Внешнеторговая политика России на современном этапе

Таблица 26

Внешнеторговый оборот России на современном этапе. (млрд. долл.)

Показатели 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г.
Товарооборот 625,4 821,3 837,2 844,2
В том числе:          
Экспорт 468,1 301,6 396,4 524,7 526,4
Импорт 266,9 167,4 305,3 312,5 317,8
Сальдо 201,2 134,3 167,5 210,7 212,2 208,6

Внешнеторговая политика России на современном этапе - student2.ru

Рис. 13. Внешнеторговый оборот России на современном этапе

5 период: 2008 г. - настоящее время. Данный период можно оха­рактеризовать как процесс выхода российской экономики из кризиса по всем направлениям. В 2008 году товарооборот Российской Федерации по сравнению с предыдущим годом увеличился на весомые 25%, и составлял 735 млрд. долл. Сальдо составило рекордные 201,2 млрд. долл. При этом произошло годовое увеличение как экспорта так и импорта на 25%.

Увеличение стоимостных объемов экспорта было вызвано ростом средних экспортных цен в основном на нефть, нефтепродукты и природный газ. Ежемесячная динамика экспорта в январе-декабре 2008 года свидетельствует, что наращивание объемов экспорта происходило с 34,3 млрд.долл.США в январе до 47,0 млрд.долл.США в июле. Однако, начиная с августа с ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры на мировых товарных рынках и снижением мировых цен на нефть и нефтепродукты стоимостные объемы российского экспорта стали сокращаться с 45,4 млрд.долл.США в августе до 28,2 млрд.долл.США в декабре.

Увеличение стоимостных объемов импорта обеспечивалось преимущественно ростом ввоза машин и оборудования.

2009 год ознаменовался снижением товарооборота России на 36,2%. При этом сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 134,3 млрд.долларов США, что на 66,2 млрд. долларов США меньше, чем в 2008 году. Экспорт в составил 301,6 млрд.долларов США и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 35,5%, а импорт остановился на отметке в 167,4 млрд.долларов США и по сравнению с 2008 годом снизился на 37,3%. Причиной сокращения стоимостного объема экспорта по сравнению с 2008 годом явилось резкое падение в конце 2008 года уровня цен основных сырьевых товаров, экспортируемых Россией, при этом следует отметить, что в течение 2009 года фиксировался их постепенный рост. Снижение стоимостных объемов российского импорта было связано с сокращением физических объемов импортных поставок, тогда как средние цены ввезенных товаров оставались практически на уровне прошлого года. При этом если в течение января-сентября 2009 года индекс средних цен импорта составлял около 97-98%, то в октябре-декабре он был зафиксирован на уровне 103-104%.

В 2010 году внешнеторговый оборот составил 625,4 млрд.долларов США и по сравнению с предыдущим годом возрос на 33,3%, сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 167,5 млрд.долларов, что на 33,2 млрд. долларов больше, чем 2009 году. Экспорт увеличился на 31,4% и составил 396,4 млрд.долларов США. Эта тенденция была обусловлена как ростом средних цен экспортируемых Россией товаров, так и увеличением физических объемов их поставок. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 119,8%, а индекс физического объема экспорта – 110,0%.

Импорт в свою очередь так же вырос на 36,8 % до 229 млрд. долл. в основном в связи ростом его физического объема, индекс которого составил 135,4%, тогда как индекс средних цен импортируемых товаров составил всего 101,6%. Экономисты считают, что именно в 2010 многие прямые и косвенные показатели иллюстрировали практически полную ликвидацию негативных тенденций.

В 2011 году товарооборот резко увеличивался на 24%. Экспорт составил 516,0 млрд.долл. 30%-ное увеличение стоимостного объема экспорта было полностью обусловлено ростом средних цен экспортируемых Россией товаров. Импорт России увеличился на 33,4%, в связи с ростом его физического объема и увеличением индекса средних цен импортируемых товаров.

В 2012-2013 гг. происходило плавное незначительное увеличение показателей товарооборота с характерным снижением темпов роста в 2013 году на 1,9 и 0,9 процентных пунктов соответственно. При этом повышение показателей как экспорта так и импорта в течение последних двух лет было незначительным.

Как видно из рисунка 14, в российском экспорте за последние годы резко возросла доля минеральных продуктов, которые сегодня занимают более 70% экспортируемых товаров. Соответственно, все остальные виды экспортных продуктов потеряли свои процентные доли.

