Тема 20. Понятие торгово-технологического (ТТП) процесса в магазине.
Вопросы.
1. Понятие ТТП в магазине. Факторы, влияющие на ТТП. Принципы.
2. Пути совершенствования ТТП в магазине.
3.Организация приемки товаров в магазине.
Вопрос 1. Понятие ТТП в магазине. Факторы, влияющие на ТТП. Принципы.
Торгово-технологический процесс– это комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций по доведению товаров до потребителей при сохранении их качества, с минимальными затратами труда и времени и высокой культуре обслуживания покупателей.
Под операцией понимается часть технологического процесса, выполняемая отдельными работниками соответствующими приемами и методами.
Торговые (коммерческие) операциисвязаны главным образом со сменой формы стоимости (изучение спроса, составление заявок на завоз, формирование ассортимента, реклама и информация). Качество этих операций и своевременность влияют на широту и устойчивость ассортимента, бесперебойность продажи и культуру торговли в целом. Предмет труда здесь не только товар, но и покупатели.
Технологические операциисвязаны с обработкой товарных потоков. Они включают транспортировку, приемку, хранение, подготовку к продаже, фасовку, упаковку, перемещение, выкладку на торговом оборудовании.
Технологический процесс состоит из основных и вспомогательных операций:
Основные операции – выявление спроса, формирование ассортимента, размещение и выкладка, отпуск, расчеты, упаковка, услуги, т.е. операции, связанные с продажей товара и обслуживанием покупателей.
Вспомогательные операции – приемка, распаковка, хранение, подготовка, доставка в торговый зал, тарооборот, т.е. операции, связанные с обработкой товарных потоков и тары.
Факторы, влияющие на торгово-технологический процесс:
¨ спрос и предложение товаров;
¨ степень готовности товаров к продаже;
¨ состояние товарных запасов и материально-технической базы магазинов;
¨ система товароснабжения;
¨ тип и размер, специализация магазинов;
¨ степень хозяйственной самостоятельности.
На практике различают 3 схемы торгово-технологического процесса (рис. 1):
1) приемка и разгрузка товаров, приемка по количеству, подача в торговый зал для продажи. Применяется главным образом при поставке товаров в таре-оборудовании или на поддонах;
2) разгрузка товаров, приемка по количеству и качеству, хранение, подача в торговый зал. В этом случае нужны помещения для хранения. Применяется тогда, когда требуется накопление товаров в торговом зале;
3) разгрузка товаров, приемка, хранение, подготовка к продаже, подача в торговый зал. Применяется в тех случаях, когда требуется подготовка к продаже (утюжка одежды, разруб мяса и т.п.).
При организации торгово-технологических процессов в магазинах необходимо соблюдать следующие принципы:
1) создание максимальных удобств для покупателей при выборе товаров, экономия их времени и обеспечение высокой культуры обслуживания;
2) рациональное использование торговой площади магазина;
3) рациональное использование оборудования;
4) создание благоприятных условий труда для работников;
5) достижение экономичной эффективности работы магазина путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда и издержек обращения;
6) создание условий для сохранения физико-химических свойств товаров и сохранности товарно-материальных ценностей;
7) обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;
8) соответствие применяемых технологий торгово-оперативных процессов современному научно-техническому уровню.
Рисунок - Схема торгово-технологических процессов в магазинах самообслуживания.
Вопрос 2. Пути совершенствования ТТП в магазине.
Основными задачами совершенствования технологического процесса магазина в современных условиях являются:
1) внедрение современных форм организации торговли и методов продажи товаров;
2) механизация и автоматизация технологического процесса и процессов управления ими;
3) использование оптимального решения технологического процесса;
4) внедрение передового опыта работы предприятий розничной торговли.
Основные пути совершенствования торгово-технологического процесса в магазинах:
Ø применение автомобилей-самопогрузчиков, машин с грузоподъемным бортом, авто-, электропогрузчиков, специальных разгрузочных, подъемных уравнительных площадок;
Ø комплексная автоматизация и механизация перемещения грузов, оснащение средствами малой механизации – тележками, колесными поддонами, подвесными путями, транспортерами, конвейерами, лифтами;
Ø механизация нарезки и разруба гастрономических товаров, замороженных продуктов, сортового мяса и птицы;
Ø механизация и автоматизация нарезки, взвешивания и упаковки под вакуумом в синтетические материалы, фасовка продуктов;
Ø механизация этикетировки и маркировки;
Ø автоматизация регулирования режима хранения, оснащение низкотемпературными и среднетемпературными холодильными установками;
Ø внедрение централизованного холодоснабжения;
Ø автоматизация продажи товаров, процесса взвешивания, подсчета стоимости, выдачи чека путем использования электронного оптического автоматического весоизмерительного оборудования;
Ø использование для расчетно-кассовых операций высокопроизводительных суммирующих контрольно-кассовых аппаратов, печатающих чек с обозначением частных итогов стоимости покупки, стоимости всей покупки, размера купюры, врученной кассиру, и причитающейся покупателю сдачи;
Ø комплексная механизация учета движения товарно-материальных ценностей и спроса покупателей за счет использования перфорационных и магнитных приставок к контрольно-кассовым аппаратам, обработки данных на перфорационных счетно-вычислительных машинах, централизации обработки данных учетных документов на машиносчетных станциях.
Вопрос 3. Организация приемки товаров в магазине.
УТВЕРЖДЕНО Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь 03.09.2008 № 1290
ПОЛОЖЕНИЕ