Является ли действительным и'тикаф в пристрое мечети

https://youtu.be/Dl98OpVTyV8

Вопрос: Разрешено ли делать итикаф в «рахабатиль масджид», это такое место, которое является площадью при выходе из мечети, которое покрыто крышей, входит под постановление мечети из-за единства одной крыши.

Ответ:

Ибн Хаджар в своей книге «Фатхуль барии» сказал: «Рахаба это такое здание, которое находится перед дверью мечети, и не находится отдельно от мечети». То есть, не отдельное какое-то здание, но здание, которое и не в мечети, но связано непосредственно с мечетью, либо единой стеной, либо единой крышей и т.п. Далее слова ибн Хаджара: «И относительно нее есть разногласия у ученых, более правильное мнение что постановления этого пристройки к мечети, такое же, как и сама мечеть. И является действительным делать в нем и`тикаф, любое деяние условием которое является совершением в мечети, можно его совершать также и в этой пристройке прилегающей непосредственно к мечети».

Заявил твердо, что можно делать и`тикаф в этой пристройке к мечети Имам Аш Шафии передал его слова Ан-Навави в своей книге шарх Муазаб.

И этого мнение придерживался аль Бухари, потому что он назвал одну из своих глав, свой книги китабу ахкам, глава о том кто совершал взаимное проклятие в мечети. Затем сказал имам Бухари под название этой главы, Хасан (Аль-Басри), а также Зурара ибн Ауфа, они судили по этим вопросам вне мечети, в этой пристройке к мечети.

Сказал ибн Мунаир как сказано в книге «фатхуль Бари»: «Пристрой мечети несет такое же постановление как и сама мечеть, кроме как пристрой является отдельным (зданием) от мечети (который не объединяется с мечетью ни зданием ни крышей ни общей стеной».

И сказал Айни в своей книге «умдатуль кари»: «Что такое «Рахаба», это саха (площадь перед мечетью) и широкое место перед воротами мечети, которые не являются отделенными от мечети (то есть, либо общая стена либо общая крыша), и постановления этого места (пристройки) такое же, как и самой мечети, и разрешено совершать итикаф в этой мечети по более правильному мнению, кроме как если этот пристрой не является отделенным от мечети».

То есть, если какое то здание объединено с мечетью крышей или стеной, тогда это здание, пристрой или площадь перед мечетью несет такие же постановление как сама мечеть, то есть в ней можно совершать итикаф, в ней нельзя торговать, в ней нельзя объявлять о находке и тому подобное. Все постановления, которые касаются мечети, касаются и этого пристройки или площади перед мечетью.

[Примечание редактора стенограммы]:

Была спрошена Постоянная Коммисия (аль-Ляджнату ад-Даима):Какого определение мечети в языке и шариате?

Ответ:Мечеть (аль-масжид) означает место сужуда. В шариате же это любое место установленное для того, чтобы мусульмане совершали там 5 намазов джамаатом.

Источник: Комиссия научных исследований и фатв. АбдуРаззак аль–Афифи, АбдульАзиз Ибн Баз АбдуЛлах Ибн Муний', АбуЛлах Ибн Гадаян.

Вопрос 3-ий из фетвы № 11967:- Много мечетей в Америке построены так, что есть там отдельная комната для молитвы и есть комната, которая присоединена (ны) к ней. Можно ли торговать (продавать и покупать) в этой комнате для пользы самой же мечети?

А так же можно ли торговать в самом зале для молитв или же объявлять о продаже или покупке в ней или обговаривать дела связанные с этим?

Ответ:"Не дозволено продавать и покупать, так же объявлять об этом, или о делах связанных с этим в зале определенном для молитвы, кот. присоединена к мечети. Т.к. посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если вы ведите того, кто продает в мечети или покупает, то скажите: Да не даст успеха Аллах в твоей торговле!" (хадис приводят имам ат-Тирмизий, 1321, так же аль-Хаким, 2/56. Шейх Альбаний подтвердил его достоверность).

Так же в этом хадисе пришло, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "А кто услышит человека, который возвещает о потери в мечети, то пусть скажет: "Да не вернет тебе Аллах!"

Что касается комнаты, которая присоединена, то тут есть тафсыль:

Если она заходит в определение мечети (в саму мечеть), то её хукм, как хукм мечети. И о ней такой же ответ, как и о зале для молитвы.