Внешнеторговая политика России на современном этапе - student2.ru

Внешнеторговая политика России на современном этапе - student2.ru

Рис. 14. Сравнение товарной структуры экспорта 1995 и 2011 годов (%)

Внешнеторговая политика России на современном этапе - student2.ru

Внешнеторговая политика России на современном этапе - student2.ru

Рис.15. Сравнение товарной структуры импорта 1995 и 2011 годов (%)

За плодотворные годы внешнеторгового взаимодействия возросла доля машин и оборудования, ввозимых на территорию РФ, а так же доля продукции химической промышленности. Количество импортируемых продовольственных и сельскохозяйственных товаров сократилось в два раза с 28 до 14%.

Конечный результат международной торговли определяется чистым экспортом, непосредственно мультипликативно влияющим на ВВП России. Поскольку экспортируемые отечественные товары и услуги приносят доход, то рост экспорта прямо пропорционально увеличивает совокупные расходы национальной экономики и ВВП страны. Закупка импорта, напротив, означает увеличение расходов на иностранные товары и услуги. Разница между расходами на экспорт и импорт составляет чистый экспорт, который находится под воздействием следующих основных факторов: динамика ВВП собственного и в странах - торговых партнерах; внешнеторговая политика страны; колебания курса национальной валюты.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015-2016гг., разработанному Минэкономразвития России, умеренное увеличение мировой торговли в прогнозный период в совокупности со структурными проблемами экономики России не дает веских оснований для ожидания быстрых темпов роста российской внешней торговли. Динамика российского экспорта в среднесрочной перспективе будет падать, сохранится зависимость российского экспорта от поставок топливно-энергетических товаров. Бурное посткризисное увеличение российского импорта, перейдет в относительно умеренный рост, превышающий динамику экспорта.

В 2014 - 2016 гг . ускорение роста мировой экономики позволит экспорту увеличиваться в реальном выражении ежегодно на 0,8 -1,4%. В результате снижения цены на нефть до 101 доллара США за баррель в 2014 году экспорт уменьшится с 511 млрд. долл. в 2013 году до 506 млрд. долл в 2014 году.

Товары топливно-энергетической группы за этот период еще более существенно cнизят стоимостные объемы экспорта- с 342 млрд. долларов США в 2013 году до 328 млрд. Импорт товаров прогнозируется в 2016 году на уровне 384 млрд. долларов (увеличение на 14% по отношению к уровню 2012 года). В прогнозный период прирост импорта ускорится с 2,9% в 2014 году до 4,5% в 2016 году. При этом физический прирост импорта также ускорится с 2,1% до 3,8% в год, рост цен ожидается на уровне 0,8 процента.

В структуре импорта в прогнозный период медленнее всего будет расти ввоз потребительской продукции (в среднем 1,4%), где существует потенциал переориентации внутреннего спроса на товары отечественного производства. Интенсивные процессы импортозамещения приведут к уменьшению доли потребительских товаров в общем объеме импорта с 42,2% в 2013 году до 40,3% в 2016. Наиболее динамичной компонентой импорта будет оставаться импорт инвестиционных товаров в результате опережающего роста внутренних инвестиций, и в связи с наименьшими возможностями по импортозамещению в среднесрочном периоде.

Географическая направленность внешней торговли России существенно не изменится. Основными торговыми партнерами России по-прежнему будут страны Европейского Союза (Германия, Нидерланды, Италия), США, Япония, развивающиеся страны (Китай, Индия), а также страны СНГ (Белоруссия, Украина, Казахстан).

Глобализация экономики требует от всех стран мира более тесного взаимодействия и расширения процессов интеграции. Российская Федерация активно поддерживает современные тенденции и является участником многих международных организаций.

Процесс вступления России в ВТО был рекордно долгим и затянулся на целые 18 лет. 9 ноября 2011 г. в Женеве при посредничестве Швейцарии Россия и Грузия под­писали соглашение по присоединению РФ к ВТО. Это было последнее двустороннее соглашение на пути вступления России в ВТО. 16 декабря 2011 г. формальный процесс вступления РФ в ВТО завершился.

Как и на начальных этапах переговоров, в настоящий момент есть и сторонники, и противники вступления России в ВТО. Первые считают, что Россия обязательно должна была стать членом данной организации, чтобы участвовать в формировании новых правил мировой торговли. Например, директор института экономики РАН Р. Гринберг заявил: «Надо быть там, чтобы участвовать в формировании новых правил, и для того, чтобы цивилизованно жаловаться на тех, кто их нарушает. Поэтому очень верно, что мы там должны быть. Тем более что страны - члены ВТО охватывают почти сто процентов мировой торговли".

