Всесторонняя ориентировка в окружающем мире

На основе исследований О.В. Дыбиной, Р.М. Чумичевой были обоснованы концептуальные принципы, обеспечивающие эффективность реализации технологии детского экспериментирования:

• Принцип, стимулирующий экспериментальную деятельность старшего дошкольника. Стимулирующими факторами является ситуация выбора, проблемность.

• Принцип свободы и самостоятельности. Предоставление ребенку самостоятельного определения отношения к среде, самостоятельного исследо-вания, выбора цели и применения результата.

• Принцип активности. Позволяет воссоздавать детям взрослые формы деятельности (эксперимент, опыт).

Исследовательский и деятельностный подходы были взяты О.В. Дыбиной за основу при разработке структуры реализации технологии детского экспериментирования.

Алгоритм реализации технологии детского экспериментирования /О.В. Дыбина/
Этапы реализации Деятельность педагога Деятельность детей Ожидаемый результат
Подготовительный этап Актуализация проблемной ситуации. Создание условий, необходимых для проведения опыта или эксперимента в соответствии с техникой безопасности, подготовка экспериментального оборудования, составление карт – схем и т.д. Мотивация детей к исследовательской деятельности. Напоминание правил техники безопасности при работе с экспериментальным оборудованием. Осознание и осмысление проблемы. Подготовка рабочего места. Появление у детей заинтересованности, желания принять участие в опыте или эксперименте, познавательного интереса. Создание оптимальных условий для проведения опыта или эксперимента.
Этап формулирования цели эксперимента или опыта Обсуждение проблемы с детьми, подведение детей к постановке цели эксперимента или опыта, выдвижению рабочих гипотез. Оказание содействия детям в выдвижении гипотез по мере необходимости. Формулирование цели эксперимента или опыта (совместно со взрослым). Выдвижение рабочих гипотез. Обозначена цель эксперимента или опыта. Выдвинуто несколько рабочих гипотез.
Этап планирования экспериментальной деятельности Обсуждение с детьми алгоритма действий по проведению эксперимента или опыта. Подведение детей к выполнению алгоритма действий. Составление алгоритма действий по проведению эксперимента или опыта. Осмысление содержания карты-схемы эксперимента или опыта. Составлен алгоритм действий по проведению эксперимента или опыта.
Этап коррекции проблемы Коррегирующие действия по мере необходимости. Уточнение проблемы. Обсуждение новых гипотез по мере необходимости. Предотвращение отклонений от поставленной цели.
Практический этап детского экспериментирования Помощь детям в организации практической деятельности (объяснение, разъяснение). По мере необходимости совместное выполнение с детьми практических действий. Контроль за соблюдением техники безопасности при проведении детьми опыта или эксперимента. Проверка предположений на практике. Отбор нужных средств, реализация в действии. В случае не подтверждения первоначальной гипотезы – возникновение новой гипотезы, предположения с последующей реализацией в действии. Если гипотеза подтвердилась - формулирование выводов. Проведенный эксперимент или опыт.
  Заключительный этап Подведение итогов, оценивание результатов. Настрой на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность. Самооценивание, повторное осмысление проблемы с новой точки зрения. Подтверждение (опровержение) предполагаемой гипотезы.

Мотивационная характеристика технологии детского экспериментирования:

• технология детского экспериментирования основана на создании особого вида мотивации – проблемной мотивации, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций;

• в основе технологии лежит отбор самых актуальных сущностных задач, интересных для воспитанников, побуждение к самостоятельному осознанию и выдвижению гипотезы эксперимента или опыта;

• в ходе детского экспериментирования происходит построение оптимальной системы реализации эксперимента или опыта, посредством заинтересованного включения детей на каждом этапе;

• в основе технологии лежит личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, которое способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, возникновению желания практически осуществить эксперимент или опыт, с целью получения подтверждения или же опровержения экспериментальной гипотезы.

Такая мотивационная характеристика должна ставить ребенка в положение исследователя-первооткрывателя, переконструирующего прежние знания, входящие в непосредственный опыт, в опыт экспериментальной деятельности. Ребенок должен проявить способность к аргументации, необходимости принятого им решения, о путях достижения результата и применения его в жизнедеятельности.

Одна из характерных особенностей дошкольников заклю­чается в недостаточном развитии произвольных действий, произвольного поведения. Поэтому в дошкольном возрасте основным мотивом учения является познавательный интерес, который, безусловно, возникает и проявляется в процессе экспериментальной деятельности. Именно наличие у ребенка познавательного интереса и повышает эффективность процесса практического познания и вместе с тем насыщает его положительными эмоциями. На основе классификации Ю.К. Бабанского, можно выделить методы, которые являются преобладающими в ходе реализации технологии детского экспериментирования.

Особую роль в процессе детского экспериментирования дошколь­ников приобретает первая группа методов - методы стимулирования и мотивации познавательной деятельно­сти детей, среди которых ведущее место занимают методы, направленные на формирование интереса к познавательной деятельности. Сам же интерес к познавательной деятельности значительной мере зависит от широты и устойчивости интересов ребенка к окружающим его предметам и явлениям, от умения творчески, со своих детских позиций осмысливать новые факты и события, что является основной составляющей детского экспериментирования.

Разрабатывая методы формирования познавательных инте­ресов у детей дошкольного возраста, исследователи существен­ное внимание уделяют созданию специальных условий и си­туаций, в которых дети в полной мере начинают ощущать радость первых открытий, радость самостоятельного добыва­ния новых знаний и конструирования способов умственной и практической деятельности. В их работах подтверждается, что эмоциональ­ное состояние ребенка в процессе экспериментальных действий позволяет формировать прочные познавательные навыки.

Вторая груп­па методов - методы организации и осуществления познавательных действий.

Первая подгруппа - методы организации и осуществления чувственного восприятия учебных объектов, соответствующие наглядным методам. Это такие приемы как наблюдение и рассматривание, безусловно, широко используемые в процессе экспериментирования.

Вторая подгруппа - методы организации и осуществления экспериментальной деятельности детей, соответствующие, в извест­ной мере, словесным методам.

Третья подгруппа - это методы организации и управления практической деятельностью детей с целью формирования у них новых знаний, навыков и умений. Эта подгруппа соответ­ствует практическим методам обучения, которые нашли широ­кое применение в дошкольной педагогике и которые являются базовой составляющей детского экспериментирования.

Известные отечественные ученые внесли много ценного в разработку этих методов. Так, широкое признание получил метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной и др. Этот метод заключа­ется в том, что мышление детей дошкольного возраста разви­вается с помощью специально разработанных схем и моделей, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроиз­водят скрытые свойства и связи того или иного объекта и являются неотъемлемой частью содержания групповых детских лабораторий.

Использование этого метода создает для детей возможность получить доступ к скрытым, непосредственно не воспринимае­мым свойствам вещей. Кроме того, при овладении способами использования моделей в процессе экспериментирования перед детьми раскрывается область особых отношений - отношений моделей и оригинала - и со­ответственно формируются два тесно связанных между собой отражения - план реальных объектов и план моделей, воспро­изводящих эти объекты. Формирование данных планов отра­жения имеет решающее значение для развития различных форм детского мышления (наглядно-образного, понятийного, логического).

Третья группа методов обучения - методы ор­ганизации контроля и самоконтроля эффективности экспериментальной деятельности детей, разработка которых ведется в дошкольной педагогике.

В ходе реализации данной технологии в условиях ДОУ, ребенок ставится в положение исследователя-первооткрывателя, переконструи­рующего прежние знания, входящие в непосредственный опыт, в опыт экспериментальной деятельности, присваивает опыт этой самой деятельности и овладевает рядом умений.

Этапы Алгоритм деятельности взрослого и детей «Экспериментирование»
1. Целеполагание (узнать…)
2. Выдвижение гипотезы
3. Планирование деятельности по проверке гипотезы
4. Осуществление эксперимента
5. Наблюдение за преобразованием объекта
6. Фиксация преобразований объекта
7. Выводы

Педагогу необходимо побуждать детей к выдвижению гипотез при проведении эксперимента, учить находить нарушение последовательности.

Вместе с детьми создать «технологическую карту» проведения хорошо знакомых экспериментов знаками, где будут отражены: цель (что хотим узнать), необходимые материалы, последовательность действий, предполагаемые результаты. В процессе самостоятельного детского экспериментирования обязательно уточнять цель (что хочет узнать ребенок), гипотезу (как ты думаешь, что получится). При планировании эксперимента уточнить, в какой последовательности ребенок будет выполнять действия, что получится, если некоторые действия поменять местами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дыбина, О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов факультета дошкольного воспитания / О.В. Дыбина. – Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2002. - 130 с.

2. Иванов, А.И. Детское экспериментирование как метод обучения / А.И. Иванов // Педагогический вестник. - 2004. - №3. – 90 с.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2005. - 96 с.

4. Поддьяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект / Н.Н. Поддьяков. – Волгоград: Перемена, 1995. - 87 с.

5. Прохорова, Л.Н. Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира / Л.Н. Прохорова, Л.Н. Балакшина // Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада «Подсолнушек» г. Владимира). – Владимир: ВОИУУ, 2001. - 47 с.

6. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2002. - 176 с.

7. Тугушева, Г.П. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста / Г.П. Тугушева, А.В. Чистякова // Дошкольная педагогика. - 2001. - №1. - С. 23-26.

Наши рекомендации