Рекомендации по созданию и внедрению проекта
1. Проектирование осуществляет команда. При этом появляется возможность применения таких эвристических методов как мозговой штурм, гирлянда ассоциаций, мельница решений и т.д. Это повышает интеллектуальный потенциал разработки, а в дальнейшем происходит распределение обязанностей в группе с последующей кооперацией.
2. Руководитель проекта представляет образцы аналогичных проектов для начинающих исследователей. У последних еще не достаточен опыт создания разработок, например, они не могут оформлять собранный материал. Для них проект кажется достаточно абстрактным, на первых порах необходима конкретика.
3. У проектантов должна быть возможность выбора темы, если речь не идет о специальном социальном заказе. При свободном выборе темы поиск базы, организации происходит после создания разработки, но перед ее внедрением.
4. Руководитель проекта должен сам принимать активное участие в поиске материалов, прописывании документов, инструкций, программ. Он представляет образцы конкретной разработки и в личном плане является примером исследователя.
5. Важно выбрать оптимальные сроки написания проекта. Если писать длительный период, то у участников пропадает мотивация, темп, по отдельным позициям – качество. С другой стороны, проект – это объемный документ, поэтому требуется много сил, времени для его создания. Если разработка готовится в сжатые сроки, то есть вероятность того, что она будет недостаточно подготовлена, следовательно, снизится ее качество.
6. Мощным стимулом в создании документа служит участие проекта в конкурсе, еще лучше если в грантовом. Это определяет качество, ответственность, креативность и другие характеристики проекта, в том числе отношение к работе его создателей.
7. Чтобы разработать эффективный проект, необходимо, чтобы он соответствовал выбранной структуре. Она выбирается в зависимости от целей и возможностей.
8. Защита проекта должна тщательно репетироваться. Важно, чтобы защищающая сторона ответила на большое количество вопросов по теме защиты. Приветствуется стремление спрогнозировать вопросы, которые могут последовать на защите.
9. Повышают процесс внедрения проекта технологии управления. В общем виде процесс внедрения следует осуществлять в соответствии с этапами управления: планированием, организацией, руководством и контролем деятельности. Возможно применение программного управления, научного эксперимента и других технологий.
Тематика проектов
1. Школа химика (факультативный курс).
2. Мы вместе ( взаимодействие студентов и школьников).
3. Baby room (детская комната в общежитии).
4. Клуб встреч для пенсионеров.
5. Компьютерные игры на уроках истории ( факультативный курс).
6. Сад искусств.
7. Школа выживания (летний лагерь под открытым небом).
8. Просветительский центр (научно-популярный лекторий).
9. Издание книги (клуб начинающих литераторов).
10. Интерактивный музей.
11. Детское кафе.
12. Полиглот (центр разговорных языков).
13. Аниматорство на лето (кружок азов компьютерной анимации).
14. Клуб «белая ворона» (объединение оригинальный людей с интересными идеями)
15. Помощь братьям нашим меньшим (акции помощи животным).
16. Милосердие ( организация работы с детьми-инвалидами).
17. Безопасность на дорогах (Флэш моб).
18. Берегите природу ( создание организации юных экологов).
19. Походы по памятным местам г. Глазова.
20. «Мы за ЗОЖ» (создание и работа агитбригады).
21. «Нет наркотикам» (волонтерская организация).
22. Волонтеры против курения.
23. «Антимусор».
24. Клуб «Утренники для пенсионеров».
25. Студия «Юный фотограф».
26. Традиции наших бабушек и дедушек (фольклорное объединение).
27. Самоуправление в школе (учеба актива школьников).
28. Школьная газета объявлений (рекламно-развлекательное издание).
29. Адаптация первокурсников.
30. WI - FET – создание зоны свободного доступа в Интернет в институте.
31. Клуб исторических реконструкций мест военных сражений.
32. Деловой стиль одежды, как фактор воспитания школьников.
33. Избирательная активность студенческих органов самоуправления.
34. Создание отряда волонтеров для работы в детских домах «Верх счастья на вершине доброты».
35. «Урок ХХ1 века»
36. Юный поисковик.
37. Совместная деятельность школьного и студенческого научных обществ.
38. Славные имена на карте города.
39. Лучший староста института 2011 года.
40. Больше чем профессия.
Схема объектов проектирования
База Формы Объединения Соц.заведения Сферы
школы акции центры школы спорт
институты мероприятия клубы сузы музыка
музеи дела кружки вузы история
библиотеки флэшмобы студии больницы культура
дома культуры игры секции военкоматы туризм
дома дружбы спектакли фонды интернаты психология
волонтеры центр «Психолог» социология
факультативы центр «Семья»
научное общ. музеи
лаборатория библиотеки
фокус группа дома культуры
консульт. пункт
дистанц. центр
Конкурс проектов 2013.