Если же она будет за пределами мечети, и даже если дверь её будет в мечеть, то её хукм не такой как у мечети. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, жил с 'Аишей в комнате, которая была присоединена к мечети, но у неё не было статуса мечети.

Успех от Аллаха, да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его семью и его сподвижников".

Отвечали Муфтий - абдуль-'Азиз ибн Баз, зам. - 'абдуРразак аль-'Афифий.

Вопрос:Каковы границы мечети в шариате?

Ответ: «Границы мечети, которая установлена для совершения 5 намазов джамаатом, это то, что окружает это место из постройки (стен) или досок или тростника или подобное этому. Этому (месту) дается положение мечети».

Источник: Комиссия научных исследований и фатв. АбдуРаззак аль–Афифи, АбдульАзиз Ибн Баз АбдуЛлах Ибн Муний', АбуЛлах Ибн Гадаян.

Подобный вопрос задали шейху Усеймину, рахимаху Ллах, на что он ответил:

"И'тикаф он проходит в мечетях, т.к. Всевышний сказал: "и не вступайте с ними (т.е. вашими жёнами) в интимную связь, когда вы совершаете итикаф в мечетях". И как сказали ученые, это должна быть мечеть, в которой совершается намаз джамаатом (имеется в виду 5 намазов), и самое меньшее если в ней проводят джум'а. И'тикаф проходит во всех мечетях мира, будь это в Мекке, в Медине, в Мечети аль-Акса, или в мечетях в других странах, все мечети мусульман - место для и'тикафа...". Источник: "фатауа харамуль-Макки", запись 7, сторона б, 30:40.

Так же на вопрос о и'тикафе в мусалле, ответил шейх абдуЛлах аль-Факыйхи:

"...Если постройка сделана вместо мечети (вместо мечети), то занимает место мечети и правильным будет и'тикаф в ней и читается приветствие мечети.

А если она была построена не для молитвы, и взята временно для этого, как мусалля, то не распространяются на нее положения мечети, и не будет считаться в ней и'тикаф, и не совершается в ней приветствие, т.к. из условий того чтобы проводить и'тикаф - это мечеть, согласно словам Всевышнего: "и не вступайте с ними (т.е. вашими жёнами) в интимную связь, когда вы совершаете итикаф в мечетях" (сура аль-Бакара, 187)...". Источник: фетва №55449.

«Как утверждает большинство ученых, соблюдение женщиной и’тикафа в масджид аль-бейт (помещение с ограничением доступа людей, которое собственник дома выделил как предназначенное для совершения молитвы) будет считаться недействительным, поскольку в отношении этого помещения не применимо слово «мечеть». Среди ученых нет разногласия в том, что такое помещение можно продавать. К тому же достоверно известно, что жены Пророка – мир ему и благословение Аллаха – соблюдали и’тикаф в мединской мечети».

(Из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна").

В прежние времена, практиковалось, что человек выделял место у своего дома для молитв, которое называлось: мусалля ал-байт (молельная комната дома), но к подобной «мечети» не применялись положения принятые к мечетям.

Бухари и Муслим передали, от Итбаан ибн Малика, что когда он ослеп и ему стало тяжело отправляться в мечеть в дождливые дни и во время затопления, он попросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) придти к нему в дом и помолиться в том месте, которое Итбан в последствии мог сделать мусаллей. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил на его просьбу.

Аль Хафиз ибн Хаджар сказал: «Среди того что мы узнаем из этого хадиса то, выделение в доме места для молитвы не означает, что это место становится вакфом, даже если это названо мечетью».

Ибн Кудама сказал в аль Мугни (4/464): «К «мечети» в доме не применяются те же правила, что и к обычным мечетям».

Сказано в al-Mawsoo‘ah al-Fiqhiyyah (2/121): «Мечеть в доме – это не мечеть в полном смысле этого слова, и к ней не применяются такие же правила, поэтому дозволено изменять ее, и человек в состоянии джанаба (полового осквернения) может спать там».

[Конец примечания].

______________________________________________________________

Источник: Комментарии на сборник хадисов Ибн Хаджара Аскалани "Булуг Аль Марам" Название: «Фатх уль-'Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма'а зикри ба'диль масаиль аль-мульхака».

(Помощь от Знающего в изучении хадисов "Булуг уль-Марам" с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов).

Автор комментария:

Наши рекомендации