Товародвижение как составляющая товароснабжения

Товародвижение–это деятельность по планированию, выполнению и контролю физического перемещения материалов, готовых изделий и относящейся к ним информации от места их производства к месту их потребления с целью удовлетворения нужд потребителей и получения прибыли. Процесс товародвижения подразумевает доставку нужного товара нужному потребителю в нужное место в нужное время.

Традиционное товародвижение (в узком смысле) – процесс доведения товаров от предприятий, производящих товары в места продажи или потребления (СТБ 1393-2003).В него входит не только физиче­ское перемещение реального вещественного потока из мест производства в места потребления, но и процессы хра­нения, подсортировки товаров, как в пути следования, так и на промежуточных базах и складах, в розничной торговой сети в ожидании их реализации. Этот процесс являет­ся объективной необходимостью и обусловлен обществен­ным и территориальным разделением труда и разнообраз­ными потребностями людей, проживающих в различных районах страны. Он является целесообразным в том случае, если через удовлетворение нужд потребителя будет обеспе­чена экономическая выгода каждому его участнику.

В широком смысле товародвижение начинается от доставки товаров и материалов от поставщиков на предприятие и заканчивается перемещением товаров от предприятий к потребителям.

Товародвижение в узком смысле

 
  Товародвижение как составляющая товароснабжения - student2.ru


Поставщики Товародвижение как составляющая товароснабжения - student2.ru Закупки -> Производство -> Распределение Товародвижение как составляющая товароснабжения - student2.ru Каналы Товародвижение как составляющая товароснабжения - student2.ru Товародвижение как составляющая товароснабжения - student2.ru Потребители

Товародвижение как составляющая товароснабжения - student2.ru

Товародвижение как составляющая товароснабжения - student2.ru Товародвижение в широком смысле

Рисунок 1 – Система поставок, описывающая поток товаров от поставщиков к конечным потребителям

В курсе «Организация и технология отрасли» в основном рассматривается традиционное товародвижение.

Товародвижение– это сложный организационно-хозяйственный и материальный (технологический) процесс. На каждом его этапе применяются многочисленные средства и орудия труда – торговые здания, сооружения, торгово-технологическое оборудование, транспортные средства. В осуществлении процесса товародвижения участвуют многие миллионы людей. Предметом труда в процессе товародвижения являются товары. Их ассортимент представлен тысячами видов и разновидностей.

Связующим звеном между производством и потреблением является торговля. Она выполняет основную задачу по наиболее полному удовлетворению постоянно растущих личных потребностей населения.

На предприятиях торговли завершается процесс круговорота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения – одна из важных функций торговли.

Большинство продовольственных и непродовольственных товаров население приобретает на предприятиях торговли. Процесс традиционного товародвижения большей частью входит в функции торговых организаций. Они определяют потоки и направления дви­жения товаров от места производства в места потребления, выбирают виды транспорта для перевозки товаров, разме­щают склады и базы на пути их движения. От выполнения торговыми организациями этих функций зависят своевре­менное и бесперебойное удовлетворение потребностей на­селения, уровень затрат живого и овеществленного труда по перемещению товаров народного потребления в сфере обращения, время оборота товарно-материальных ценнос­тей, а также степень удовлетворения спроса.

Затраты на товародвижение складываются из следу­ющих элементов:

- транспортировка товаров;

- складирование;

- поддержание товарных запасов;

- получение, отгрузка товаров;

- административные расходы;

- обработка заказов.

Обеспечение минимальных трудовых, материальных и финансовых ресурсов и сокращение времени обращения товаров соответствуют требованиям рационального хо­зяйствования – достижению наилучших результатов при наименьших затратах. Это условие может быть достигнуто за счет использования рациональных схем движения това­ров, различных видов транспорта, обеспечивающих эф­фективность транспортировки товаров, экономического обоснования размещения материально-технической базы на всем пути продвижения товаров от производственных предприятий к потребителям, партий и частоты завоза. Принятие экономически обоснованных решений должно обеспечить оптимизацию совокупных затрат, связанных непосредственно с перемещением и нахождением товаров в сфере обращения и в процессе их реализации.

Основа организационно-хозяйственной стороны процесса товародвижения – коммерческая деятельность. Она осуществляется участвующими в нем звеньями – оптовыми и розничными предприятиями. Коммерческая деятельность включает в себя следующие операции:

­ изучение спроса на товары;

­ определение потребности в товарах;

­ исследование рынка товаров;

­ выявление наиболее выгодных поставщиков;

­ установлением хозяйственных связей с поставщиками;

­ осуществление рекламной деятельности и т.д.

Наибольшие затраты живого и овеществленного труда приходятся на материальную (технологическую) сторону процесса товародвижения. Ее основу составляют технологические операции, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относят:

­ транспортировку товаров от производства до складов оптовой торговли;

­ внутрискладское перемещение;

­ приемку и хранение;

­ товароснабжение розничной торговой сети;

­ внутримагазинные операции;

­ отпуск товаров покупателям;

­ оказание дополнительных услуг.

Процессы товародвижения различного рода тесно взаимосвязаны между собой. Комплексное их изучение и применение позволяет выявить факторы, определяющие коммерческий успех.

Ключевыми факторами коммерческого успеха являются:

­ состояние материально-технической базы (состояние торговых зданий, уровень технического оснащения, использование новых технологий в процессе переработки и продажи товаров, инновационные возможности по внедрению новых технологий, автоматизированная обработка коммерческой информации, внедрение автоматизированных рабочих мест коммерсантов);

­ финансовые факторы (объем и структура основного и оборотного капитала, оборачиваемость капитала, размер собственных оборотных средств, финансовая устойчивость);

­ кадровый потенциал (количественный и качественный состав кадров, высокая профессиональная подготовка коммерческого персонала, квалификация и опыт коммерсантов-менеджеров);

­ организационные факторы (наличие развитых информационных систем, своевременное реагирование на изменение рыночной ситуации, рациональная организационная структура коммерческого предприятия и системы управления им);

­ факторы, влияющие на результативность хозяйственных взаимоотношений субъектов рынка (объемы спроса и предложения, структура товарного ассортимента, качество товаров и услуг, сервисное обслуживание, рекламно-информационная деятельность, система стимулирования сбыта, рациональные затраты на продвижения товаров на рынок, высокий имидж торгового предприятия, наличие взаимовыгодных договоров поставки и качество их выполнения).

Наличие множества факторов, их взаимозависимость, динамизм определяют сложность коммерческой деятельности (многовариантность решений, принимаемых зачастую в условиях неопределенности, что сопряжено с хозяйственным риском). Это требует изучения и глубокого анализа степени влияния различных факторов на конечные результаты деятельности торговой предприятия, определяет необходимость выделения ключевых факторов, обеспечивающих высокий уровень коммерческой деятельности и возможности увеличения доходов.

Наши рекомендации