А. Значение красоты и безобразия

Сколько бы ни было слов, выражающих добродетель, позор, привлекательность и уродство в рамках противопоставлений хорошо-плохо, добро-зло, истина-ложь, – все они охватываются терминами аль-хусн и аль-кубх (красота и безобразие).

В широком смысле аль-хусн и аль-кубх выражают красоту и безобразие, включая в себя человека, его действия, предметы и все вещи, а в узком смысле выражают хорошее или плохое, заключенное в красивых или

безобразных поступках людей. Ввиду того, что темой исследования здесь по большей части являются деяния и поступки людей, термины аль-хусн и аль-кубх будут использоваться в своем узком значении.

В основном, аль-хусн (красота)и аль-кубх (безобразие, отвратительность) используются в четырех зна­чениях.

а) аль-хусн – совершенные качества и свойства, возвышающие человека, аль-кубх – ущербные качества и свойства, принижающие человека. Например, знание (‘ильм) – хорошее качество, возвышающее человека, а невежество (джахл) – плохое качество, противоположное первому.

б) все, что соответствует целям и устремлениям человека – хорошо (аль-хусн), а все, что противоречит и не соответствует - плохо (аль-кубх). Например, справедливость (’адâлат) – хорошо, а угнетение (зульм) – плохо.

в) все, что соответствует природе человека и по нраву ему – хорошо (аль-хусн), а что не соответствует природе и не по нраву ему – плохо (аль-кубх). Например, сладкое – хорошо, а горькое – плохо. Каждому нравится сладкое, а ядовито-горькое не по вкусу.

г) все, что является средством для похвалы в этом мире и воздаяния в мире ином – хорошо (аль-хусн), а что является причиной для порицания в этом мире и наказания в мире ином – плохо (аль-кубх). С учетом этого, вера в Аллаха, справедливость, поклонение - хорошо (аль-хусн). Неверие, вражда, греховное действие - плохо (аль-кубх).

ГЛАВА ВТОРАЯ
НОРМА АЛЬ-ХУКМ (الحكم)

I. Общее понятие

А. Анализ и определение нормы

а) Определение:

В языке аль-Хукм означает «удерживать», «препятствовать» и «приписывать» одно другому. В фило­софии и логике установление утвердительной или отрицательной связи (иснâд) между двумя идеями, ве­щами в форме “это так” или “это не так” называется аль-хукм, существующая связь и, кроме того, пони­мание этой связи называется также аль-хукм.

В ‘ильм аль-Фикх норма (хукм), используемая в значении аль-кадâ (предустановленность), также ис­пользуется и в значении “след или результат лежащий на чем-либо”.

Определение шâфиитов: “аль-Хукм – это обращение Всевышнего Законодателя, касающееся деяний верующих с точки зрения поиска, выбора или положения”.[87]

الحكم: "هو خطاب الشارع المتعلق بافعال المكلفين طلباَ او تخيرا او وضعا".

Например, аят “выполняйте обязательства”[88] является шариатской нормой (хукм). То есть этот аят яв­ляется обращением Аллаха с требованием к верующим выполнять соглашения. Это обращение касается необходимости (иджâб) выполнения соглашений (религиозных и светских).

Определение ханафитов: "аль-Хукм – это результат обращения Аллаха, касающийся деяний верую­щих, связанных с необходимостью, выбором или положением".

الحكم: "هو اثر خطاب الله المتعلق بافعال المكلفين بالاقتضاء او التخيير او الوضع". [89]

Например, из аята "выполняйте обязательства" извлекается норма (хукм) необходимости (иджâб) выполнения соглашений.

Б. Разновидности норм

Нормы подразделяются на два вида: вмененная норма (الحكم التكليفي) и установленная норма (الحكم الوضعي). Ниже приводится схема, на основе которой будут даны некоторые разъяснения касательно этих норм.

В. Аль-‘Азимат и ар-Рухсат (العزيمة و الرحصة)

Религиозные нормы делятся на два вида под названием аль-‘азимат и ар-рухсат.

а) аль-‘Азимат

В языке аль-‘азимат имеет значения «намерение», «решимость». В ‘ильм аль-фикх определяется сле­дующим образом: “Основные нормы, установленные с самого начала вне зависимости от таких распро­страненных уважительных причин, как трудность (машаккат) или необходимость (дарурат)”. В соответ­ствии с этим определением аль-’азимат включает в себя все вмененные нормы, такие как фард, вâджиб, харâм, макрух, мандуб, мубах. Вне всякого сомнения, нормы аль-’азимат являются основными нормами, установленными в самом начале без связи с такими распространенными обстоятельствами, как необходи­мость и трудность, и в обычных условиях верующие должны их придерживаться.

В противоположность этому, более легкие нормы, установленные вторично и предоставляющие ве­рующим возможность отказа от нормы аль-’азимат в связи с широко распространенными причинами за­труднительности и необходимости называются ар-рухсат. Например, соблюдение поста вâджиб (фард) для всех верующих. Эта норма является основной, то есть аль-’азимат. Однако облегчение в соблюдении поста предоставляемое больным и людям, находящимся в поездке, по причине противостоящих им трудностей является разрешающей нормой (ар-рухсат). С этой точки зрения, нормы аль-’азимат и ар-рухсат считаются вмененными (الحكم التكليفي).

б) ар-Рухсат

1. Определение

В языке ар-рухсат означает «облегчение», «позволение». В ‘ильм аль-фикх эта норма определяется следующим образом: “более легкие нормы, установленные впоследствии (вторично) и предоставляющие верующим возможность отказа от нормы аль-’азимат в связи с уважительными причинами, такими как, затруднительность или необходимость, называются ар-рухсат”.

2. Категории

Согласно исламскому праву, совершение какого-либо запретного действия или отказ от выполнения необходимого (вâджиб) действия несет в себе вину и грех. Однако, в случае с ар-рухсат это правило не практикуется. По этой причине в случаях, когда предоставлено разрешение ар-рухсат, совершивший за­претное действие (харâм) не будет наказуем или отказавшийся от выполнения необходимого (вâджиб) дей­ствия не будет порицаем. Потому что в ар-рухсат запретное (харâм) действие переходит иногда в категорию разрешенного (мубâх), а иногда отказ от совершения необходимого действия приобретает статус дозволен­ного. Согласно этому ар-рухсат делится на две категории:

1) Разрешение выполнения (رخصة الفعل) - ар-рухсат, позволяющий совершать запретное (харâм) дейст­вие: когда аль-’азимат запрещает выполнение какого-то действия, а ар-рухсат приводит к дозволению его (мубâх) или необходимости исполнения (вâджиб). В случае необходимости, затруднения или нужды вещи, являющиеся запретными (харâм, мамну’), переходят в категорию дозволенного (мубâх).

2) Разрешение отказа (رخصة الترك).

II. Установленная норма

(الحكم الوضعي)

А. Определение

Название этого вида норм «установленные» (аль-вад’и) происходит от связи (мотивационной, услов­ной, причинной, основной, обозначенной, препятствующей), установленной Всевышним Законодателем между вещами. То есть, здесь говорится о наличии связи, установленной (аль-вад’) Всевышним Законодате­лем между двумя вещами, относящимися к сфере деятельности верующего. В этом случае установленная норма (الحكم الوضعي) является нормой, которая вызывает необходимость делать одну вещь по отношению к другой поводом (сабаб), условием (шарт), причиной (’иллет), признаком (’алâмат), основой (рукн), препят­ствием (мâни’). Например, наследование и смерть завещателя связаны друг с другом. То есть, смерть заве­щателя является причиной того, что родственник становится наследником.

Наши рекомендации