Внешнеторговая политика России на современном этапе
Таблица 26
Внешнеторговый оборот России на современном этапе. (млрд. долл.)
Показатели | 2008г. | 2009г. | 2010г. | 2011г. | 2012г. | 2013г. |
Товарооборот | 625,4 | 821,3 | 837,2 | 844,2 | ||
В том числе: | ||||||
Экспорт | 468,1 | 301,6 | 396,4 | 524,7 | 526,4 | |
Импорт | 266,9 | 167,4 | 305,3 | 312,5 | 317,8 | |
Сальдо | 201,2 | 134,3 | 167,5 | 210,7 | 212,2 | 208,6 |
Рис. 13. Внешнеторговый оборот России на современном этапе
5 период: 2008 г. - настоящее время. Данный период можно охарактеризовать как процесс выхода российской экономики из кризиса по всем направлениям. В 2008 году товарооборот Российской Федерации по сравнению с предыдущим годом увеличился на весомые 25%, и составлял 735 млрд. долл. Сальдо составило рекордные 201,2 млрд. долл. При этом произошло годовое увеличение как экспорта так и импорта на 25%.
Увеличение стоимостных объемов экспорта было вызвано ростом средних экспортных цен в основном на нефть, нефтепродукты и природный газ. Ежемесячная динамика экспорта в январе-декабре 2008 года свидетельствует, что наращивание объемов экспорта происходило с 34,3 млрд.долл.США в январе до 47,0 млрд.долл.США в июле. Однако, начиная с августа с ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры на мировых товарных рынках и снижением мировых цен на нефть и нефтепродукты стоимостные объемы российского экспорта стали сокращаться с 45,4 млрд.долл.США в августе до 28,2 млрд.долл.США в декабре.
Увеличение стоимостных объемов импорта обеспечивалось преимущественно ростом ввоза машин и оборудования.
2009 год ознаменовался снижением товарооборота России на 36,2%. При этом сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 134,3 млрд.долларов США, что на 66,2 млрд. долларов США меньше, чем в 2008 году. Экспорт в составил 301,6 млрд.долларов США и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 35,5%, а импорт остановился на отметке в 167,4 млрд.долларов США и по сравнению с 2008 годом снизился на 37,3%. Причиной сокращения стоимостного объема экспорта по сравнению с 2008 годом явилось резкое падение в конце 2008 года уровня цен основных сырьевых товаров, экспортируемых Россией, при этом следует отметить, что в течение 2009 года фиксировался их постепенный рост. Снижение стоимостных объемов российского импорта было связано с сокращением физических объемов импортных поставок, тогда как средние цены ввезенных товаров оставались практически на уровне прошлого года. При этом если в течение января-сентября 2009 года индекс средних цен импорта составлял около 97-98%, то в октябре-декабре он был зафиксирован на уровне 103-104%.
В 2010 году внешнеторговый оборот составил 625,4 млрд.долларов США и по сравнению с предыдущим годом возрос на 33,3%, сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 167,5 млрд.долларов, что на 33,2 млрд. долларов больше, чем 2009 году. Экспорт увеличился на 31,4% и составил 396,4 млрд.долларов США. Эта тенденция была обусловлена как ростом средних цен экспортируемых Россией товаров, так и увеличением физических объемов их поставок. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 119,8%, а индекс физического объема экспорта – 110,0%.
Импорт в свою очередь так же вырос на 36,8 % до 229 млрд. долл. в основном в связи ростом его физического объема, индекс которого составил 135,4%, тогда как индекс средних цен импортируемых товаров составил всего 101,6%. Экономисты считают, что именно в 2010 многие прямые и косвенные показатели иллюстрировали практически полную ликвидацию негативных тенденций.
В 2011 году товарооборот резко увеличивался на 24%. Экспорт составил 516,0 млрд.долл. 30%-ное увеличение стоимостного объема экспорта было полностью обусловлено ростом средних цен экспортируемых Россией товаров. Импорт России увеличился на 33,4%, в связи с ростом его физического объема и увеличением индекса средних цен импортируемых товаров.
В 2012-2013 гг. происходило плавное незначительное увеличение показателей товарооборота с характерным снижением темпов роста в 2013 году на 1,9 и 0,9 процентных пунктов соответственно. При этом повышение показателей как экспорта так и импорта в течение последних двух лет было незначительным.