При защите проектов должно быть шоу для этого хотя бы использовать интерактивные методы, т.е взаимодействие между участниками, взаимодействие между участниками и зрителями. Однако, взаимодействие должно быть скоротечным, например в начале и в конце защиты, а в основе выступления должна быть теоретическая разработка. Теоретическое изложение должно быть иллюстрировано яркими фотографиями и яркой презентацией. Для этого использовать яркие шаблоны. Для работы со зрителями подготовить простые, но яркие вопросы, на которые должны последовать ответы, которые не требуют длительного размышления т..к. время выступления ограничено, да и пауз в выступлении не должно быть. Например, при защите проектов народного содержания вопросы могут быть следующими, приведите примеры сказок, пословиц и поговорок. При использовании интерактивности выступает вся команда. Это так же усиливает эффект от выступления.
Требования к проектам и недостатки проектирования
Недостатки проектов выявляются исходя из многофункциональности проекта. Образовательный, социальный проект является: а) научной разработкой; б) педагогической технологией; в) методической разработкой; г) технологией управления; д) системой мониторинга педагогических процессов; е) опирается на нормативную базу для осуществления Все приведенные аспекты должны рассматриваться в единстве, т.е. быть интегрированы в единую форму, которая и представляет образовательный проект. Кроме этого проект обладает присущей ему научной структурой начиная от актуальности разработки, заканчивая библиографическим приложениями. При разработке проекта все данные позиции необходимо учитывать. Готовый проект представляет собой научно обоснованную инструкцию по осуществлению основной идеи. В нем представлены последовательные действия, которые находятся во взаимодействии с педагогическим научным аппаратом, содержанием, формами, методами, средствами.
В связи с изложенными положениями недостатки могут быть системными, т.е. следующими.
1. Проект формально является научной разработкой. В нем соблюдена общая структура, которая предполагает изложение научного аппарата. Вместе с тем проект должен опираться на достижения в области педагогики и других смежных дисциплин. Это делается для того, чтобы сама разработка имела научную базу, опиралась на передовой педагогический опыт, исследования в области изучаемой и разрабатываемой проблемы. Любой проект строится на основании изученной литературы и других источников информации, поэтому и в структуру проекта входит библиографический список. Но если в проекте только излагается основная идея, составленная автором актуальность, но нет опоры на исследования других ученых, значит проблема изучена недостаточно, проектант ориентируется только на собственный опыт, но этого недостаточно. Он может разрабатывать уже давно известные истины, которые ему кажутся оригинальными. Кроме того список литературы приводится при этом чисто формально, только для того, чтобы структура проекта соответствовала предъявляемым к нему требованиям. Список литературы должен быть достаточным для того, чтобы информацию использовать во всех элементах проекта. Поэтому в проекте как в реферате, курсовой работе и другой научной работе должно быть не менее 15 источников. Остальное зависит от масштаба данной разработки. Чем значимее проект, тем больше литературы в нем должно быть использовано.
В данном контексте возможен вариант, когда проект создается из курсовой работы. В этом случае он может быть достаточно обстоятельным, т.к. в курсовой работе в теоретической главе анализируется литература по изучаемой проблеме. В ней сравниваются позиции разных ученых, преподносится авторская позиция на решение проблемы. Именно такой подход должен лежать и в основе проекта, как научной разработки. Продолжая тему взаимосвязи курсовой работы и образовательного проекта, отметим то, что курсовая работа содержит и диагностический материал и экспериментальную составляющую в которой теорию следует проверить на практике. Все это перенимается в проектировании. Поэтому в проекте должен быть заложен и научный эксперимент.
В итоге, почему проект является только формальной научной разработкой у некоторых будущих и начинающих педагогов? Потому, что в нем нет анализа основной идеи с позиций других исследователей, которые изложены в педагогических источниках. К недостаткам проекта следует отнести и то, что в нем не прослеживается педагогический эксперимент, который является методом научного исследования.
2. В проекте не заложена технологическая сторона – это существенный недостаток неопытных разработчиков. Проект технологическая разработка. Технология- это определенная последовательность действий (алгоритм), которая приводит к намеченной цели, а в случае выявленных недостатков коррекции запланированных действий. Сама технологичность заложена в структуре проекта. В ней определяются цель и задачи, этапы, программа действий, диагностика результатов. По сути, выделенная структура и является технологией. Казалось бы, разработчикам следует только придерживаться данной структуры, и автоматически будет удовлетворяться требование технологичности проекта. В этом случае выполняются только формальные требования. Проект обладает большими возможностями для того, чтобы реализатор мог шаг за шагом приближаться к выполнению заданной цели.
