Установление коэффициента к2

К2 устанавливается представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (пп. 3 п. 3 ст. 346.26, п. 6 ст. 346.29 НК РФ).

При этом перечень особенностей ведения предпринимательской деятельности, которые представительные органы могут учесть при установлении К2, а также их компетенция по его установлению НК РФ не ограничены. Главное, чтобы величина установленного коэффициента не выходила за рамки, предусмотренные п. 7 ст. 346.29 НК РФ.

В частности, на местах существует практика установления значений К2 в зависимости от уровня заработной платы работников (см., например, Решения Представительного Собрания Вологодского муниципального района от 20.11.2007 N 545, Рязанского городского Совета от 27.11.2007 N 904-III и др.).

Разъяснения Минфина России по поводу правомерности этой практики противоречивы. Так, в Письме от 23.03.2007 N 03-11-04/3/79 указано, что способ определения К2 с учетом уровня заработной платы не предусмотрен законом. В более поздних Письмах от 16.04.2008 N 03-11-04/3/196, от 06.03.2008 N 03-11-03/5, от 01.11.2007 N 03-11-03/11, от 20.09.2007 N 03-11-03/9, напротив, сказано, что местные органы власти вправе применять подкоэффициенты, учитывающие уровень заработной платы, которую "вмененщики" платят своим работникам. Полагаем, что последние разъяснения более корректны.

Отметим, что представительные органы могут установить конкретное значение К2 или отдельные его составляющие (так называемые значения К2).

Во втором случае налогоплательщикам приходится исчислять окончательный размер К2 самостоятельно, перемножив установленные значения этого коэффициента (абз. 2 п. 6 ст. 346.29, ст. 346.27 НК РФ). Подобным образом коэффициент К2 установлен, например, в Решении Думы Ангарского муниципального образования от 25.10.2007 N 364-35рД, Решении Совета муниципального образования "Енотаевский район" от 01.11.2007 N 66, Решении Думы Демянского муниципального района от 25.10.2007 N 170 и др.

Значения К2 определяются не менее чем на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно (п. 7 ст. 346.29 НК РФ).

При этом если местные представительные органы не успели утвердить значение К2 до начала нового календарного года либо акт, которым утверждено новое значение К2, не успел вступить в силу в соответствии с действующим законодательством, то в новом году будет действовать К2, который применялся в предшествующем году.

Например, местное законодательное собрание N-ского городского округа в ноябре текущего года утвердило на следующий календарный год значение К2 для деятельности по хранению автотранспортных средств в размере 0,9. Решение об установлении значения К2 на новый год было опубликовано 5 декабря.

Однако данное Решение не может вступить в силу с 1 января следующего года, поскольку оно опубликовано менее чем за один месяц до начала налогового периода (п. п. 1, 5 ст. 5 НК РФ, Письма Минфина России от 23.04.2008 N 03-11-03/07, от 20.02.2008 N 03-11-04/3/80).

Следовательно, в следующем календарном году в N-ском городском округе в отношении деятельности по хранению автотранспортных средств должен применяться тот же К2, который действует в текущем году.

Кроме того, по общему правилу значение К2 не может изменяться в течение календарного года (например, в мае, июне и т.д.). Однако, как отмечает ФНС России, из этого правила есть исключение, продиктованное положениями п. 4 ст. 5 НК РФ. А именно законодательные акты, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если они прямо предусматривают это. Соответственно, если актом установлено более выгодное для налогоплательщиков значение К2 и предусмотрено его распространение на отношения, возникшие ранее, новый коэффициент действует с даты, указанной в этом акте (Письма Минфина России от 04.06.2010 N 03-11-06/3/79, от 10.04.2009 N 03-11-06/3/96, от 13.11.2008 N 03-11-04/3/507, от 04.08.2008 N 03-11-03/16, ФНС России от 02.04.2008 N 02-7-11/110@).

К такому же выводу пришел и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 03.12.2008 N А26-3574/2008.

И наоборот, если новое значение коэффициента К2 ухудшает положение налогоплательщиков, оно должно применяться в общем порядке, т.е. с начала следующего календарного года (Письма Минфина России от 04.06.2010 N 03-11-06/3/79, от 10.04.2009 N 03-11-06/3/96, от 04.08.2008 N 03-11-03/16, от 08.05.2008 N 03-11-04/3/233).

Добавим, что увеличение К2 должно быть мотивировано и иметь исключительное экономическое основание (Письмо Минэкономразвития России от 14.04.2010 N Д05-1093). Чиновники указывают, что введение дополнительных и необоснованных обременений, ухудшающих положение налогоплательщиков, недопустимо и может быть обжаловано в судебном порядке.

Наши рекомендации