Использование собственного научно-технического потенциала, в значительной мере не востребованного сегодня отечественной промышленностью
Межрегиональный трансфер технологий в России. Специфика трансфера технологий из учебных, академических и государственных научных организаций
Выполнила:
Студентка гр. И-101
Ефименко Н.А
Проверил:
Щеглов А.Н
Уфа 2011.
Введение
На современном этапе развития мировой экономики трансфер технологий является одним из источников экономической независимости региона, поскольку предоставляет хозяйствующим субъектам ряд стратегических возможностей, а именно: развитие внутреннего рынка, развитие восходящих отраслей, адаптацию и перенос достижений развитых стран и встраивание в транснациональную инфраструктуру.
Трансфер технологии представляет собой передачу научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции. Критерий наличия факта передачи - активное применение переданной технологии для производственных целей [1].
Направления развития системы трансфера технологий в России
Отсутствие в России развитой системы трансфера технологий сегодня приводит к невостребованности результатов научной и научно-технической деятельности, в результате чего в государственный бюджет не возвращаются средства, израсходованные на научные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В будущем же такое положение вещей может привести к тому, что из-за морально устаревшей или неразвитой индустриальной базы товары и услуги массового спроса будут иметь очень низкое качество, затраты производства не будут окупаться, станет проблематичным экспорт.
Теоретически существуют два подхода для решения этой проблемы:
1. Приобретение лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний.
Плюсы такого подхода – отработанные на практике технологии, отвечающий мировым стандартам контроль качества, большие маркетинговые преимущества, возможности для создания совместных предприятий по принципу стратегических технологических альянсов, перспективы получения дополнительных кредитов на технологическое переоснащение. Основной минус – дешевый рубль, что делает проблематичным использование импортных материалов и комплектующих, а также возврат кредитов зарубежным партнерам.
В этом случае Россия может превратиться в страну "второго технологического уровня". К их числу можно отнести Корею, Малайзию, Таиланд и пр. Благодаря наличию в этих странах конкурентных преимуществ (дешевая рабочая сила, удачное географическое положение), а также стабильной и прогнозируемой политической ситуации, либеральному валютно-финансовому и налоговому режиму, они исключительно привлекательны для осуществления инвестиций, создания массовых производств потребительских товаров для среднего класса – электроники, бытовой техники, полупроводников, автомобилей и т.д.
Данные страны придерживаются стратегии "догоняющего развития", однако отсутствие мощной научной и исследовательской индустрии позволяет говорить о "вечно догоняющем развитии".
Использование собственного научно-технического потенциала, в значительной мере не востребованного сегодня отечественной промышленностью.
В связи с этим, заслуживает внимания и изучения сложившаяся в большинстве развитых стран система разделения усилий по получению и использованию новых знаний между государством, крупными промышленными компаниями и малыми инновационными фирмами частного сектора, высшими учебными заведениями (университетами) и бесприбыльными организациями, особенно, в части обеспечения эффективного использования общественных ресурсов.
Один из ее центральных элементов – постоянно совершенствующийся механизм обеспечения производства новыми перспективными идеями и технологиями, которые возникают в процессе выполнения финансируемых из государственного бюджета научных исследований и разработок. [2]
Такой подход является более перспективным со многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров.
Некоторые основные причины низкой эффективности трансфера технологий в России заключаются в следующем:
1. Ученые и разработчики, как правило, не знают рынка и вряд ли даже отдаленно представляют, как полученные ими научные результаты могут быть трансформированы в рыночный продукт;
2. Экономические агенты рынка (менеджеры компаний) практически не знакомы с характером современной науки, структурой и важнейшими направлениями ее деятельности, прорывными достижениями. Они не всегда могут судить о достоверности научных результатов, предлагаемых для реализации, и их технологической эффективности;
3. Государство (в лице политиков и технических экспертов), призванное устанавливать правила трансфера технологий, слабо представляет себе реальную атмосферу жизни научных лабораторий, условия проведения исследований и разработки технологий, возможные последствия внедрения принимаемых законодательных положений для производства научного знания и его коммерциализации.
Кроме того, существует проблема, связанная с последствиями ускоренной приватизации для инновационной сферы. После изменения формы собственности большинства предприятий оборвались многие поддерживавшиеся ранее централизованно связи в цепочке "фундаментальные НИР – поисковые и прикладные НИР – ОКР – внедрение новой наукоемкой продукции в производство". Вместе с тем формирование новой инновационной инфраструктуры, отвечающей основным принципам рыночных отношений, еще далеко не завершилось.
С середины 90-х годов ведущими субъектами освоения нововведений фактически стали крупные и средние предприятия смешанных форм собственности, а также малые частные предприятия научно-технической сферы.