Разберем положительные примеры. В проекте «Школьный лечебно-физкультурный кабинет» показано как организовать данный кабинет, в котором будет проводиться лечебная физкультура, гимнастика для глаз.
Уже при изложении основной идеи проекта студенткой представлены варианты размеров кабинета, необходимое оборудование для кабинета, нормативная документация необходимая для создания кабинета ЛФК, должностные обязанности инструкторов-методистов кабинета, характеристики комплексов упражнений. Все расписано по этапам, приводится характеристика мероприятий. В приложениях более подробные комплексы мероприятий нашли отражение в полном объеме. Имея такой проект можно последовательно достичь цели начиная с разработки помещения, перейдя к оснащению его оборудованием, далее выбору персонала для работы с детьми, его подготовки к работе, набору детей и проведению лечебно-физкультурных мероприятий. Данный проект обладает высокой технологичностью потому, что в нем все действия подробно описаны. По этой причине он достаточно объемный (более 30 страниц). Это косвенный показатель технологичности. Вместе с тем возможности углубить содержание проекта с увеличением его объема (количества страниц) увеличиваются. Важно, чтобы и содержание не было излишним, повторяющимся и т.д.
Еще один пример технологичного проекта «Сокращение численности бездомных животных методом финансирования приюта «Верные друзья» города Глазова. Этот бизнес-проект проект имеет высокую социальную значимость. В нем представлено техническое обоснование капитального ремонта приюта, описаны условия для содержания животных, т.е. помещения для животных, а далее по каждому виду помещении представлены сметы, а так же затраты на лечение животных. Все действия, мероприятия прописаны очень четко и последовательно. Имея такой план, легко представить каким должно быть жилье для животных, как его построить или отремонтировать, какие для этого потребуются средства, как приют может сам зарабатывать деньги, какова должна быть помощь территориальной администрации, каковы обязанности волонтеров и т.д.
Еще раз отметим, что технологичность проекта достигается созданием четкой последовательности действий и мероприятий, а так же понятным описанием представленных действий и мероприятий. Мы считаем, что такая технологичность должна проходить красной линией по всему проекту, не только заложена в программе и в этапах осуществления проекта.
3. В проектах может быть в недостаточной степени представлена методическая разработка. Реализаторы в любом случае будут создавать рекомендации, положения, условия, сценарии мероприятий, потому что без обработки и оформления информации не обойтись на заключительном этапе проектирования. Вместе с тем целесообразнее заранее подготовить методическую базу проекта. Она будет свидетельствовать об основательности материала. Механизмы реализации представляют условия, выполнение которых позволит проект сделать более эффективным. Они могут разрабатываться на основании анализа других проектов, анализа источников по проблеме, собственного опыта разработчика. Без учета внутренних и внешних ресурсов проект может либо более длительный период проходить реализацию, в силу неучтенных обстоятельств, либо потребуются дополнительные интеллектуальные ресурсы, что может выразиться в дополнительных временных или материальных затратах. Такова может быть цена за недостаточную методическую разработанность проекта.
В методическое оснащение входит и программа мероприятий по реализации проекта. Она должна быть хорошо просчитана на длительный период. В некачественных проектах она имеет схематический и неразвернутый характер. Записана в виде коротких предложений по которым приходится только догадываться, что означает данное действие, на кого или на чего оно направлено, кто ответственный за проведение мероприятия и т.д. Далее целесообразно каждое мероприятие кратко описать. Это может быть общая характеристика мероприятия или излагаться план мероприятия и т.д. Такое описание делает программу полной, позволяет реализаторам иметь представление о том, что следует проводить, на что следует обратить внимание и для того, чтобы придерживаться общего замысла проекта. Однако, краткое описание мероприятий, событий, акций, действий не будет удовлетворять требованию полноты. Вместе с тем, для того, чтобы четко прослеживалась структура проекта, следует все дополнительные материалы, которые связаны с программой реализации целесообразно разместить в приложения. Такими методическими материалами являются сценарии и конспекты отмеченных в программе мероприятий. Так же можно представить в приложениях и положения о проведении различных конкурсов, массовых мероприятий, фестивалей и т.д.
К косвенным показателем методической разработанности проекта относится объем проекта, т.к. подробное описание условий реализации, рекомендаций по осуществлению проекта, сценариев, конспектов, положений и т.д. требует дополнительного объема. Важно, чтобы, имея проект по интересующей проблеме, реализаторы могли иметь и материал по которому они будут на практике достигать поставленной цели с помощью различных действий.
