Статистические вероятности графических моделей

Результаты Бычьего Рынка

Мы будем рассматривать как бычьи, так и медвежьи графические формации. Изучив модели, мы увидим, какие из них самые прибыль­ные, какие пройдут длинный путь, прежде чем исчерпают себя, а ка­кие - самые надежные. Следующие формации являются бычьими:

Формация Прибыльность Средний Время

Заработок

Двойная Вершина 80,3% 38,7% 11,5 месяца

Тройная Вершина 87,9% 28,7% 6,8 месяца

Спрэд Тройной Вершины 85,7% 22,9% 7,7 месяца

Бычий Треугольник 71,4% 30,9% 5,4 месяца

Бычий Сигнал 80,4% 26,5% 8,6 месяца
Сигнал Разворота

Медвежьего рынка 90,0% 23,2% 2,5 месяца

Комбинации 79,5% 36,0% 8,0 месяца

1 Адаптирована из книги Profit and Probability - Technical Analysis of the Price Fluctuations of Common Stocks, Робертом Йорл Дэвисом, адъюнкт профессором Химии Университета Purdue, авторское право Р. И. Дэвиса, 1965 год. (Прим. автора)

Статистические вероятности графических моделей 37

Как вы, наверное, без труда видите, в показателях каждой из этих формаций имеются изменения: это доля прибыльных исходов в сред­нем значении заработка, а также в среднем значении времени. Каж­дый из этих элементов является важным, но некоторые трейдеры счи­тают одни элементы важнее других. Каждый, однако, определяет свой собственный подход. Если вы усредните вышеуказанные модели, то увидите, что:

1. Прибыльность - 83,7%

2. Средний заработок - 29,5%

3. Среднее время - 7,2 месяца

Результаты Медвежьего Рынка

Вот результаты медвежьего рынка. Помните, что вы можете зара­ботать деньги по обе стороны рынка, если готовы играть на любой стороне. Опять-таки, правильно используя анализ "крестики-нолики", можно получить следующие результаты:

Формация % Случаев Средний Среднее Время

Заработок

Двойное Основание 82,1% 22,7% 4,7 месяца

Тройное Основание 93,5% 23,0% 3,4 месяца

Спрэд Тройного Основания 86,5% 24,9% 4,6 месяца

Медвежий Треугольник 87,5% 33,3% 2,5 месяца

Медвежий Сигнал 88,6% 21,9% 4,9 месяца

Комбинации 83,3% 22,9% 3,4 месяца

Усредняя вышеуказанные цифры, получаем:

1. Прибыльность - 86,9%

2. Средний заработок - 24,8%

3. Среднее время - 3,9 месяца

Бычий Рынок в сравнении с Медвежьим Рынком

Сравнение результатов, полученных на основании данных по бычь­ему и медвежьему рынкам, позволяет нам сделать некоторые заключе­ния:

Бычий рынок Медвежий рынок

Прибыльность 83,7% 86,9%

Средний Заработок 29,5% 24,8%

Среднее Время 7,2 месяца 3,9 месяца



Графические модели

Первый вывод на основании этой таблицы состоит в том, что продавать в шорт на медвежьем рынке менее рискованно, нежели по­купать на бычьем рынке. Средний заработок на медвежьем рынке на 4,7% меньше, чем на бычьем рынке, но это с лихвой компенсируется тем, что среднее время для заработка на медвежьем рынке на 3,3 меся­ца короче, чем на бычьем рынке. Следовательно, трейдеры, которые не продают в шорт на медвежьем рынке, действуют вопреки собствен­ным интересам. За меньший период времени, при меньшем риске про­дажа в шорт на медвежьем рынке принесет денег больше длинной по­зиции на бычьем рынке. Прибыль бычьего рынка имеет ставку 4,09 процента в месяц, в то время как прибыль медвежьего рынка имеет ставку 6,36% в месяц. Настоящие трейдеры не могут себе позволить упустить возможность заработать прибыль. Они должны учиться при­спосабливаться к тому, чтобы играть по обе стороны рынка.

