Региональная внешнеэкономическая политика
Региональная внешнеэкономическая политика
Учебное пособие
Ульяновск
УДК
К 44
Настоящее учебное пособие предназначено для освоения теоретических основ формирования и реализации региональной внешнеэкономической политики, содержит анализ состояния и тенденций развития международной экономической среды, внешнеэкономической политики РФ и Ульяновской области. В пособии приведена примерная программа курса «Региональная внешнеэкономическая политика», контрольные вопросы для закрепления студентами теоретических знаний, примерная тематика рефератов. Пособие предназначено для студентов всех форм обучения экономических специальностей.
Рецензенты:
к.э.н., доцент, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления УлГУ Слепова В.В.
к.э.н., доцент, доцент кафедры экономической теории УлГУ Моисеева Ю.О.
Содержание
Цели и задачи изучения дисциплины 5
Требования к уровню освоения дисциплины 6
Программа курса 8
Примерная тематика рефератов 10
Глава 1. Анализ современного состояния международной
бизнес-среды 13
1.1.Международная среда современного бизнеса: 13
понятие и сущность
1.2.Тенденции в развитии современного мирового хозяйства 18
и бизнес-среды
Глава 2. Главные субъекты мировой бизнес-среды 30
2.1.Национальные хозяйства как субъекты
международной бизнес-среды 30
2.2. Международные экономические организации
как субъекты международной бизнес — среды 37
2.3. Транснациональные банки как субъекты
международной бизнес-среды 53
2.4. Институциональные инвесторы как субъекты
мирового бизнеса 58
Глава 3. Современное состояние и перспективы
развития мирового хозяйства: краткий обзор 61
Глава 4. Теоретические подходы к анализу
внешнеэкономических отношений 67
Глава 5. Организация внешнеэкономической деятельности 78
5.1. Внешняя торговля и внешнеэкономическая деятельность:
понятие, особенности, тенденции развития 78
5.2.Классификация внешнеторговых операций 80
5.3. Краткая характеристика внешнеторговых операций 83
Глава 6. Институциональные основы 102
Государственной внешнеэкономической политики России
Глава 7. Валютный курс и его влияние на
внешнеэкономическую деятельность 121
7.1. Развитие теорий валютного курса 122
7. 2. Механизм формирования валютного курса 127
7.3. Валютный курс и его формирование в России 134
Глава 8. Внешнеэкономическая политика 142
Российской Федерации
8.1 Принципы, цели и задачи государственной
внешнеэкономической политики Российской Федерации 142
8.2. Динамика внешнеторгового оборота Российской
Федерации до 2008 года 155
8.3. Внешнеторговая политика России на современном этапе 168
Глава 9. Внешнеэкономическая политика 181
Ульяновской области
9.1 Внешнеторговая политика ПФО 181
9.2 Основные тенденции внешнеторговой политики
Ульяновской области 195
9.3 Инструменты внешнеэкономической политики
Ульяновской области 202
Список рекомендуемой литературы 223
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ООП "Государственное и муниципальное управление" представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.
Магистерская программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки.
Нормативную правовую базу разработки ООП магистратуры составляют:
- Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ);
- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71 (далее – Типовое положение о вузе);
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень) "магистр"), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. № 123.
- Нормативно-методические документы Минобрнауки России;
Цель учебной дисциплины - дать магистрантам знания теории и практические навыки разработки внешнеэкономической региональной политики и управления внешнеэкономической деятельностью региона как целостной системы руководства общественными делами, научить основам разработки и оценки внешнеэкономической политики на территориальном уровнях.
Целью курса является систематическое изложение условий формирования самостоятельной внешней деятельности российских регионов, ее целей, задач, основных направлений и организационных форм, методов регулирования международной и внешнеэкономической деятельности в федерально-региональных отношениях, условий повышения ее эффективности для регионального развития.