Между тем основная часть из более чем 4 тыс. научно-исследовательских учреждений, обеспечивающих необходимый процесс получения нового знания, продолжает оставаться в госсекторе. Изменить их форму собственности при сохранении научного профиля деятельности в ближайшее время вряд ли удастся.
Это связано с тем, что, во-первых, спрос на научную продукцию со стороны отечественных предприятий пока просматривается слабо, во-вторых, сам рынок не в состоянии обеспечить получение необходимого научного задела на будущее.
Отсюда вытекает необходимость разработки специальных схем управления инновационным процессом применительно к условиям переходной экономики, обеспечивающих эффективное взаимодействие между приватизированными промышленными предприятиями и находящимися в госсекторе научными учреждениями. Именно здесь может пригодиться зарубежный опыт в области организации передачи технологий.
Необходимой предпосылкой для успешного использования этого опыта является создание соответствующей инновационной инфраструктуры. Речь идет о:
1) специализированных научных центрах и инновационных фирмах, которые обеспечивали бы превращение новых перспективных научных идей в продуктовые и технологические нововведения;
2) законодательной базе, поощряющей инновационное предпринимательство и гарантирующей защиту прав интеллектуальной собственности;
3) научных (инновационных) парках и бизнес-инкубаторах;
4) развитой сети венчурных фондов;
5) рынке акций малых внедренческих фирм и других элементах инновационной инфраструктуры.
Первые элементы инновационной инфраструктуры - научно-технологические парки и бизнес-инкубаторы были созданы в России на базе высших учебных заведений в начале 90-х годов в Томске (1990 г.), Москве и Зеленограде (1991 г.). В середине 90-х годов появляются технопарки, организуемые на базе крупных государственных научных центров (ГНЦ).
Следующим шагом было появление региональных технопарков, созданных для развития производства наукоемкой продукции. Такие технопарки имели собственные помещения, финансовую поддержку от федеральных и региональных властей, и довольно успешно развивали в своих стенах малые инновационные фирмы.
В конце 90-х – начале 2000-х годов с участием Минпромнауки России была создана сеть инновационно-технологических центров (ИТЦ), которые по решаемым задачам во многом пересекаются с технопарками.
Главная особенность ИТЦ состоит в том, что он является структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап создания.
Поэтому в отличие от технопарков, которые должны были создаваться при вузах и выполнять задачу инкубирования малых фирм, ИТЦ были призваны обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, а потому должны были создаваться при предприятиях или научно-производственных комплексах.
С 2003 г. развивается сеть центров трансфера технологий (ЦТТ), задачей которых является ускорение коммерциализации научно-технических результатов, обеспечение создания малых инновационных предприятий, в том числе в составе технопарков и инновационно-технологических центров.
В настоящее время в регионах России действуют более 100 организаций, выполняющих функции технопарков.
Хотя в настоящее время создана довольно разветвленная сеть инфраструктурных предприятий, результаты развития инновационной деятельности оставляют желать лучшего. Доля России на рынках наукоемкой продукции составляет исчезающе малую величину в 0,3…0,5%, что в десятки и сотни раз меньше доли развитых стран.
Таким образом, успешная коммерциализация достижений науки и трансфер технологий возможны лишь при взаимодействии научных организаций и рынка через субъекты инновационной инфраструктуры, обеспечивающих, в том числе:
1) отбор и оценку проектов, обладающих коммерческим потенциалом;
2) проведение патентных исследований;
3) подготовку различных видов охраны интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, программы для ЭВМ, базы данных и технологии интегральных микросхем) и ноу-хау;
4) подготовку лицензионных соглашений, контрактов на оказание инженерно консультационных услуг, договоров о научно – техническом и производственном сотрудничестве и т.п.;
5) оценку интеллектуального вклада в создаваемые совместные предприятия;
6) оказания правовой помощи в случае нарушения прав патентообладателей и недобросовестной конкуренции;
7) осуществления менеджмента вновь создающимися малыми технологическими предприятиями (МТП) для коммерциализации результатов научных исследований и разработок;
8) поиск и привлечение инвесторов для стартового и последующего финансирования процесса коммерциализации результатов НИОКР, созданных за счет государственного бюджета.
Такие субъекты, например, в виде центров трансфера и коммерциализации технологий, целесообразно создавать на базе государственных научных центров РФ, высших учебных заведений, академических и отраслевых институтов для стимулирование передачи создаваемых в госсекторе технологий промышленным предприятиям, а также для стимулирования появления в научно-технической сфере новых и развития существующих динамично растущих МТП, способных стать привлекательным объектом для венчурного инвестирования.
Осуществить коммерциализацию науки невозможно ни силами ученых, ни даже силами крупных компаний. В формировании соответствующей институциональной среды обязательно должно принимать участие государство, действуя по тщательно проработанной программе и стремясь к четко сформулированным целям [3].
Можно выделить несколько проблем, тормозящих развитие рынка коммерциализации технологий в России и требующих эффективного решения: