Товародвижение как составляющая товароснабжения
Товародвижение–это деятельность по планированию, выполнению и контролю физического перемещения материалов, готовых изделий и относящейся к ним информации от места их производства к месту их потребления с целью удовлетворения нужд потребителей и получения прибыли. Процесс товародвижения подразумевает доставку нужного товара нужному потребителю в нужное место в нужное время.
Традиционное товародвижение (в узком смысле) – процесс доведения товаров от предприятий, производящих товары в места продажи или потребления (СТБ 1393-2003).В него входит не только физическое перемещение реального вещественного потока из мест производства в места потребления, но и процессы хранения, подсортировки товаров, как в пути следования, так и на промежуточных базах и складах, в розничной торговой сети в ожидании их реализации. Этот процесс является объективной необходимостью и обусловлен общественным и территориальным разделением труда и разнообразными потребностями людей, проживающих в различных районах страны. Он является целесообразным в том случае, если через удовлетворение нужд потребителя будет обеспечена экономическая выгода каждому его участнику.
В широком смысле товародвижение начинается от доставки товаров и материалов от поставщиков на предприятие и заканчивается перемещением товаров от предприятий к потребителям.
Товародвижение в узком смысле
Поставщики | Закупки -> Производство -> Распределение | Каналы | Потребители |
Товародвижение в широком смысле
Рисунок 1 – Система поставок, описывающая поток товаров от поставщиков к конечным потребителям
В курсе «Организация и технология отрасли» в основном рассматривается традиционное товародвижение.
Товародвижение– это сложный организационно-хозяйственный и материальный (технологический) процесс. На каждом его этапе применяются многочисленные средства и орудия труда – торговые здания, сооружения, торгово-технологическое оборудование, транспортные средства. В осуществлении процесса товародвижения участвуют многие миллионы людей. Предметом труда в процессе товародвижения являются товары. Их ассортимент представлен тысячами видов и разновидностей.
Связующим звеном между производством и потреблением является торговля. Она выполняет основную задачу по наиболее полному удовлетворению постоянно растущих личных потребностей населения.
На предприятиях торговли завершается процесс круговорота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения – одна из важных функций торговли.
Большинство продовольственных и непродовольственных товаров население приобретает на предприятиях торговли. Процесс традиционного товародвижения большей частью входит в функции торговых организаций. Они определяют потоки и направления движения товаров от места производства в места потребления, выбирают виды транспорта для перевозки товаров, размещают склады и базы на пути их движения. От выполнения торговыми организациями этих функций зависят своевременное и бесперебойное удовлетворение потребностей населения, уровень затрат живого и овеществленного труда по перемещению товаров народного потребления в сфере обращения, время оборота товарно-материальных ценностей, а также степень удовлетворения спроса.
Затраты на товародвижение складываются из следующих элементов:
- транспортировка товаров;
- складирование;
- поддержание товарных запасов;
- получение, отгрузка товаров;
- административные расходы;
- обработка заказов.
Обеспечение минимальных трудовых, материальных и финансовых ресурсов и сокращение времени обращения товаров соответствуют требованиям рационального хозяйствования – достижению наилучших результатов при наименьших затратах. Это условие может быть достигнуто за счет использования рациональных схем движения товаров, различных видов транспорта, обеспечивающих эффективность транспортировки товаров, экономического обоснования размещения материально-технической базы на всем пути продвижения товаров от производственных предприятий к потребителям, партий и частоты завоза. Принятие экономически обоснованных решений должно обеспечить оптимизацию совокупных затрат, связанных непосредственно с перемещением и нахождением товаров в сфере обращения и в процессе их реализации.
Основа организационно-хозяйственной стороны процесса товародвижения – коммерческая деятельность. Она осуществляется участвующими в нем звеньями – оптовыми и розничными предприятиями. Коммерческая деятельность включает в себя следующие операции:
изучение спроса на товары;
определение потребности в товарах;
исследование рынка товаров;
выявление наиболее выгодных поставщиков;
установлением хозяйственных связей с поставщиками;
осуществление рекламной деятельности и т.д.
Наибольшие затраты живого и овеществленного труда приходятся на материальную (технологическую) сторону процесса товародвижения. Ее основу составляют технологические операции, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относят:
транспортировку товаров от производства до складов оптовой торговли;
внутрискладское перемещение;
приемку и хранение;
товароснабжение розничной торговой сети;
внутримагазинные операции;
отпуск товаров покупателям;
оказание дополнительных услуг.
Процессы товародвижения различного рода тесно взаимосвязаны между собой. Комплексное их изучение и применение позволяет выявить факторы, определяющие коммерческий успех.
Ключевыми факторами коммерческого успеха являются:
состояние материально-технической базы (состояние торговых зданий, уровень технического оснащения, использование новых технологий в процессе переработки и продажи товаров, инновационные возможности по внедрению новых технологий, автоматизированная обработка коммерческой информации, внедрение автоматизированных рабочих мест коммерсантов);
финансовые факторы (объем и структура основного и оборотного капитала, оборачиваемость капитала, размер собственных оборотных средств, финансовая устойчивость);
кадровый потенциал (количественный и качественный состав кадров, высокая профессиональная подготовка коммерческого персонала, квалификация и опыт коммерсантов-менеджеров);
организационные факторы (наличие развитых информационных систем, своевременное реагирование на изменение рыночной ситуации, рациональная организационная структура коммерческого предприятия и системы управления им);
факторы, влияющие на результативность хозяйственных взаимоотношений субъектов рынка (объемы спроса и предложения, структура товарного ассортимента, качество товаров и услуг, сервисное обслуживание, рекламно-информационная деятельность, система стимулирования сбыта, рациональные затраты на продвижения товаров на рынок, высокий имидж торгового предприятия, наличие взаимовыгодных договоров поставки и качество их выполнения).
Наличие множества факторов, их взаимозависимость, динамизм определяют сложность коммерческой деятельности (многовариантность решений, принимаемых зачастую в условиях неопределенности, что сопряжено с хозяйственным риском). Это требует изучения и глубокого анализа степени влияния различных факторов на конечные результаты деятельности торговой предприятия, определяет необходимость выделения ключевых факторов, обеспечивающих высокий уровень коммерческой деятельности и возможности увеличения доходов.