Основные задачи учебной дисциплины:
- подготовить специалистов для работы в органах государственного и муниципального управления, способных управлять общественными делами и решать социальные и экономические проблемы в области управления внешнеэкономической деятельностью;
- научить будущих специалистов навыкам и методикам организационного, функционального и политического анализа в государственном секторе
- развить у магистрантов творческий подход при разработке и реализации региональной внешнеэкономической политики в различных сферах народного хозяйства;
- научить магистрантов повышать эффективность и результативность осуществления внешнеэкономической деятельности региона.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- структуру и механизм формирования, реализации и оценки внешнеэкономической деятельности регионов РФ и зарубежных стран;
- главные теоретические концепции и идеи в области внешнеэкономической деятельности и управления;
- основные тенденции развития и модернизации региональной внешнеэкономической деятельности и систем управления и с учетом мировой административной практики.
уметь:
- анализировать политическую, экономическую, правовую и социальную среду, в которой действуют органы госуправления и реализуется внешнеэкономическая деятельность регионов;
- исследовать структуру общественных проблем и на этой основе определять цели и
приоритеты региональной внешнеэкономической политики и управления;
- применять инновационные технологии и системный подход в работе органов государственной власти и управления в процессе реализации внешнеэкономической деятельности;
владеть:
- основами организационного, функционального и политического анализа в области государственного управления и политики;
- методами оценки результатов внешнеэкономической деятельности регионов, а также реализации государственных целевых программ;
- основными методами и инструментами повышения эффективности и результативности внешнеэкономической деятельности регионов.
ПРОГРАММА КУРСА
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов (форма обучения - очная) | ||||
Всего по плану | В т.ч. по семестрам | ||||
Аудиторные занятия | |||||
Лекции | |||||
Практические и семинарские занятия | |||||
Лабораторные работы (лабораторный практикум) | |||||
Самостоятельная работа | |||||
Всего часов по дисциплине | |||||
Текущий контроль (количество и вид: контрольная работа, коллоквиум, реферат) | |||||
Курсовая работа | |||||
Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет) | Экзамен | Экзамен |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
Слушатели магистратуры по специальности 081100 «Государственное и муниципальное управление» самостоятельно проводят исследования и готовят рефераты по вопросам разработки и реализации региональной внешнеэкономической политики. Рефераты могут предполагать раскрытие теоретических вопросов, а также изучение и анализ статистических данных по внешнеэкономической деятельности РФ и отдельных регионов, либо анализ экспертных оценок проблем региональной внешнеэкономической политики. Объем реферата не может превышать 20 машинописных страниц формата А4, шрифт Times New Roman шрифт 14, межстрочный интервал 1,5. Реферат содержит титульный лист с указанием темы и его автора, содержание, текст, список используемой литературы. Структура текста реферата должна быть приблизительно следующая: раскрывается актуальность вопроса, высказываются имеющиеся различные подходы к изучению вопроса, проводится анализ практики и выявляются проблемы, приводятся рекомендации по решению выявленных проблем, в заключении излагаются основные выводы.
Тематика написания самостоятельных работ и рефератов по курсу «Региональная внешнеэкономическая политика»:
1.Сущность и принципы внешнеэкономической деятельности и политики.
2. Типы и виды внешнеэкономической деятельности и политики.
3. Система и организация управления внешнеэкономической деятельностью.
4. Теоретические основы и методология изучения внешнеэкономической деятельности региона.
5. Модернизация общества и институциональные реформы.
6.Правовые, институциональные, финансовые и моральные аспекты региональной внешнеэкономической деятельности.
7.Определение целей и приоритетов во внешнеэкономической политике региона.
8. Планирование и разработка внешнеэкономической политики региона.
9.Анализ динамики и структуры внешнеторгового оборота РФ.
10.Вступление России в ВТО: история, проблемы и перспективы.
11. Участие РФ в международных организациях.
12.Перспективы и проблемы вступления России в ВТО для Ульяновской области.
13.Анализ товарной структуры экспорта региона (Ульяновской области и др.)
14.Анализ товарной структуры импорта региона (Ульяновской области и др.)
15.Развитие совместного предпринимательства в Ульяновской области.
16.Валютно-кредитное регулирование и внешняя торговля.
17.Политика в отношении привлечения иностранных инвестиций.
18.Иностранные инвестиции в Ульяновской области.
19.Влияние глобализации на внешнеэкономическую деятельность региона (на примере Ульяновской области).
