Тема 7. Принципы и виды размещения розничных торговых предприятий

С 1972 года действовали следующие 3 принципа размещения РТС:

1) равномерного размещения;

2) группового размещения;

3) функционального размещения.

Месторасположение оказывает большое влияние на деятельность торгового предприятия. От этого зависят размер, тип магазина, специализация, особенности организации торгово-технологического процесса.

В настоящее время, когда торговля развивается быстрыми темпами, торговая сеть становится все более насыщенной и территориально концентрированной.

В зависимости от уровня территориальной концентрации возможны следующие варианты расположения торговых точек:

1) изолированные торговые точки (пространственно удалены от других точек розничной торговли);

2) сгруппированные точки розничной торговли (находятся рядом одна с другой или в тесном соседстве). Совместная группировка большого числа магазинов способствует тому, что каждый из них привлекает больше покупателей.

Тема 7. Принципы и виды размещения розничных торговых предприятий - student2.ru

К сгруппированным торговым форматам разного профиля относятся торговые центры, торговые комплексы, молы, торговые галереи и т.п.

Сегодня теория приближения мелких магазинов к месту жительства себя не оправдывает. Размещение предприятий РТС определяется сегодня не местом, где покупатель живет, а тем, куда ему проще поехать за покупками, где ему удобнее приобрести товар. Исключение могут составлять магазины продовольственных товаров «возле дома». Потребитель, особенно состоятельный, предпочитает проделать дальний путь до крупного магазина с широким ассортиментом товаров, чем пользоваться услугами небольшого магазина с узким ассортиментом товаров. Немаловажную роль при этом играет обеспеченность населения личным автотранспортом, оснащенность города скоростными магистралями, развитие городского общественного транспорта.

Размещение торгового предприятия выходит за рамки функциональной системы города. Торговые предприятия размещаются по принципу «фокусирования», в любых удобных и людных местах, в том числе за чертой города.

Тема 8. Виды торговых зданий, их характеристика. Основные группы помещений магазина. Требования, предъявляемые к торговым зданиям

Вопросы.

1. Виды торговых зданий, их характеристика. Основные группы помещений магазина.

2. Требования, предъявляемые к торговым зданиям.

Вопрос 1. Виды торговых зданий, их характеристика. Основные группы помещений магазина

Материально-техническая база магазинов включает в себя здания, сооружения (навесы, площадки), подъездные пути, кабельные линии, техническое оборудование (водоснабжение, канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическое и торговое оборудование, инструменты и прочий инвентарь.

Здания, которые используют для размещения магазинов, классифицируют по следующим основным признакам:

I. Капитальности сооружения:

1) капитальные здания – служат для размещения магазинов;

2) облегченные здания – служат для устройства мелкорозничных торговых предприятий (павильонов, ларьков, киосков), которые легко собираются и разбираются, их быстро можно перемещать с одного места на другое.

II. Месту расположения:

1) отдельно стоящие торговые здания – располагают на специально отведенных площадках, у транспортных остановок, в местах, удобных для покупателей. К ним применяются современные архитектурно-планировочные решения и создаются условия для внедрения новых технологий;

2) отдельно стоящие здания совмещенного типа – так называемые торговые комплексы или торговые центры, более экономичны как в процессе строительства, так и в процессе эксплуатации. Кроме магазинов они могут включать предприятия питания и бытового обслуживания, что обеспечивает комплексность обслуживания населения, а также производственные предприятия и магазины по продаже готовой продукции этих предприятий (пекарня и хлебный магазин, колбасных цех и магазин колбасных изделий и т.д.);

3) встроенные магазины –располагаются напервых этажах жилых зданий, их достоинство заключается в том, что они максимально приближены к покупателю. Вместе с тем такие магазины имеют ряд существенных недостатков: планировка торгового зала нерациональная, вытянутая, торговый зал имеет частую сетку колонн, которая препятствует эффективной организации технологического процесса, затрудняют погрузочно-разгрузочные работы и др.;

4) встроено-пристроенные здания магазинов – могут быть 2 типов: пристроенные с фасада и с торца жилого дома. Этот вид зданий больше характерен для городов и крупных населенных пунктов. Во встроено-пристроенных магазинах торговый зал вынесен за пределы жилого дома, что дает возможность спроектировать торговый зал нужной конфигурации с более широким шагом колонн.

