Анализ объема рынка интернет - торговли в 2015 году

Объём рынка интернет-торговли по итогам 2015 года превысил 683 млрд рублей и на протяжении последних 5 лет рос в среднем на 42,5% в год. На рынке интернет-торговли присутствует более 40 тыс. компаний. Крупнейшими сегментами интернет-торговли остаются «Бытовая техника и электроника» и «Гипермаркеты».

Интернет-торговля – процесс реализации физических и нефизических товаров посредством специализированных электронных площадок, предоставляющих дистанционное оформление заказа.

По оценкам экспертов J’son & Partners Consulting, рынок интернет-торговли России по итогам 2015 года составил 683 млрд рублей. Средний рост рынка (CAGR) в 2009-2015 гг. был равен 42,5%. В 2015-2018 годах CAGR ожидается на уровне 7% в год.

Рис. 5 – Оьъем рынка интернет ˗ торговли


Эксперты J’son & Partners Consulting прогнозируют снижение объемов рынка в 2016 году на 5% в связи с тяжелой макроэкономической ситуацией. Затем ожидается небольшое восстановление к 2016 году и рост рынка более чем на 20% к 2017 году.

По оценке экспертов J’son & Partners Consulting, основным средством оплаты заказов в интернет-торговле остаются наличные. В первой половине 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошел резкий поворот в потребительских предпочтениях, который увеличил долю электронных платежей в 2 раза. Наблюдается дальнейшая тенденция снижения доли наличных в общей структуре способов оплаты на рынке интернет-торговли Российской Федерации.

Рис. 6 –Структура типов оплат

Основные события на рынке интернет-торговли в 2015 году

Среди основных событий рынка интернет-торговли Российской Федерации в 2015 году выделяются:

· Смена владельцев сети интернет-магазина «Связной». В ноябре 2015 года Максим Ноготков, основатель интернет-магазина и розничной сети «Связной» получил уведомление о дефолте по долгу. В результате Группа «ОНЭКСИМ» и Группа НПФ «Благосостояние» получили контроль над ГК «Связной».

· Компания «Вымпелком» запустила новый интернет-магазин «Билайн». Магазин продаёт телефоны, планшеты, ноутбуки, фото/видео/аудио технику, а также гаджеты и аксессуары.

· Объединение магазинов «Сотмаркет», «Ютинет» и «E96» в 2015 году. В сентябре 2015 года слияние было оформлено юридически.

· В ноябре 2015 года «Ситилинк» объявила о смене бизнес-модели: компания собирается продавать на своей площадке товары сторонних магазинов и превратиться в маркетплэйс. Проект будет запущен не ранее 2016 года.

· Ozon вышел на новый рынок. В июле 2015 года Ozon запустил услуги фулфилмента Ozon Production - хранения, упаковки, получения оплаты и возврата товара.

· В октябре 2015 года ритейлер «Ашан» начал интернет-продажи некоторых непродовольственных товаров в 104 городах России.

· В 2015 году «Техносила» получила активы петербургской розничной сети «Техношок».

· Интернет-магазин одежды Lamoda привлек инвестиции в размере 15 млн. долл. от International Finance Corporation.

· В начале марта 2015 года ГК «Обувь России» открыла собственный интернет-магазин по продаже обуви и аксессуаров Westfalika.ru.

· В октябре 2015 года Ellos.ru приостановил прием заказов в РФ.

· Фонд развития интернет-инициатив вложил 110 млн рублей в интернет-магазин детских товаров Babadu.

· В ноябре 2015 года интернет-магазин «Детский Мир» подключил пункты выдачи Ozon.

· В августе 2015 года Яндекс.Маркет запустил отдельную площадку по торговле детскими товарами.

· В октябре 2015 года Госдума объявила о рассмотрении закона «Об обращении лекарственных средств», которые позволят закрывать интернет-аптеки без решения суда, если среди продаваемых товаров присутствуют наркотические вещества и медикаменты, которые не зарегистрированы в РФ.

· В июне 2015 года одна из крупнейших интернет-аптек — Piluli.ru и «Драгстор тех» разорвали соглашение об объединении.

Самыми посещаемыми сегментами интернет-торговли в 2015 году являются «Гипермаркеты», «Одежда и обувь», «Купонные сервисы», а также «Бытовая техника и электроника». Согласно статистике запросов Yandex.wordstat, наибольшее количество запросов в 2015 году приходилось на сегмент «Купонные сервисы», «Мебель», «Книги и мультимедиа».


Рис. 7 – Посещаемость по категориям интернет-магазинов

Среди основных трендов и тенденций рынка интернет-торговли Российской Федерации эксперты J’son & Partners Consulting выделяют развитие мультиканальной стратегии сбыта: крупнейшие игроки развивают розничные сети вместе с развитием интернет-торговли. Выделяется консолидация отдельных сегментов: происходят слияния и поглощения крупных игроков – в 2015 году произошло объединение «Сотмаркет», «Ютинет» и гипермаркета E96. Происходит развитие мобильных приложений на рынке интернет-торговли; наблюдается рост мобильной рекламы в приложениях интернет-магазинов и развитие мобильных платежей.

В 2015 году повышается привлекательность бизнес-модели «маркетплейс» - «Яндекс.Маркет» и Sapato.ru в прошлом году стали агрегаторами интернет-магазинов. В отдельных сегментах интернет-торговли присутствует гиперконкуренция: огромное количество игроков наблюдается в сегментах «Бытовая техника и электроника», «Одежда и обувь», «Доставка блюд», что обусловлено низкими входными барьерами и высокой популярностью сегментов у потребителей. В товарной структуре сегмента «Книги и мультимедиа» постепенно возрастает доля электронных книг. Отдельные сегменты, такие как «Программное обеспечение» и «Медицина» зависят от внешних факторов: в первом случае высока доля нелегального контента, в втором – зависимость от государственного регулирования отрасли.

Наши рекомендации