Доктор экономических наук, профессор Н. Кричевский приводит следующие контраргументы. Во-первых, России необходимо модернизировать производство и защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции. Если поспешить, то Россия может оказаться в такой же ситуации, в которую попала Киргизия после вступления в ВТО. В стране резко увеличился импорт дешевой сельскохозяйствен­ной продукции, в итоге киргизское сельское хозяйство пришло в упадок, потому что местное производство стало неконкурентоспособным. Во-вторых, в России еще не до конца ясна ситуация с тарифным регулированием. В-третьих, по мне­нию эксперта, ВТО сдает свои позиции: она превратилась скорее в мировой кон­сультативный клуб, который практически не влияет на экономико-политическую ситуацию в странах".

После вступления России в ВТО на российский рынок могут прийти новые международные корпорации, усилят свое присутствие уже работающие. В итоге вырастет конкуренция во всех отраслях экономики, что приведет к значительному увеличе­нию маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметятся существенное падение рентабельности отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Наиболее уязвимыми являются:

·аграрный сектор. Как известно, уровень его поддержки государством в США, Канаде, странах Евросоюза в десятки раз превышает российский. А по условию вступления в ВТО Россия должна еще и снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10%. Наиболее важными для российской продовольственной безопасности позициями, нуждающимися в защите государства, являются мясо, сахар, растительное масло, пшеница

·автомобилестроение. В последнее время интерес к этой отрасли российской промышленности существенно вырос благодаря в том числе непопу­лярным мерам, например повышению пошлины на ввоз подержанных иномарок (на данный момент она составляет 30%). Многие иностранные компании вложили деньги в производство автомобилей на территории России. При вступлении в ВТО Россия рискует лишиться защитного барьера в виде высоких пошлин на импорт иномарок и запчастей к ним. Что касается легковых автомобилей ВАЗ и ГАЗ, то их необходимо модернизировать, иначе они будут по­степенно вытеснены с рынка. Выпускающим их заводам предстоит либо инвестиро­вать средства в разработку новых моделей, либо создать совместные производства. Автомобили представительского класса в России практически не выпускаются. С грузовыми автомобилями и автобусами дело обстоит значительно лучше - хо­рошие показатели у КамАЗа и ГАЗа. Продукция этих предприятий почти конку­рентоспособна, начинает расти экспорт. Здесь у отечественных производителей возможны перспективы.

·авиастроительная промышленность. Производство гражданской авиатехники пере­живает затяжной беспрецедентный кризис. О его глубине свидетельствует хотя бы тот факт, что ежегодный объем выпускаемых магистральных воздушных судов снизился за истекшее десятилетие со 150-180 до 4-5 единиц. Такой темп выпуска самолетов исключает даже простое поддержание конструкторской, технологиче­ской, производственной и испытательной базы отрасли, равно как и сохранение конструкторских и производственных кадров, не говоря уж о расширенном вос­производстве, обновлении и развитии. Угроза полной деградации отечественного гражданского самолетостроения при вступлении России в ВТО вполне реальна.

· Банковский сектор. В случае вступления России в ВТО велика вероятность того, что большинство клиентов перейдут в иностранные банки. ВТО требует обе­спечить равный доступ частного капитала к оказанию любых услуг, в том числе финансовых, консалтинговых, юридических, медицинских, и открытую международную конкуренцию в этой области. Появление филиалов иностранных финан­совых и страховых компаний предоставит российским гражданам и организациям возможность пользоваться более крупными и дешевыми кредитными ресурсами, а также более качественными услугами. В результате западные банки легко поглотят нашу банковскую систему с учетом очень высокого уровня их капиталоемкости. Страховой рынок также может быть полностью захвачен иностранными страхов­щиками, имеющими, куда больший капитал, чем российские компании. Однако чиновники утверждают, что российская сторона стремится не только сохранить квоты на допуск иностранного капитала в банковский сектор, но и уве­личить их. Поэтому волнения российского банковского сообщества беспочвенны. Для отечественных банков эти квоты очень важны, поскольку являются одним из основных методов защиты, пока конкурентные условия деятельности западных и российских банков не стали равными по ключевым параметрам.

Не менее уязвимыми отраслями считаются: металлургия; обрабатывающая промышленность; текстильная промышленность; химическая промышленность; электронная промышленность; легкая промышленность: транспорт; фармацевтическая промышленность; розничная торговля; пищевая промышленность; общественное питание.