Убытки

А каюке убытки? Торговые формации со всеми своими вариантами подходящих условий, при наличии которых должна быть установлена торговля, еще не гарантируют постоянную прибыль. Трейдеру следует учитывать вероятность возникновения убытков, а также то, как их ре­гулировать. Вероятности убытков таковы:

Формация Отсутствие Средний Время

Прибыли Убыток

Двойная Вершина 15,3% 13,1% 4,6 месяца

Тройная Вершина 12,1% 8,3% 2,2 месяца

Спрэд Тройной Вершины 14,3% 7,3% 2,5 месяца

Бычий Треугольник 24,6% 5,4% 3,0 месяца

Бычий Сигнал 16,9% 10,4% 4,9 месяца

Сигнал Разворота Медвежьего рынка 8,0% 10,0% 1,5 месяца

Комбинации 15,4% 8,1% 3,8 месяца

Усреднение приведет к следующим показателям:

1. Не приносит прибыли в 15,2% случаев

2. Средний убыток 9,0%

3. Среднее время 3,0 месяца

Два правила должны быть выведены из приведенной статистики:

1. Никогда не позволяйте убыткам превышать 10%.

2. Предоставьте торговой сделке около трех месяцев для работы в
вашу пользу. Если она не оправдывает себя за это время, закройте по­-
зицию.

Статистические вероятности графических моделей 39

Это - основные правила по сокращению убытков до минимума и со­вершению сделок, которые могут быть более прибыльными.

Результаты исследования говорят о том, что вероятности будут в ва­шу пользу, если вы дождетесь завершения формирования правильной графической модели, прежде чем сделаете заключение относительно поведения акции. В повседневном процессе анализа и реальной тор­говли на рынках мы обнаружили, что приверженность к бычьим гра­фическим моделям при открытии длинной позиции и к медвежьим моделям при открытии короткой позиции, как правило, дает наилуч­шие результаты. Вероятности, описанные в исследовании, достаточ­но привлекательны в смысле денег. В то время как на рынке нет ника­ких гарантий, вы, пользуясь простыми правилами, изложенными в кни­ге, несомненно, сумеете увеличить вероятность достижения успеха.

Если бы я все это знал, когда работал брокером, я смог бы избавить себя от лишней головной боли. Мы всегда старались рекомендовать акции, устойчивые с фундаментальной точки зрения, но мы никогда не знали в тот момент, где находимся - на 1-95 Южной или 1-95 Север­ной. Это элементарный набор правил, но до сих пор большинство брокеров и инвесторов не придают им никакого значения. Однажды мой хороший клиент позвонил мне, чтобы обсудить возможные сдел­ки на рынке. А я только что узнал об опционной стратегии, называю­щейся "выписывание покрытого опциона" (covered writing), которая включала в себя покупку акции и одновременную продажу опциона колл против позиции по акции. Мы обстоятельно поговорили об ак­ции. Мы побеседовали о том, какой прекрасной компанией была ком­пания Burlington Industries (в то время лидер в текстильном бизнесе). Клиенту понравилась концепция выписывания покрытого опциона, и мы совершили сделку: купили акцию и продали опцион колл против позиции по акции. Я продал эту рекомендацию клиенту как консерва­тивную стратегию. Я действительно был приятно взволнован тем, что смог объяснить понятие покрытой продажи по телефону.

После завершения рабочего дня я отправился с приятелями-броке­рами в клуб "Быки и Медведи", как мы делали это каждый вечер, что­бы попить пива и обсудить наши дела. Я упомянул о проведенной мною сделке покрытой продажи и о том, что инструментом, лежащим в основе стратегии, была акция компании Burlington Northern. Один из моих приятелей сказал: "а да, знаю - железная дорога". Я покрылся холодным потом. Я ответил, что нет: я купил акцию текстильной ком­пании, а не железной дороги.