20.Анализ тенденций развития и состояния современного мирового хозяйства.
21. Основные тенденции развития мировой экономики в 2000-2014гг. Рецессия и прогнозы до 2030г. (по материалам мировых рейтинговых, консалтинговых и аналитических центров).
22.Перспективы таможенного союза и других интеграционных образований с участием РФ.
23. Анализ внешнеэкономических связей экономики Ульяновской области 2000-2014гг.
24.Оценка возможности дифференциации экспорта для региональной экономики (на примере Ульяновской области).
25.Импорт и оценка экономической безопасности, оценка потенциала импортозамещения (на примере Ульяновской области).
26. Развитие государственной внешнеэкономической политики РФ и в ее субъектах. Нормативно-правовая база, методика и практика оценки эффективности проводимой политики по стимулированию экспорта.
ГЛАВА 1.
Стадии экономического роста
Параметр | Стадия экономического роста | ||
Доиндустри- альная | Индустриаль- ная | Постиндустри-альная | |
Главный сектор экономики | Аграрный | Промышленный | Услуги |
Основной фактор производства | Земля | Труд | Капитал |
Главный технологический ресурс | Труд | Капитал | Наука |
Массовая конечная продукция | Продукты питания | Промышленные потребительские товары | Информация и знания |
Главный фактор экономического роста | Природные ресурсы | Производительность работников физического труда | Производительность работников умственного труда |
Структура мирового ВВП с наглядностью демонстрирует это утверждение.
Таблица 8.
Структура мирового ВВП
Доля сектора, % | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | 2014г. |
Сельское хозяйство | 5,8 | 6,5 | |||
Промышленность | 30,6 | 30,8 | 31,1 | ||
Услуги | 63,4 | 63,4 | 62,4 |
Источник: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/rs.html
При этом следует отметить, что национальные хозяйства довольно значительно дифференцируются по степени постиндустриализации. Так, например, промышленно развитые страны и страны БРИК имеют следующую структуру ВВП (табл. 9).
Таблица 9.
ГЛАВА 2.
Всемирного банка
Финансовые показатели | Нетто-экспортеры капитала: страны-экспортеры нефти; новые индустриальные страны (НИС) первой волны Нетто-импортеры капитала: все остальные страны |
По характеру экономического развития | НИС, страны – гиганты - экспортоориентированные страны Остальные страны – «догоняющее» развитие |
По экспортной направленности | Нефтеэкспортеры – 22 страны Экспортеры готовых изделий – 12 стран Новые индустриальные страны – 8 стран Развивающиеся рынки – 10 стран |
По степени обремененности внешним долгом | Высокая степень – 63 страны; Средняя степень – 16 стран; Низкая степень – 63 страны |
По размерам ВНД на душу населения | Низкий – 995 долл.США и менее Средний – 996 – 3945 долл.США Выше среднего – 3946 – 12195 долл.США |
Примечание: традиционно в подобной классификации используют показатель «Валовый национальный доход (ВНД)» на душу населения.
Однако при всем разнообразии этих стран можно выделить некоторые общие черты их экономик, которые позволяют их объединить в одну группу:
· «догоняющее» развитие — экономическая стратегия, преследующая цель преодолеть разрыв в уровнях социально-экономического развития между лидирующими и отставшими странами;
· многоукладность экономики: наличие в этих странах различных форм собственности и, соответственно, различных хозяйственных укладов с преобладанием традиционного уклада;
· до- и индустриальный тип развития национальной экономики, при котором основной отраслью в структуре национального хозяйства является аграрное малоэффективное производство;
· преимущественное развитие добывающих отраслей промышленности, в особенности связанных с добычей топливно-энергетических и минеральных ресурсов;
· развитие несложного производства в области машиностроения, обычно энерго- и трудоемкого, экологически вредного для здоровья людей;
· распространение легкой промышленности, особенно производства относительно дешевой продукции массового назначения, для изготовления которой требуется рабочая сила низкой и средней квалификации;
· высокая доля сельского хозяйства в структуре ВВП;
· исчерпание возможностей «зеленой революции», превращение этих стран преимущественно в импортеров сельскохозяйственного сырья и продукции;
· относительная неразвитость третичного сектора экономики с преобладанием услуг непроизводственного и личного характера;
· преимущественное развитие мелкой торговли;
· низкий уровень капиталообразования;
· бегство капитала;
· «порочный к руг бедности».
