Ритоны из Cемибратних курганов

В составе погребального инвентаря 2 и 4 Семибратних курганов были обнаружены сосуды из золота и серебра, которые обычно называют ритонами. Таких сосудов 5. В 4 кургане (2-я четв. V в. до н.э.) найдены: 1). серебряный ахеменидский ритон с наконечником в виде полуфигуры крылатого козла (т. 117, 119)*; 2). золотой сосуд с наконечником в виде полуфигуры собаки (ил. 59); 3).золотой сосуд с наконечником в виде головы барана (ил. 58); 4). фрагменты сосуда: золотой наконечник в виде головы льва и два серебряных кольца. Фрагменты такого же сосуда были найдены во 2 кургане (ил. 52). В обоих курганах сосуды зафиксированы в мужских погребениях, в изголовье.

Только серебряный ахеменидский сосуд является ритоном в настоящем значении слова (сливное отверстие на морде козла). Это единственный ахеменидский ритон, найденный в курганах Северного Причерноморья скифского периода, и один из двух истинных ритонов, оттуда происходящих (второй найден в Келермесе). Он состоит из каннелированного ствола, украшенного по краю орнаментом из лепестков лотоса, пальметок на дугах, плетенки; наконечника в виде полуфигуры крылатого козла и надетого на него обруча, декорированного "жемчужинами" и рифленой проволокой. При

изготовлении применена выколотка, чеканка, пайка, пунсон. При украшении "бакенбардов" и наружного яруса крыльев, по-видимому, были использованы золотые накладные пластины, о чем свидетельствует наличие отверстий (по 4 – на "бакенбардах" и по 16 – на крыльях). В наружном ярусе одного крыла остатки 4-х золотых гвоздей.

Остальные четыре сосуда – псевдоритоны, так как они не имеют сливного отверстия. Они относятся к разряду рогов-кубков (или питьевых рогов). Конструкция их одинакова: наконечник в виде полуфигуры (собака) или головы животного (баран, лев); средняя часть в виде трубки, сужающейся к наконечнику, с отверстиями у верхнего края; верхняя часть в виде изогнутого цилиндра. По краям напаяны узкие кольца с орнаментом (овы, рубчатая проволока); наконечник прикреплен к средней части золотыми гвоздями. У сосуда с полуфигурой собаки средняя и верхняя части украшены орнаментом из ромбов и лепестков лотоса, выполненным металлическим карандашом без предварительной разметки. Декор из ов, вероятно, был получен путем прокатки по золотому листу колеса с нанесенным орнаментом (определения Р.С.Минасяна).

Эти сосуды представляют собой не целые формы, а нижние части - основы рогов-кубков, в которые вставлялись стволы из рога или дерева, не сохранившиеся до нашего времени. Края стволов были украшены золотыми треугольными пластинами (Ростовцев, 1925, с.355). В 4 Семибратнем кургане таких пластин было найдено пять, две с изображением орла, терзающего ягненка (т. 11 8); одна с изображением дракона-сенмурва (т. 121); одна с изображением крылатого льва, терзающего козла (т.116). Точно такая же пластина найдена во 2 Семибратнем кургане (т. 122). Изображения на пластинах выполнены в технике басмы. Верхний край пластин загнут, а по периметру сделаны отверстия для гвоздей (часть их сохранилась). К сожалению, пластины были выпрямлены и реконструкция сосудов невозможна. Можно говорить лишь о том, что во 2 и 4 курганах было по одному сосуду с наконечником в виде головы льва и накладной пластиной с изображением орла и ягненка.

Конструкция сосудов, их одинаковые пропорции и размеры, применение одинаковых технических приемов позволяют предполагать их происхождение из одного центра. Вероятно, там же был сделан хранящийся в Берлине сосуд из так называемого "Майкопского клада" (фрагменты нижней части и накладная пластина: орел, терзающий рыбу).

Очевидно, рог и дерево части использовались при изготовлении рогов-кубков, но из-за плохой сохранности органических материалов до нас дошли не многие изделия такого рода (напр., рога-кубки из Солохи, Талаевского кургана, Большой Знаменки. Вероятно, и "малый ритон" из Гаймановой могилы представляет собой нижнюю часть сосуда, ствол которого не сохранился). Однако, в курганах нередки находки золотых накладных пластин. Некоторые из них могли принадлежать рогам-кубкам (напр., две золотые пластины, происходящие из центральной гробницы Толстой Могилы). На каменном изваянии 2-ой пол. V в. до н.э., найденном близ Николаево, изображен рог, украшенный накладной пластиной в виде головы грифа (Ольховский, Евдокимов, 1994, № 11).

Примерно на рубеже VI–V вв. до н.э. рог появляется в кочестве атрибута на скифских изваяниях, т.е. памятниках собственно скифского искусства,происходящих с обширной территории от современной Молдовы до Кавказа, наряду с такими традиционными атрибутами как меч, горит с луком и стрелами, гривна, секира, которые имеются и на изваяниях предшествующего периода. Позже, в IV в. до н.э., изображение рога-кубка появляется на памятниках греко-скифской торевтики, среди которых треугольная пластина и большой рог-кубок из Карагодеуашха, пластина из Сахновки и многократно тиражированные бляшки со сценой "клятвенного обряда" и бляшки типа "богиня с зеркалом – скиф с рогом". Сосуды же из Семибратних курганов являются самыми ранними




экземплярами среди кубков-рогов, найденных в курганах Северного Причерноморья (2-я четв. Vb. до н.э.)

* - №№ таблиц (т) и иллюстраций (ил) даны по книге: Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов. Прага-Л.,1966

А.Р. Канторович

Наши рекомендации