Как оказалось, я купил клиенту акцию железной дороги, несмотря на то, что мы столько времени говорили о текстильной компании. На­звания Burlington Industries и Burlington Northern - похожи, не так

40 Графические модели

ли? Да, названия могут быть похожими, но их деятельность - все рав­но, что Южный и Северный полюсы. Сделка оказалась удачной, мне повезло с акциями железной дороги даже больше, чем, если бы это бы­ли акции той самой текстильной компании. На самом деле, акции Burlington Industries не имели тогда опционного рынка. Таким обра­зом, говоря о необходимости набрать больше очков в свою пользу, я тем не менее закрыл глаза и просто выстрелил в темноту.

Хорошо, теперь приступим к графическим моделям. Изучайте их внимательно, так как они станут для вас самым важным инструментом.

Двойная Вершина

В предыдущей главе вы научились поддерживать свои графики. Ос­новными графическими моделями являются Двойная Вершина (Double Тор) и Двойное Основание (Double Bottom). Двойная вершина требует 3 колонки: две колонки "X" и одну колонку "О". Ключ к интерпретации графических моделей в определении того, где цена акции проходит уровень сопротивления или поддержки. Особенность моделей Чарль­за Доу, которыми пользовались преуспевающие инвесторы того вре­мени, заключалась в точной графической идентификации уровней распределения и накопления. Распределение соответствует вершине (сопротивлению), а накопление - основанию (поддержке). Сопротив­ление - это точка, в которой акция достигает определенной цены и сталкивается с давлением со стороны продавцов. Вернемся к теме спроса-предложения и сразу увидим, что это одновременно еще и точ­ка, где предложение превышает спрос. Например, IBM поднялась до $60 и встретилась с давлением продавцов. Это давление продавцов превышает спрос на этом уровне цены, и акция естественным образом отступает назад, по крайней мере, на несколько пунктов. Помните, что требуется разворот на три клетки, чтобы сменить колонки. В этом примере, если давление со стороны продавцов было бы достаточным, чтобы оттолкнуть IBM обратно к $57 или ниже, то график развернул­ся бы в колонку "О" из колонки "X". По аналогии с теннисным матчем, предложение выиграло один сет в свою пользу. Но матч продолжает­ся. Скажем, через несколько недель спрос опять приблизился к акции на уровне $57, что привело к подъему цены до $60 за одну акцию. Это еще один разворот на три клетки, ведущий нас обратно в колонку "X", a IBM теперь находится на том же самом ценовом уровне, на котором в прошлый раз столкнулась с предложением.

Вопрос теперь состоит в том, продолжают ли находиться здесь про­давцы, столкнувшие акцию в прошлый раз. Я наблюдал, как акции на­талкивались на сопротивление бесчисленное количество раз на про­тяжении многих месяцев до тех пор, пока давление со стороны про-

Статистические вероятности графических моделей




Рисунок 3.1Двойная Вершина

давцов окончательно не ослабевало. Единственный способ узнать, на­ходятся ли все еще продавцы на этой цене, посмотреть, как ЮМ ведет себя на этом уровне. Если она опять отброшена, тогда продавцы все еще там. А если движется к $61, то мы можем сказать, что спрос прева­лирует на этой цене, превышая уровень, на котором прежде контроль оставался за предложением. Превысив уровень сопротивления, гра­фик "крестики-нолики" дает свой самый главный сигнал к покупке: Двойную Вершину. Естественно, необходимо рассмотреть еще и дру­гие аспекты, прежде чем приобретать акцию, но, судя по самой про­стейшей модели, мы можем сказать, что спрос здесь совершенно точ­но имеет контроль. Если по IBM нет больше никакой другой информа­ции, тогда моим решением будет покупка акции. Поскольку IBM вы­шла за пределы уровня сопротивления, мы можем сказать, что спрос победил в этом матче. Графическая модель будет подобна той, что представлена на рисунке 3.1.

Рисунок 3.2Двойное Основание

Рассмотрим Двойное Основание. В этой модели матч выигрывает предложение. Скажем IBM вместо преодоления предыдущей точки со­противления разворачивается и опускается ниже границы поддерж­ки. На рисунке 3.2 вы можете увидеть, что акция упала во второй ко­лонке до $56, где спрос побеждает предложение, и акция разворачива­ется обратно в колонку "X". На уровне $59 акция вновь сталкивается с давлением продавцов, отбрасывающим IBM обратно вниз, на уровень



Графические модели

Рисунок 3.3Двойное Основание с сопротивлением

$56, что видно в третьей колонке графика, где спрос, ранее сумевший взять контроль, должен обеспечить поддержку. На этот раз, однако, тех покупателей, что были прежде, здесь уже нет, и давление продав­цов продолжается, что приводит к тому, что акция проходит сквозь этот уровень поддержки. Матч закончен. Предложение выиграло, а вероятностями являются низкие цены. Причина, по которой предло­жение взяло власть над спросом, не имеет ровно никакого значения. Как акция реагирует на спрос и предложение - вот, что важно, ведь в конце концов именно спрос и предложение, и ничто другое, приводит акцию в движение, толкая цены на нее вверх и вниз.

Теперь вы понимаете, почему мы называем модели Двойной Вер­шиной и Двойным Основанием? Акция поднимается или падает на тот же уровень дважды. Вы, возможно, уже догадались, как мы назвали мо­дель, в которой акция поднимается или падает на тот же самый уро­вень трижды.

На рисунке 3.3 вы можете увидеть, что, когда акция поднялась об­ратно до $60, она была отброшена второй раз. Логика подсказывает нам, что на этом уровне существует мощное сопротивление и что сиг­нал к продаже здесь намного важнее. Изучая график, мы можем ска­зать, что верхним потенциалом здесь является только $60. Естествен­но, все может измениться, но на данный момент это все, с чем мы должны продолжать иметь дело. Продавцы в шорт всегда хотят знать точки сопротивления, потому что проникновение сквозь уровни со­противления может стать сигналом разворота существующего тренда.


Рисунок 3.4Двойная Вершина с поддержкой

Рисунок 3.4 показывает нам, что на $55 имеется хорошая поддерж­ка, потому что на этом ценовом уровне акция перестает идти вниз в

Статистические вероятности графических моделей 43

двух отдельных случаях. По каким-то причинам на этом уровне есть покупатели. Мы рассматриваем этот уровень, как уровень накопления или поддержки. Сигнал Двойной Вершины к покупке является более важным, чем предыдущий, потому что мы располагаем большим объе­мом информации, позволяющей нам принять решение. Тот факт, что акция нашла поддержку дважды на уровне $55, подсказывает нам, что акция будет держаться там в случае, если в дальнейшем ее позиции ос­лабеют - маленькая деталь, которой на графике, данном на рисунке 3.1, нет.

Бычий Сигнал

На этот раз мы добавляем к модели еще один аспект, дополнитель­ную деталь. Заметьте, что на рисунке 3.5 последняя колонка "О" не продолжается ниже предыдущей колонки "О". Мы называем это под­нимающимся основанием. Оно символизирует, что предложение ста­новится все менее влиятельным фактором, определяющим движение акции. Другой стороной медали является то, что спрос становится сильнее, так как последняя колонка "X" превышает предыдущую ко­лонку "X". Поднимающееся основание - не столь важный фактор, но он становится дополнительным ориентиром при оценивании взаимо­отношений между спросом и предложением на акцию. Среди трех двойных вершин, о которых мы говорили до сих пор, эта является са­мой сильной и служит основанием для важнейшего вывода.

Самый лучший способ понять эти модели - взять тетрадь и каран­даш и просто написать несколько слово том, что вы видите (как если бы семилетний ребенок написал сочинение о том, что он видит в ком­нате). Итак, на рисунке 3.5 я вижу:

1. Теннисный матч, который состоял всего из четырех сетов (коло­-
нок), заканчивается.

2. Я вижу два сета, в которых Макинрой выиграл (колонка "О"), и два
сета, в которых побеждает Коннорс (колонки "X").