Как видно из рисунка 14, в российском экспорте за последние годы резко возросла доля минеральных продуктов, которые сегодня занимают более 70% экспортируемых товаров. Соответственно, все остальные виды экспортных продуктов потеряли свои процентные доли.
Рис. 14. Сравнение товарной структуры экспорта 1995 и 2011 годов (%)
Рис.15. Сравнение товарной структуры импорта 1995 и 2011 годов (%)
За плодотворные годы внешнеторгового взаимодействия возросла доля машин и оборудования, ввозимых на территорию РФ, а так же доля продукции химической промышленности. Количество импортируемых продовольственных и сельскохозяйственных товаров сократилось в два раза с 28 до 14%.
Конечный результат международной торговли определяется чистым экспортом, непосредственно мультипликативно влияющим на ВВП России. Поскольку экспортируемые отечественные товары и услуги приносят доход, то рост экспорта прямо пропорционально увеличивает совокупные расходы национальной экономики и ВВП страны. Закупка импорта, напротив, означает увеличение расходов на иностранные товары и услуги. Разница между расходами на экспорт и импорт составляет чистый экспорт, который находится под воздействием следующих основных факторов: динамика ВВП собственного и в странах - торговых партнерах; внешнеторговая политика страны; колебания курса национальной валюты.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015-2016гг., разработанному Минэкономразвития России, умеренное увеличение мировой торговли в прогнозный период в совокупности со структурными проблемами экономики России не дает веских оснований для ожидания быстрых темпов роста российской внешней торговли. Динамика российского экспорта в среднесрочной перспективе будет падать, сохранится зависимость российского экспорта от поставок топливно-энергетических товаров. Бурное посткризисное увеличение российского импорта, перейдет в относительно умеренный рост, превышающий динамику экспорта.
В 2014 - 2016 гг . ускорение роста мировой экономики позволит экспорту увеличиваться в реальном выражении ежегодно на 0,8 -1,4%. В результате снижения цены на нефть до 101 доллара США за баррель в 2014 году экспорт уменьшится с 511 млрд. долл. в 2013 году до 506 млрд. долл в 2014 году.
Товары топливно-энергетической группы за этот период еще более существенно cнизят стоимостные объемы экспорта- с 342 млрд. долларов США в 2013 году до 328 млрд. Импорт товаров прогнозируется в 2016 году на уровне 384 млрд. долларов (увеличение на 14% по отношению к уровню 2012 года). В прогнозный период прирост импорта ускорится с 2,9% в 2014 году до 4,5% в 2016 году. При этом физический прирост импорта также ускорится с 2,1% до 3,8% в год, рост цен ожидается на уровне 0,8 процента.
В структуре импорта в прогнозный период медленнее всего будет расти ввоз потребительской продукции (в среднем 1,4%), где существует потенциал переориентации внутреннего спроса на товары отечественного производства. Интенсивные процессы импортозамещения приведут к уменьшению доли потребительских товаров в общем объеме импорта с 42,2% в 2013 году до 40,3% в 2016. Наиболее динамичной компонентой импорта будет оставаться импорт инвестиционных товаров в результате опережающего роста внутренних инвестиций, и в связи с наименьшими возможностями по импортозамещению в среднесрочном периоде.
Географическая направленность внешней торговли России существенно не изменится. Основными торговыми партнерами России по-прежнему будут страны Европейского Союза (Германия, Нидерланды, Италия), США, Япония, развивающиеся страны (Китай, Индия), а также страны СНГ (Белоруссия, Украина, Казахстан).
Глобализация экономики требует от всех стран мира более тесного взаимодействия и расширения процессов интеграции. Российская Федерация активно поддерживает современные тенденции и является участником многих международных организаций.
Процесс вступления России в ВТО был рекордно долгим и затянулся на целые 18 лет. 9 ноября 2011 г. в Женеве при посредничестве Швейцарии Россия и Грузия подписали соглашение по присоединению РФ к ВТО. Это было последнее двустороннее соглашение на пути вступления России в ВТО. 16 декабря 2011 г. формальный процесс вступления РФ в ВТО завершился.
Как и на начальных этапах переговоров, в настоящий момент есть и сторонники, и противники вступления России в ВТО. Первые считают, что Россия обязательно должна была стать членом данной организации, чтобы участвовать в формировании новых правил мировой торговли. Например, директор института экономики РАН Р. Гринберг заявил: «Надо быть там, чтобы участвовать в формировании новых правил, и для того, чтобы цивилизованно жаловаться на тех, кто их нарушает. Поэтому очень верно, что мы там должны быть. Тем более что страны - члены ВТО охватывают почти сто процентов мировой торговли".