III. Особенностям объемно-планировочного решения (этажности):

1) одноэтажные торговые здания – магазины, расположенные в одноэтажных зданиях без подвала, с точки зрения функционально-технологических решений наиболее просты и удобны в эксплуатации, так как в них упрощаются пути движения товаров, нет необходимости в устройстве лестниц и применении средств междуэтажного перемещения товаров. Они наиболее удобны для покупателей;

2) многоэтажные с подвальными помещениями или без них торговые здания –возникает необходимость в строительстве в крупных городах, где плотная застройка и нехватка земельных участков.

IV. Материалу стен и конструктивных элементов:

1) кирпичные;

2) каменные;

3) блочные;

4) крупнопанельные;

5) железобетонные;

6) деревянные.

V. Функциональному назначению и конструктивным особенностям:

1) универсальные – имеются условия для организации торговли различными товарными группами;

2) специальные – необходимы для торговли особыми видами товаров – мебелью, бытовой техникой и др.

Помещения, входящие в состав магазина, по своему функциональному назначению делятся на следующие группы:

1) торговый зал, включающий торговый зал и площади для дополнительного обслуживания покупателей (кафетерии, раскрой тканей, подгонка швейных изделий по фигуре, оформление кредита, звукозапись и т.д.);

2) помещение для приема, хранения и подготовки товаров к продаже (разгрузочные, приемочные, кладовые для хранения и подготовки товаров к продаже, фасовочные, разрубочные, для проверки технически сложных товаров и др.);

3) подсобные помещения (кладовые для хранения тары, упаковочных материалов, пункт приема посуды и др.);

4) административно-бытовые помещения (кабинет директора, торговый отдел, бухгалтерия, комната для отдыха персонала, медпункт, санитарные устройства и т.д.);

5) технические помещения (вентиляционные камеры, машинное отделение холодильных установок и др.);

6) площадь связи (проходы, проезды).

Объемно-планировочное решение помещений должно обеспечить оптимальную связь между ними. При этом следует соблюдать следующие требования:

¨ торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки и хранения товаров, обеспечивать кратчайшие пути для грузопотоков;

¨ проходы в административные, бытовые, подсобные и технические помещения не должны проектироваться через торговые залы и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже;

¨ помещения, где хранятся товарно-материальные ценности, не должны быть проходными;

¨ расположение помещений магазина должно соответствовать последовательности и прямолинейности технологического процесса.

Вопрос 2. Требования, предъявляемые к торговым зданиям

Требования, предъявляемые к торговым зданиям:

1) технологические – наличие специальных помещений для организации торгового процесса и рационального движения покупательских, товарных потоков; условия для механизации трудоемких операций, обслуживания покупателей с минимальными затратами труда и средств;

2) архитектурно-строительные – использование современных индустриальных методов строительства отдельных помещений; возможность реконструкции и расширения отдельных помещений, наличие удобных подходов и подъездов к магазину;

3) технические –обеспечение необходимой влажности воздуха, температуры, освещенности;

4) эстетические – оформление и отделка помещений в соответствии с их назначением, современным дизайном;

5) экономические – эффективность торгового процесса, выбор условий, обеспечивающих наименьшие затраты на проектирование, строительство, эксплуатацию;

6) санитарно-гигиенические – устройства систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения, канализации. Это необходимо не только для обеспечения надлежащих условий работы торгового персонала, но и для создания оптимальных режимов хранения товаров.

Тема 9. Требования, предъявляемые к технологическим решениям магазинов. Устройство и планировка торгового зала. Размещение торгового оборудования, узлов расчета

Вопросы.

1. Требования, предъявляемые к технологическим решениям магазинов.

2. Устройство и планировка торгового зала. Размещение торгового оборудования.

3. Организация узлов расчета.

Вопрос 1. Требования, предъявляемые к техническим решениям магазинов.

Основные проектно-технологические требования к магазинам сводятся к следующим положениям:

¨ не допускать пересечения покупательских и товарных потоков;

¨ использовать гибкую планировку, позволяющую в случае необходимости быстро и без существенных затрат осуществлять внутреннюю перепланировку магазина, не меняя параметров здания;

¨ способствовать перекомпоновке помещений в соответствии с новыми требованиями современных технике и технологий, изменением ассортимента и функций торгового предприятия.

Для создания необходимых для работы условий следует соблюдать конкретные технологические требования к устройству магазина:

¨ обеспечение беспрепятственного рационального движения покупательских потоков;

¨ выделение зон (помещений) в соответствии с содержанием технологического процесса, использованием прогрессивных технологий, интенсивностью покупательских и грузовых потоков;

¨организация кратчайших путей движения и исключение перекрестных потоков.