3. Последняя колонка "X" превышает предыдущую колонку, давая сиг­-
нал Двойной Вершины к покупке.

4. Вторая колонка "О" не упала настолько, насколько снижалась пре­-
дыдущая колонка "О", что говорит о том, что Макинрой теряет си­-
лы.

5. Последняя колонка "X" превышает предыдущую колонку "X", что
говорит о том, что Коннорс набирает силу.

Подведение модели к общему знаменателю с выделением характер­ных черт значительно облегчает анализ.



Графические модели

Рисунок 3.5Двойная вершина с поднимающимся основанием

Медвежий Сигнал

Медвежий Сигнал противоположен Бычьему. Рисунок 3.6 показы­вает, что спрос в этом случае становится менее сильным, так как по­следней колонке "X" не удается достичь предыдущего уровня. Давле­ние со стороны продавцов тем не менее увеличивается, о чем свиде­тельствует нижняя колонка "О". Эти детали просто-напросто говорят о том, что спрос теряет силу, а предложение набирает ее. Слишком ча­сто инвесторы покупают акции именно в такой ситуации, а потом на­блюдают, как в дальнейшем они слабеют.

Итак, мы обсудили Двойное Основание и Двойную Вершину. Все другие модели, которые мы будем рассматривать, являются производ­ными от этой основной формации. Теперь вы сами видите, насколько этот метод прост для восприятия. Давайте перейдем к сигналу покуп­ки Тройной Вершины.

Тройная Вершина


Рисунок 3.6Двойное Основание с опускающейся вершиной

Тройная Вершина (Triple Top) потому так и называется, что это гра­фическая модель, которая демонстрирует подъем цен на определен­ный уровень три раза. Первые два раза, когда акция поднимается на этот уровень, она отталкивается продавцами. В третий раз, когда ак­ция поднимается на этот уровень, она образует тройную вершину. Сиг­нал к покупке возникает в тот момент, когда акция превышает уро­вень, при достижении которого до этого акция разворачивалась вниз. Эта модель показана на рисунке 3.7.

Статистические вероятности графических моделей




Рисунок3.7 Тройная Вершина

Существует много причин, почему акция сталкивается с предложе­нием на определенных уровнях. Вспомните то время, когда вы купили акцию, думая, что она была на основании или, по крайней мере, на подходящем ценовом уровне для покупки, но вместо того, чтобы под­няться, акция внезапно начала падать. У каждого был хотя бы один та­кой печальный опыт. Когда вы увидели, что акция теряет в цене, у вас, возможно, промелькнула мысль позвонить своему брокеру и попро­сить его вывести вас из торга, если акция пойдет обратно и достигнет уровня безубыточности. Это абсолютно нормальная человеческая ре­акция. Когда ваш брокер размещает ордер, чтобы вытащить вас из торгов, вы фактически создаете предложение на этом уровне.

Если продавцов, желающих продать свои акции, на этом уровне больше покупателей, готовых купить, акция падает. Узнать, ослабело ли давление со стороны продавцов на каком-то определенном уровне, можно единственным способом - нужно определить, превышает ли акция эту цену. Если акция отброшена опять, продавцы все еще нахо­дятся там. Я наблюдал, как акции отскакивали рикошетом от опреде­ленных цен на протяжении 18 месяцев. Так, Coca-Cola не могла прой­ти через уровень $45 в течение полутора лет. Наконец, в сентябре 1994 года акция смогла превысить $45 и устремиться прямо к $50 без оста­новки, демонстрируя, что верхний потенциал акции не ограничивает­ся значением $45, если давление со стороны продавцов остается недо­статочным.

Чем больше акция отскакивает рикошетом от уровня сопротивле­ния, тем сильнее будет прорыв, когда он наступит. Много лет тому на­зад было определено, что высота подъема акции прямо пропорцио­нальна времени, которое уходит у акции на приготовления к этому движению. Другими словами, чем шире основание, от которого возни­кает прорыв, тем выше поднимется цена.



Графические модели


Наши рекомендации