Западные и некоторые российские эксперты называют следующие преимущества вступления России в ВТО:

·привлечение в банковскую сферу иностранного капитала для повышения капитализации российских банков;

·появление новых банковских технологий;

·передачу местным кадрам опыта, специальных навыков и знаний, новых методов управления;

·возникновение масштабной ресурсной базы для инвестиций в экономику;

·стимулирование национальных банков к усилению конкурентоспособности за счет использования новых технологий, повышения качества предоставля­емых услуг, снижения тарифов и совершенствования менеджмента.

Россия, участвующая в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) с 1998 г., последовательно наращивает активность в его рамках. С учетом специфики, обусловленной наличием среда 21 участника АТЭС не только государств, но и территорий (Тайвань, Гонконг), членов Форума принято называть экономиками. Этот межправительственный форум был образован в ноябре 1989г. Начиная с 1999 г. в ежегодных саммитах АТЭС регулярно участвует Президент Российской Федерации. На настоящем этапе Тихоокеанский регион становится наиболее перспективным для РФ.

Работа нашего государства в этом направлении базируется на Концепции уча­стия России в форуме АТЭС, одобренной Президентом РФ в ноябре 2000 г. Координацию деятельности российских министерств и ведомств осуществляет Прави­тельственная комиссия по вопросам экономической интеграции под руководством первого заместителя Председателя Правительства РФ.

Представители профильных ведомств России также регулярно участвуют в от­раслевых министерских встречах, заседаниях рабочих и экспертных групп АТЭС по таким актуальным направлениям, как торговля, инвестиции, финансы, энергетика, малое и среднее предпринимательство, транспорт, наука и технологии, рыболовство, сельское хозяйство и др.

В 2005 г. по инициативе России учрежден Диалог АТЭС по цветным металлам. В 2008 г. он преобразован в структуру со значительно большей сферой охвата - Специальную группу АТЭС по горнодобывающей промышленности и металлургии, работающую под нашим председательством.

В 2005 г. Россия успешно прошла процедуру обзора своего Индивидуального плана действий в АТЭС в сфере либерализации условий торговли и инвестирования и повышения уровня открытости экономики.

Высокую оценку получил проведенный Минтрансом РФ на заседании Рабочей группы АТЭС по транспорту (сентябрь 2005 г., Владивосток) комплекс мероприятий по региональному сотрудничеству в этой сфере, который позволил привлечь внима­ние партнеров к возможностям России по обеспечению транспортных транзитных коридоров и развитию системы кроссполярных воздушных перевозок. Минтранс России также выступил с инициативами формирования единой информацион­ной сети по всем видам транспорта и создания единого информационного центра безопасности мореплавания в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Повышенное внимание уделяется поиску новых форм работы в энергетическом секторе деятельности АТЭС. В 2005 г. в России успешно проведено заседание Экспертной группы по вопросам энергоэффективности и энергосбережения. В октя­бре 2006 г. в Южно-Сахалинске состоялось заседание Рабочей группы АТЭС по энергетике.

Расширяется научно-технологическая составляющая российского участия в Форуме, подкрепляемая конкретными шагами, в числе которых создание во Владивостоке Центра научно-технического и инновационно-технологического сотрудничества России с АТЭС. В мае 2007 г. во Владивостоке состоялось оче­редное заседание Рабочей группы АТЭС по промышленной науке и технологи­ям, в ходе которого была организована презентация ряда проектов по развитию инновационного потенциала России и созданию в АТЭС Центра экологического мониторинга.

К работе Форума подключаются и крупные отечественные компании. В насто­ящее время представителями России в Деловом консультативном совете АТЭС являются компания «Базовый элемент» (О. В. Дерипаска), ОАО «Банк ВТБ» (А. Л. Костин) и ОАО «Газпром» (А. И. Медведев). Российские делегации регу­лярно участвуют в Деловых саммитах - ежегодных конференциях для бизнес-­элиты региона, созываемых в при вязке к встречам глав государств и правительств Форума.

В целом АТЭС рассматривается не только как локомотив интеграции в районе «Тихоокеанского кольца», уникальная для Азиатоко-Тихоокеанского региона многосторонняя структура диалога по ключевым вопросам торговли и инве­стиций, экономического и технического сотрудничества, но и как эффективный инструмент взаимодействия для решения острейших региональных и общеми­ровых проблем.

Участие России в АТЭС используется для активного вовлечения Сибири и Дальнего Востока в действующие в рамках Форума механизмы экономической интеграции.

ГЛАВА 9.

Наши рекомендации