Доктор экономических наук, профессор Н. Кричевский приводит следующие контраргументы. Во-первых, России необходимо модернизировать производство и защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции. Если поспешить, то Россия может оказаться в такой же ситуации, в которую попала Киргизия после вступления в ВТО. В стране резко увеличился импорт дешевой сельскохозяйственной продукции, в итоге киргизское сельское хозяйство пришло в упадок, потому что местное производство стало неконкурентоспособным. Во-вторых, в России еще не до конца ясна ситуация с тарифным регулированием. В-третьих, по мнению эксперта, ВТО сдает свои позиции: она превратилась скорее в мировой консультативный клуб, который практически не влияет на экономико-политическую ситуацию в странах".
После вступления России в ВТО на российский рынок могут прийти новые международные корпорации, усилят свое присутствие уже работающие. В итоге вырастет конкуренция во всех отраслях экономики, что приведет к значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметятся существенное падение рентабельности отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Наиболее уязвимыми являются:
·аграрный сектор. Как известно, уровень его поддержки государством в США, Канаде, странах Евросоюза в десятки раз превышает российский. А по условию вступления в ВТО Россия должна еще и снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10%. Наиболее важными для российской продовольственной безопасности позициями, нуждающимися в защите государства, являются мясо, сахар, растительное масло, пшеница
·автомобилестроение. В последнее время интерес к этой отрасли российской промышленности существенно вырос благодаря в том числе непопулярным мерам, например повышению пошлины на ввоз подержанных иномарок (на данный момент она составляет 30%). Многие иностранные компании вложили деньги в производство автомобилей на территории России. При вступлении в ВТО Россия рискует лишиться защитного барьера в виде высоких пошлин на импорт иномарок и запчастей к ним. Что касается легковых автомобилей ВАЗ и ГАЗ, то их необходимо модернизировать, иначе они будут постепенно вытеснены с рынка. Выпускающим их заводам предстоит либо инвестировать средства в разработку новых моделей, либо создать совместные производства. Автомобили представительского класса в России практически не выпускаются. С грузовыми автомобилями и автобусами дело обстоит значительно лучше - хорошие показатели у КамАЗа и ГАЗа. Продукция этих предприятий почти конкурентоспособна, начинает расти экспорт. Здесь у отечественных производителей возможны перспективы.
·авиастроительная промышленность. Производство гражданской авиатехники переживает затяжной беспрецедентный кризис. О его глубине свидетельствует хотя бы тот факт, что ежегодный объем выпускаемых магистральных воздушных судов снизился за истекшее десятилетие со 150-180 до 4-5 единиц. Такой темп выпуска самолетов исключает даже простое поддержание конструкторской, технологической, производственной и испытательной базы отрасли, равно как и сохранение конструкторских и производственных кадров, не говоря уж о расширенном воспроизводстве, обновлении и развитии. Угроза полной деградации отечественного гражданского самолетостроения при вступлении России в ВТО вполне реальна.
· Банковский сектор. В случае вступления России в ВТО велика вероятность того, что большинство клиентов перейдут в иностранные банки. ВТО требует обеспечить равный доступ частного капитала к оказанию любых услуг, в том числе финансовых, консалтинговых, юридических, медицинских, и открытую международную конкуренцию в этой области. Появление филиалов иностранных финансовых и страховых компаний предоставит российским гражданам и организациям возможность пользоваться более крупными и дешевыми кредитными ресурсами, а также более качественными услугами. В результате западные банки легко поглотят нашу банковскую систему с учетом очень высокого уровня их капиталоемкости. Страховой рынок также может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими, куда больший капитал, чем российские компании. Однако чиновники утверждают, что российская сторона стремится не только сохранить квоты на допуск иностранного капитала в банковский сектор, но и увеличить их. Поэтому волнения российского банковского сообщества беспочвенны. Для отечественных банков эти квоты очень важны, поскольку являются одним из основных методов защиты, пока конкурентные условия деятельности западных и российских банков не стали равными по ключевым параметрам.
Не менее уязвимыми отраслями считаются: металлургия; обрабатывающая промышленность; текстильная промышленность; химическая промышленность; электронная промышленность; легкая промышленность: транспорт; фармацевтическая промышленность; розничная торговля; пищевая промышленность; общественное питание.