К переходным экономикамотносят страны, находящиеся в процессе трансформации от нерыночной, командно-административной системы и планового ведения хозяйства к рыночному регулированию.
МВФ выделяют следующие страны, которые относит к переходным экономикам (табл. 12).
Таблица 12.
ГЛАВА 3.
Рис. 3. Динамика индекса NIKKEI-225, июль 2010 – май 2011
Изменение финансово-экономической ситуации в любой стране в негативную сторону может привести к перераспределению финансовых потоков в мире и росту прямых и портфельных инвестиций из «потерпевшей» страны в другие страны.
Нестабильность на Ближнем Востоке в 2011 г. привела к поднятию цен на нефть и газ во всем мире.
Рис. 4. Динамика цен на нефть марки Brent (май 2006 — май 2010—2011)
Источник:http://oil-price.net/dashboard.php?lang=ru#brent_crude_price_ large
А увеличение цен на нефть в кратко- и среднесрочной перспективе, как правило, приводит к росту цен на энергоносители и, как следствие, росту инфляции в мире.
Прямым следствием революций на Ближнем Востоке в 2010—2011 гг. стало ухудшение миграционной ситуации в Европе, что для стран ЕС (Италии, Испании, Португалии, куда стекается подавляющее большинство беженцев), и без того обремененных значительным государственным долгом и бюджетным дефицитом, дополнительно усугубило ситуацию по преодолению финансового кризиса. В силу долгосрочных тенденций усиления миграции на территорию промышленно развитых стран Европы мигрантов из развивающегося мира страны ЕС вынуждены рассматривать вопрос о приостановлении действия Шенгенских соглашений.
Тем не менее, международные регуляторы прогнозируют умеренный подъем мирового хозяйства, локомотивами которого станут Китай и Индия.
Что касается количественных характеристик развития мировой экономики, весьма существенным фактором, определяющим состояние международной бизнес-среды, является экономический рост. Согласно текущим данным, хотя экономический рост в 2010 г. и составил 5,1 %, после обвала мировой экономики в 2009 г. на -0,7%, докризисный уровень 2008 г. еще не достигнут, в 2011г. рост составил 3,8%, 2012г. – рост до 3,5%, на 2013г. – 3,1%. Как видно, наблюдается снижение темпов экономического роста мировой экономики.
Различные международные рейтинговые агентства прогнозируют неизбежность дальнейшего понижения темпов экономического роста в случае запоздалых и недостаточно эффективных действий по борьбе с бюджетно-долговым кризисом в зоне евро. Потребительская уверенность во всех странах еврозоны резко упала, а тяжелая ситуация на финансовом рынке остается ключевой проблемой, негативно влияющей на банковское кредитование экономики. Развивающиеся рынки также столкнутся с проблемами. Хотя китайская экономика будет чувствовать себя неплохо, и, по итогам 2012 г., темпы роста ВВП страны ожидаются на уровне 7,8%, в 2013 г. - 8,2%, а в 2014 г. - 7,5%. В Бразилии и Индии темпы экономического роста ускорятся до 4,2% и 7% в 2013 г. соответственно.
ГЛАВА 4.
ГЛАВА 5.
ГЛАВА 6.
ГЛАВА 7.
Режимы валютного курса в РФ
Режимы валютного курса | Особенности | Использование в российской практике | |
Свободное плавание | Валютный курс формируется исключительно под воздействием рыночных сил | Использовался в период с июня 1992 г. по июнь 1993 г. | |
Управляемое плавание | Центральный банк проводит интервенции для сглаживания резких колебаний валютного курса | Используется после кризиса 1998 г. по настоящее время | |
Валютные коридоры | Ограничивающие пределы колебания валютных курсов точками интервенций центральных банков | Использовался в период с июля 1996 г. по август 1998 г. | |
Ползающая привязка | Центральный банк проводит на рынке интервенции для достижения определенного значения валютного курса | Использовался в период с июля 1993 г. по июль 1995 г. | |
Фиксация в установленных пределах | Возможны колебания валютного курса в установленных пределах, в случае отклонения от предусмотренного диапазоном колебаний Центральный банк проводит интервенции, стремясь развернуть тенденцию на валютном рынке | Использовался в период с 17.05.1995 г. по 01.07.1996 г. | |
Корректирующая фиксация | Директивными или рыночными методами валютный курс фиксируется. При возникновении дисбаланса или значительного давления на валютный курс уровень фиксации изменяется | __ | |
Фиксация курса Центральным банком | Более жесткая версия режима «корректирующая фиксация» | __ | |
Фиксация курса государством | Денежная база должна полностью обеспечиваться валютными резервами по фиксированной ставке обмена | Использовался в период до 1992г. | |
Единая валюта | Ранее независимые валюты заменяют на единую, вновь созданную или уже существующую валюту | Формирование единой рублевой зоны в перспективе для стран СНГ | |
Таблица 20
Классификация факторов, влияющих на величину валютного курса
Группы факторов | Факторы | |
Структурные факторы | Конкурентоспособность товаров страны на мировом рынке и ее изменение Состояние платежного баланса страны Покупательная способность национальной валюты Темпы инфляции Различия в рыночных процентных ставках Режим регулирования валютного курса Степень открытости экономики | |
Конъюнктурные факторы | Уровень развития валютных рынков Объемы спекулятивных валютных операций Цикличность деловой активности Прогнозы тенденций валютных курсов | |
Форс-мажорные факторы | Финансовые кризисы Политические кризисы Военные конфликты Стихийные бедствия | |
Также можно выделить отдельные аспекты взаимовлияния национальной и иностранных валют с позиций определения направления их динамики в зависимости от режима валютного курса.
Таблица 21
Изменения валютного курса
Изменения стоимости | Плавающий курс | Фиксированный курс | |||
Национальная валюта | Иностранная валюта | Национальная валюта | Иностранная валюта | ||
Снижение курса национальной валюты | Обесценение | Удорожание | Девальвация | Ревальвация | |
Рост курса национальной валюты | Удорожание | Обесценение | Ревальвация | Девальвация | |
Снижение курса иностранной валюты | Удорожание | Обесценение | Ревальвация | Девальвация | |
Рост курса иностранной валюты | Обесценение | Удорожание | Девальвация | Ревальвация | |
Особую значимость при изучении тенденций формирования и регулирования валютных курсов приобретает учет различного рода валютных ограничений, которые, как правило, устанавливаются регулирующими органами.
Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации является Центральный банк Российской Федерации – Банк России.
Центральный банк Российской Федерации в рамках Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (принят ГД ФС РФ 21.11.2003):
1. определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
2. издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;
3. проводит все виды валютных операций;
4. устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;
5. устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;
6. устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;
7. устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в т.ч. уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;
8. готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам;
9. выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Законом.
Естественно, что на валютный курс влияет и политика иностранных государств. Так, Федеральная Резервная Система США оказывает влияние на валютный рынок следующими традиционными способами: прямым изменением учетных ставок; использованием инструментов финансового рынка путем купли-продажи ценных бумаг; изменением резервных требований; посредством проведения валютных операций (обратный выкуп валют). Эти меры направлены на укрепление доллара, обеспечение упорядоченности на рынке и регулирование обменных курсов.
Особенностью построения системы регулирования курса евро является наличие системы европейских центральных банков, состоящей собственно из ЕЦБ, во многом определяющего общие принципы регулирующих процессов, и национальных центральных банков, что при разных уровнях развития экономик участников союза может создавать проблемы конкурентоспособности товаров ряда стран.
Валютная система Китая имеет ряд отличительных особенностей, связанных с процессами формирования рыночных механизмов и высокой динамикой развития страны. С одной стороны, действуют существенные ограничительные меры со стороны Народного Банка Китая, с другой - в отношении обменного курса юаня используется единая рыночная система плавающего валютного курса. Значительным фактором, определяющим установление курса национальной валюты, является также то, что международная валютная ликвидность КНР состоит из официальных золотовалютных резервов и резервной позиции Китая в Международном Валютном Фонде.
ГЛАВА 8.
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рис. 5. Внешняя торговля в 1985-1993гг. (в млрд. долл.)
Динамика внешней торговли в 1985-1993 гг. красноречиво демонстрирует наличие по крайней мере трех этапов ее развития.
В 1985-1988 гг. продолжали оказывать свое влияние тенденции, сложившиеся в предыдущие годы. Экспорт хотя и рос, но все больше замедляющимися темпами – на 13,2% в 1986 г., на 8,3% в 1987 г., на 5,1% в 1988г. В эти же годы продолжалось наращивание импорта. Сальдо торгового баланса, хотя и колебалось по годам, но сохранялось положительным.
Нарастание экономического кризиса в СССР в конце 80-х – начале 90-х годов нашло свое отражение в ухудшении динамики внешнеэкономических показателей. Уже в 1989г. несмотря на почти 20-процентное увеличение цены на нефть рост ее стоимостного объема практически остановился, что свидетельствовало о снижении физического объема экспорта. А в 1990 г. уже и в стоимостном выражении экспорт сократился на 4,8%, хотя экспортные цены на нефть возросли еще на 28%. Самое резкое сокращение стоимости экспорта – на 28,4% - произошло в 1991 г., то есть еще до начала экономических реформ.
На 1989 и 1990 гг. пришелся пик политики массивного наращивания внешней задолженности использования валютных резервов страны, осуществляющейся союзным руководством М. Горбачева и Н. Рыжкова. В результате роста импорта, не обеспеченного экспортными ресурсами, в 1989 г. впервые возникло отрицательное сальдо торгового баланса в размере 3,3 млрд. долл. На следующий год оно уже достигло 10,7 млрд.долл., или более 1% российского ВВП. Отсутствие дополнительных экспортных ресурсов наряду с исчерпанием основных валютных резервов страны и отказом внешних кредиторов от предоставления дополнительных займов привели в 1991 г. к самому резкому падению импорта за все последние годы – на 45,6%. Кроме перечисленных причин, важнейшее влияние оказали и такие моменты как:
· распад СССР;
· разрывом хозяйственных связей России с бывшими республиками СССР;
· потерей рынков сбыта в бывших странах Совета экономической взаимопомощи (СЭБ) и в большинстве стран третьего мира;
· сокращением промышленного и сельскохозяйственного производства (этот процесс продолжался и в 1999 г.; к 1998 г. объем ВВП сократился по сравнению с 1990 г. более чем на 45 %, объем производства промышленной продукции к началу 1998 г. составил около 48,5 % от уровня 1990 г.);
· ухудшением конъюнктуры мирового рынка, на котором повысились цены на товары, составляющие основную часть импорта России;
· сокращением более чем в два раза государственных расходов на централизованный импорт;
· введением НДС на импортные товары.
В 1992 г. развитие кризиса внешней торговли существенно замедлилось. Темпы падения стоимости экспорта, импорта и всего товарооборота снизились примерно до 17%. С учетом значительного ухудшения условий торговли и массированной контрабанды весьма вероятно, что экспорт оставался примерно на уровне предыдущего года.
С 1993 г. начинается новый этап в развитии российской внешней торговли. Либерализация внешней торговли, становление ее новой институциональной структуры способствовали очевидному перелому в развитии внешней торговли. Объем экспорта в стоимостном выражении увеличился на 1,4%, а в физическом – почти на 27%. Снижение импорта на 27% отражало прежде всего сокращение субсидий на централизованный импорт и тем самым его существенную рационализацию. Благодаря росту экспорта и сокращению импорта положительное сальдо торгового баланса достигло рекордной отметки – 16 млрд. долл.
Таким образом, основное падение объемов внешней торговли произошло не в результате проведения экономических реформ, а по причине их отсутствия- задолго до их начала. С другой стороны, именно во внешней торговле позитивное влияние реформ (появившееся в росте экспорта) сказалось раньше, чем в других сферах народного хозяйства.
Глубокие экономические и политические изменения последних лет, среди которых важнейшую роль сыграли распад СССР, становление российской государственности, политические революции в Восточной Европе, роспуск СЭВ, переход к расчетам в торговле с большинством стран в конвертируемой валюте, ослабление политической и усиление коммерческой ориентированности во внешней торговле России серьезнейшим образом изменили ее географическую структуру.
В период с 1990 по 1993 гг. наиболее радикально сократился объем торговли с бывшими социалистическими странами. Их доля в экспорте России упала примерно вдвое - с 50,0% в 1990 г. до 25,3% в 1993 г., а в импорте соответственно с 50,7 до 28,0%. Еще более резко сократилась доля стран бывшего СЭВ. Доля экспорта в эту группу стран упала в 2,5 раза - с 43,2 до 17,3%, а доля импорта - даже в 4 раза - с 44,4 до 11,3%.В то же время доля другой группы стран с централизованно-планируемой экономикой (Китай, Северная Корея, Лаос и Югославия) за счет только одного Китая не только не уменьшилась, но и даже возросла - с 11,6% всего товарооборота в 1990 г.до 14,7% в 1993г. При этом если экспорт увеличился незначительно (с 6,9 до 8,0%), то импорт вырос почти в 3 раза (с 6,3 до 16,7%).
Одновременно доля стран с рыночной экономикой в торговле с Россией увеличилась почти в полтора раза - с 50,0 до 73,6% по экспорту и с 49,3 по 71,6% по импорту. В наибольшей степени возрос объем торговли с развитыми государствами - с 36 до почти 60% по экспорту и с около 40 до 55% по импорту. Экспорт в развивающиеся страны остался практически на том же самом уровне (14,0 и 13,7% соответственно), а удельный вес импорта из них увеличился более чем на 70% - с 9,5 до 16,5%.
В последние два года сократилась торговля и со странами Балтии, что отражает общую тенденцию уменьшения торговых контактов со странами бывшего СССР.
Изменения в региональной структуре внешней торговли также свидетельствуют о ее приближении к наиболее оптимальным географическим параметрам. За последние четыре года во внешнеторговом товарообороте возросла доля только Азии (с 16,2до 28,6%). Относительные доли Европы и Америки уменьшились на 14%, а доли Африки, Австралии и Океании - даже в 2 раза.
Несмотря на все различия в товарном наполнении региональная структура внешней торговли России все более приближается к структуре начала ХХ в. и с географической точки зрения становится, очевидно, более обоснованной, рациональной и эффективной.
Структура внешней торговли по отдельным странам подтверждает те же выводы.
Сокращаются торговые операции со старыми крупнейшими партнерами в Восточной Европе - Польшей, Чехией, Словакией, Болгарией, бывшей Югославией, Румынией. Уменьшаются объемы взаимной торговли с традиционными партнерами в Западной Европе - объединенной Германией, Италией, Францией, Финляндией, Нидерландами. В то же время растут операции с новыми или не вполне традиционными партнерами - Великобританией, Швейцарией, Австрией, Бельгией, Ирландией.
Наиболее существенны изменения, происходящие на азиатском направлении российской внешней торговли. Здесь также наблюдается общая закономерность - торговля с традиционными партнерами сокращается, а с новыми и нетрадиционными партнерами увеличивается. Особенно резко уменьшаются объемы "политизированной" торговли - с Монголией, Северной Кореей, Индией, Сирией. В то же время увеличиваются объемы взаимной торговли с проводящими экономические реформы Вьетнамом и особенно Китаем с динамично развивающимися азиатскими "тиграми" - Гонконгом, Южной Кореей, Сингапуром, Тайванем. Взрыв "челночного" туризма отражается в росте товарооборота с Турцией, ОАЭ, Китаем, снятие политических ограничений - с Ираном, а "десантирование" российских компаний в Восточное Средиземноморье - с Кипром.
Политизированная торговля затухает и в Африке, наиболее ярким примером чего явилось падение товарооборота почти в 12 раз с Ливией, в то время как торговля с Южно-Африканской Республикой возросла в 17 раз.
Более рациональной стала торговля с Канадой - импорт (главным образом зерна) только в одном 1993 году сократился в 3 раза, а экспорт увеличился на 36%, так что отрицательное сальдо товарооборота уменьшилось в 10 раз. Аналогичные изменения затронули и торго