Требования к технологической планировке.

•Технологическая планировка должна учитывать следующие требования:
• торговые залы и вспомогательные помещения должны быть изолированы друг от друга и иметь оптимальное соотношение;
•помещения для хранения и подготовки товара к продаже должны быть технологически связаны с торговым залом и обеспечивать кратчайший путь доставки товара к зонам выкладки;
• зоны приёма товара должны размещаться вблизи помещений для их хранения;
• планировка должна создавать покупателям возможность беспрепятственного выбора товара в минимально короткий срок.
•свободный доступ к товару повышает товарооборот на 30-70%, а плохой обзор, отсутствие доступа, задержка с исполнением просьбы "показать товар ближе" может снизить оборот вдвое ;
• планировка магазина должна обеспечить лёгкость и простоту совершения покупок, свободу передвижения по торговому залу, рациональное размещение товаров, а также стимулировать совершение импульсивных покупок.

В основе правильной планировки торговой площади лежат следующие принципы:

·отсутствие в торговых залах «мертвых зон»;

·максимальное увеличение «горячих зон»;

·регулирование потока покупателей;

·функциональность «каждого квадратного метра».

Грамотная планировка торгового зала совсем не предполагает заполнение свободного пространства товаром или оборудованием. Но каждый метр должен эффективно использоваться, быть функциональным.

Устройство магазинов должно обеспечивать функциональные удобства и отвечать эстетическим требованиям. Для главной функциональной зоны – торгового зала, который должен занимать 60-80% всей полезной площади магазина, конкретными технологическими требованиями к устройству магазина, с точки зрения покупателя, являются свободный доступ покупателей к товарам, узлам расчета, входу и выходу.

Магазин должен отвечать также и важнейшим эргономическим требованиям: создавать условия для максимальной производительности труда, механизации технологических операций, обеспечивать комфортные условия труда, необходимые режимы хранения товаров.

Вопрос 2. Устройство и планировка торгового зала. Размещение торгового оборудования.

В процессе разработки проекта магазина необходимо определить габариты торгового зала. К оптимальным размерам торгового зала следует отнести квадрат или прямоугольник с соотношением сторон 1:1,5 или 1:2 и примыканием к нему по длинной стороне или по периметру помещений для хранения и подготовки товаров к продаже. Может быть и другая его конфигурация. Высота торгового зала зависит от его площади, но не менее 3,3 м.

Оптимальными габаритами являются такие, где покупательские и грузовые потоки являются наикратчайшими. Менее удобна вытянутая форма торгового зала. В этом случае удлиняются грузопотоки, затруднена расстановка торгового оборудования, снижается эффективность использования торговой площади.

При размещении товарных секций (отделов) рекомендуется учитывать частоту спроса и приближать отделы, торгующие товарами повседневного спроса, к основным потокам покупателей.

Товары, требующие длительного времени и специальных условий для отбора покупателями (технически сложные и др.), целесообразно располагать в стороне от основных интенсивных потоков.

Всю площадь торгового зала можно условно разделить на:


установочную площадь;

демонстрационную площадь;
площадь проходов для покупателей и перемещения товаров;
площадь рабочих мест обслуживающего персонала;
площадь контрольно-кассового узла.


Установочная площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием.

Экспозиционная (демонстрационная площадь) — это площадь для выкладки товаров. К экспозиционной площади относится и площадь, которая занята основаниями крупногабаритных товаров. Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании.

Площадь узлов расчета включает площади для установки кассовых кабин, столов упаковки, проходов между ними. Площадь для расчетного узла должна составлять не более 15% площади торгового зала.

В магазинах самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно 30 % всей площади торгового зала.
Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле:


Ку=Sy/Sт.з, ,
где Ку - коэффициент установочной площади;

Sт.з.- площадь торгового зала;

Sy - установочная площадь магазина, м2;


Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.
Однако следует учесть, что этот показатель может изменяться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем меньше доля установочной площади) и от его специализации.
Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.
Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади.

Его рассчитывают по следующей формуле:


Кэксп=Sэксп/Sт.з,

,
где Кэксп - коэффициент экспозиционной площади торгового зала;

Sэксп - экспозиционная площадь магазина;

Sт.з. -площадь торгового зала.


Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки оборудования. Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7-0,8.
Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями.
Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки и подобное холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритными товарами, и т.д.
Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется строительными нормами и правилами, однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока.

Расстановка оборудования в торговом зале должна способствовать эффективному использованию торговой площади, создавать максимум удобств для показа и отбора товаров покупателями. Используют следующие основные формы размещения оборудования в торговом зале: линейную (продольную и поперечную); боксовую; выставочную, смешанную.

Линейная планировка позволяет формировать желаемые направления потоков покупателей, проектировать единый узел расчета, создать лучшие условия для выкладки и отбора товара, а также просмотра торгового зала. При ширине торгового зала до 12 м целесообразно применять линейную планировку с продольной расстановкой оборудования, от 12 до 24 м – с поперечным размещением.

Если в торговом зале есть несущие колонны, их следует «вписывать» в линии оборудования, чтобы они не мешали движению.

Боксовая планировка торгового зала используется в том случае, если возникает необходимость выделить секции (отделы) в магазинах с относительно большой торговой площадью. При этом в каждом боксе проектируется самостоятельный узел расчета. Такая планировка менее эффективна по сравнению с линейной.

Выставочная планировка целесообразна в том случае, когда требуется представить покупателю для осмотра и выбора предлагаемые к продаже образцы товаров, как правило, тканей, крупногабаритных и других товаров. Проектирование выставочных помещений имеет свои особенности. Главная задача – показать товар, обратит внимание на все его преимущества.

Смешанная планировка используется, как правило, в крупных магазинах, с широким торговым залом (более 24 м), торгующих товарами, требующими различных условий продажи. В таком случае возникает необходимость сочетать линейную, боксовую, выставочную части помещения. Иногда возникает необходимость проектировать размещение рабочих мест продавцов в виде отдельных островков. Это позволяет создать необходимые условия торговли для каждой товарной группы с учетом их специфики.

Определяя планировочное решение торгового зала, следует учитывать метод продажи товаров и виды услуг, оказываемых покупателям.

Вопрос 3. Организация узлов расчета.

В магазинах самообслуживания количество кассовых кабин (рабочих мест контролеров-кассиров) определяется в зависимости от торговой площади: в продовольственных магазинах на каждые 80-100 м2 площади торгового зала предусматривается одно рабочее место кассира-контролера; в непродовольственных магазинах такие места оборудуются на каждые 140-160 м2. Планировка узлов расчета должна обеспечивать беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться таким образом, чтобы поток покупателей проходил слева от рабочих мест кассиров. При организации единого узла расчета необходимо предусматривать применение совмещенной системы «вход-выход». Помимо кассовых кабин, для устройства узлов расчета используют столы для упаковки товара, оборудование для хранения личных вещей покупателей.

В торговле используют следующие способы организации узлов расчёта:

· Централизованный;

· Децентрализованный;

· Тандемный.

При централизованной организации узлов расчёта кассовые кабины устанавливают на выходе из торгового зала. Используют при продаже товаров методом самообслуживания. Этот способ наиболее эффективен так как он:

1. Сокращает время на расчёты,

2. Увеличивает пропускную способность магазина,

3. Увеличивает товарооборот,

4. Сокращает время пребывания покупателя в магазине,

5. Повышает культуру обслуживания

Децентрализованная организация узлов расчёта предполагает установление кассового аппарата в каждом отделе или секции. Используется при продаже через прилавок или при боксовой планировке магазина. Такая организация узлов расчета замедляет процесс обслуживания и часто способствует возникновению конфликтных ситуаций.

Тандемный метод предполагает, что один кассир сканирует покупку, а второй производит расчет с покупателем. Используется мелкооптовыми магазинами с целью ускорения процесса расчетов.

Если магазином оказываются дополнительные услуги, при планировке это необходимо учитывать.

Кафетерии, столы заказов следует располагать с внешней стороны расчетного узла относительно торгового зала.

Для оказания покупателям дополнительных услуг по подгонке готового платья, растяжке головных уборов, раскрою тканей, гравировке, для музыкальных записей и др. должны быть предусмотрены специальные площади. Они могут примыкать к соответствующему отделу в торговом зале или может быть выделена специальная зона для оказания услуг. Важно, чтобы покупателям были созданы необходимые условия для получения услуг, и эти зоны целесообразно размещать в стороне от основных покупательских потоков и товарно-материальных ценностей магазина.

Наши рекомендации