Западные и некоторые российские эксперты называют следующие преимущества вступления России в ВТО:
·привлечение в банковскую сферу иностранного капитала для повышения капитализации российских банков;
·появление новых банковских технологий;
·передачу местным кадрам опыта, специальных навыков и знаний, новых методов управления;
·возникновение масштабной ресурсной базы для инвестиций в экономику;
·стимулирование национальных банков к усилению конкурентоспособности за счет использования новых технологий, повышения качества предоставляемых услуг, снижения тарифов и совершенствования менеджмента.
Россия, участвующая в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) с 1998 г., последовательно наращивает активность в его рамках. С учетом специфики, обусловленной наличием среда 21 участника АТЭС не только государств, но и территорий (Тайвань, Гонконг), членов Форума принято называть экономиками. Этот межправительственный форум был образован в ноябре 1989г. Начиная с 1999 г. в ежегодных саммитах АТЭС регулярно участвует Президент Российской Федерации. На настоящем этапе Тихоокеанский регион становится наиболее перспективным для РФ.
Работа нашего государства в этом направлении базируется на Концепции участия России в форуме АТЭС, одобренной Президентом РФ в ноябре 2000 г. Координацию деятельности российских министерств и ведомств осуществляет Правительственная комиссия по вопросам экономической интеграции под руководством первого заместителя Председателя Правительства РФ.
Представители профильных ведомств России также регулярно участвуют в отраслевых министерских встречах, заседаниях рабочих и экспертных групп АТЭС по таким актуальным направлениям, как торговля, инвестиции, финансы, энергетика, малое и среднее предпринимательство, транспорт, наука и технологии, рыболовство, сельское хозяйство и др.
В 2005 г. по инициативе России учрежден Диалог АТЭС по цветным металлам. В 2008 г. он преобразован в структуру со значительно большей сферой охвата - Специальную группу АТЭС по горнодобывающей промышленности и металлургии, работающую под нашим председательством.
В 2005 г. Россия успешно прошла процедуру обзора своего Индивидуального плана действий в АТЭС в сфере либерализации условий торговли и инвестирования и повышения уровня открытости экономики.
Высокую оценку получил проведенный Минтрансом РФ на заседании Рабочей группы АТЭС по транспорту (сентябрь 2005 г., Владивосток) комплекс мероприятий по региональному сотрудничеству в этой сфере, который позволил привлечь внимание партнеров к возможностям России по обеспечению транспортных транзитных коридоров и развитию системы кроссполярных воздушных перевозок. Минтранс России также выступил с инициативами формирования единой информационной сети по всем видам транспорта и создания единого информационного центра безопасности мореплавания в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Повышенное внимание уделяется поиску новых форм работы в энергетическом секторе деятельности АТЭС. В 2005 г. в России успешно проведено заседание Экспертной группы по вопросам энергоэффективности и энергосбережения. В октябре 2006 г. в Южно-Сахалинске состоялось заседание Рабочей группы АТЭС по энергетике.
Расширяется научно-технологическая составляющая российского участия в Форуме, подкрепляемая конкретными шагами, в числе которых создание во Владивостоке Центра научно-технического и инновационно-технологического сотрудничества России с АТЭС. В мае 2007 г. во Владивостоке состоялось очередное заседание Рабочей группы АТЭС по промышленной науке и технологиям, в ходе которого была организована презентация ряда проектов по развитию инновационного потенциала России и созданию в АТЭС Центра экологического мониторинга.
К работе Форума подключаются и крупные отечественные компании. В настоящее время представителями России в Деловом консультативном совете АТЭС являются компания «Базовый элемент» (О. В. Дерипаска), ОАО «Банк ВТБ» (А. Л. Костин) и ОАО «Газпром» (А. И. Медведев). Российские делегации регулярно участвуют в Деловых саммитах - ежегодных конференциях для бизнес-элиты региона, созываемых в при вязке к встречам глав государств и правительств Форума.
В целом АТЭС рассматривается не только как локомотив интеграции в районе «Тихоокеанского кольца», уникальная для Азиатоко-Тихоокеанского региона многосторонняя структура диалога по ключевым вопросам торговли и инвестиций, экономического и технического сотрудничества, но и как эффективный инструмент взаимодействия для решения острейших региональных и общемировых проблем.
Участие России в АТЭС используется для активного вовлечения Сибири и Дальнего Востока в действующие в рамках Форума механизмы экономической интеграции.
ГЛАВА 9.