирование деятельности профессиональных участников рынка;
аттестация специалистов инвестиционных институтов;
страхование инвесторов;
аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
надзор и контроль за проведением фондовых операций;
регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций;
раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.
Составной частью государственного регулирования является лицензирование как биржи и организаций ее инфраструктуры, так и индивидуальных посредников биржевого рынка. Комиссия принимает решение о выдаче лицензии в течение двух месяцев со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Комиссия вправе отказать в выдаче лицензии в случае представления ненадлежащим образом оформленных документом, а также их несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации и возвратить указанные документы заявителю для переоформления.
Товарная биржа получает право на организацию биржевой торговли с даты принятия решения о выдаче ей лицензии.
Решения об аннулировании или приостановлении действия лицензии принимаются Комиссией в двухмесячный срок на основе:
а) материалов, осуществленных финансовыми органами проверок, в которых установлены факты нарушений в деятельности товарной биржи;
б) официальных уведомлений территориальных управлений Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также государственных комиссаров на товарных биржах о фактах нарушений.
Механизм лицензирования биржевой торговли ценными бумагами включает лицензирование как биржевых посредников, так и инвестиционных институтов, дающее право действовать на рынке ценных бумаг.
Помимо государственного регулирования исторически сложился принцип саморегулирования, который заключается в том, что на каждой бирже существуют определенные внутрибиржевые нормативные акты, на которых основывается биржевая деятельность конкретной биржи. К ним относят учредительный договор, устав биржи и правила биржевой торговли.
В учредительном договоре должны быть указаны:
• учредители биржи;
• цель создания биржи и способы реализации поставленной цели;
• ответственность учредителей по обязательствам биржи;
• первоначальный размер уставного капитала, деление его на акции и порядок распределения между учредителями;
• права и обязанности учредителей биржи;
• порядок распределения прибыли и учреждение резервного фонда;
• условия прекращения деятельности биржи;
• местонахождение и реквизиты биржи.
В уставе биржи должны быть определены:
• структура управления и органы контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решений;
• размер уставного капитала;
• перечень и порядок формирования постоянных фондов;
• максимальное количество членов биржи;
• порядок приема в члены биржи, приостановки и прекращения членства;
• права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли;
• порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений.
Правила биржевой торговли должны включать:
• порядок проведения биржевых торгов;
• виды биржевых сделок;
• наименование товарных секций;
• перечень основных структурных подразделений биржи;
• порядок информирования участников биржевой торговли о предстоящих биржевых торгах;
• порядок регистрации и учета биржевых сделок, котировки цен биржевых товаров;
• порядок информирования участников биржевой торговли о биржевых сделках на предшествовавших биржевых торгах, в том числе о ценах биржевых сделок и о котировке биржевых цен, а также информирования членов биржи и других участников биржевой торговли о товарных рынках и рыночной конъюнктуре биржевых товаров;
• взаимные расчеты членов биржи и других участников биржевой торговли при заключении биржевых сделок;
• меры по обеспечению безопасности реализуемых на биржевых торгах биржевых товаров, подлежащих в соответствии с законами Российской Федерации обязательной сертификации и предназначенных для продажи на территории Российской Федерации, при наличии сертификата и знака соответствия, выданных или признанных уполномоченным на то органом;
• контроль над процессом ценообразования на бирже в целях недопущения резкого дневного повышения или понижения уровней цен, искусственного завышения или занижения цен, сговора или распространения ложных слухов с целью воздействия на цены;
• меры, обеспечивающие порядок и дисциплину на биржевых торгах, а также порядок и условия применения этих мер;
• меры, обеспечивающие соблюдение членами биржи, другими участниками биржевой торговли решений органов государственной власти и управления по вопросам, относящимся к деятельности бирж, учредительных документов биржи, правил биржевой торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржи;
• перечень нарушений, за которые биржа взыскивает штрафы с участников биржевой торговли, а также размеры штрафов и порядок их взимания;
• размеры отчислений, сборов, тарифов и других платежей и порядок их взимания биржей.