В качестве примера не достаточного методического обеспечения приведем пример проекта «Празднично-игровая программа «Мы вместе». В ней ставится цель формирование толерантности у детей младшего школьного возраста. Вместе с тем приводится не система мероприятий, условий, механизмов, рекомендаций по данной проблеме, а разрабатывается только один сценарий праздника «Страна огней», в которой представлены культура, традиции, обычаи азербайджанского народа в сравнении с культурой русского народа. Для проекта одного сценария мероприятия недостаточно. В нем должно быть заложено более глубокое содержание, которое и раскрывается через множество мероприятий. Вместе с тем следует отметить, что в данном проекте одна праздничная программа описана достаточно подробно, главным образом сценарий праздника, но формирование этнотолерантности достаточно длительный процесс и тут необходима система мероприятий.
Недостаточное методическое обеспечение мы видим и в проекте «Неделя робототехники». В нем присутствует оригинальная идея, прописан научный аппарат, но перечислены только тематика собраний учащихся для выполнения поставленных задач, например «Подготовка поля для выполнения миссий», но не показано содержание данного мероприятия, его особенности, проблемы, материалы, т.е условия и т.д. Аналогично во всех собраниях по предварительной подготовке недели робототехники, например «Миссии запуска ветровой турбины».
На наш взгляд, методическую составляющую проекта следует группировать в проекте в компактный блок, в котором представлен список мероприятий, дано краткое описание каждого мероприятия, определены механизмы реализации проекта и условия в которых он реализуется, даны методические рекомендации по его осуществлению.
4. В проектах недостаточно прописаны механизмы управления. Под управлением мы понимает систему взаимодействий между управляющей и управляемой подсистемами для достижения поставленной цели. Функциями управления являются планирование, организация, руководство и контроль деятельности. Именно эти функции должны быть прописаны в проекте. Сама структура данного документа содержит данные функции, но мастерство проектировщика состоит в том, чтобы суметь их выделить. И наоборот, формальное выполнение проектирования приводит к тому, что управленческая составляющая проекта нивелируется. Отсутствие программы, или краткая неполная программа приводит к тому, что изменяется в худшую сторону этап планирования. В программе следует подробно описывать мероприятия, ответственные, сроки выполнения, отметку о выполнении, материальные ресурсы для выполнения мероприятия. Выполнение данного условия не является трудным, но является очень важным. В программе заложен и этап организации деятельности, т.к. в нем прописаны ответственные за выполнение того или иного мероприятия. Вместе с тем, данная графа обычно записывается кратко в виде фамилии и должности исполнителя. Для устранения недостатка целесообразно включить в проект функциональные обязанности исполнителей, т.е. участников проекта. Они обычно указываются в паспорте проекта, или в информационной карте проекта. Понятно, что обязанности следует записать с акцентом на выполнение проекта и прочие функциональные обязанности либо не записывать, либо записать их кратко. В данном случае обязанности можно обсудить с участниками проекта, для того, чтобы они четко их представляли и познакомить их не только в устной форме, но и в письменной. Помимо распределения обязанностей в проекте (программе реализации) должны быть прописаны организационные мероприятия, на которых бы действия всех участников кооперировались. Организационными формами являются собрания, совещания, планерки, конференции и.д. На них обсуждаются текущие проблемы, связанные с реализацией проекта и могут подводиться итоги за определенные сроки реализации проекта.
В связи с этим в проектах не прописываются: 1) должностные обязанности участников проекта, 2) организационные мероприятия по реализации проекта. Это снижает управляемость.
Функция руководства достаточно трудна для прописывания ее в проекте. Она подразумевает методы стимулирования участников проекта и качества, компетенции руководителей проекта. Если компетентность руководителя может не прописывать в проекте, например действия показывающие личностный рост руководителя, то стимулирование участников, создание благоприятной атмосферы при реализации проекта должны быть отражены в разработке. Мероприятия по улучшению условий, взаимоотношений целесообразно зафиксировать в программе проекта. Обычно мероприятия отмечаются в хронологическом порядке с начала реализации проекта и до его завершения. Целесообразно программу составить по разделам, тогда в нее можно включить целый раздел по педагогическому менеджменту проектирования.
Методы стимулирования участников проекта могут быть записаны в раздел управления программы. Равносильно этому можно включить методы стимулирования в в пункт механизмы реализации проекта, т.к. они будут способствовать активизации участников проекта. Стимулирование может быть моральным и материальным. Если проект хорошо финансируемый, то для стимулирования следует выделить отдельные средства. Если проект волонтерский, то участников следует поощрять грамотами, статусностью, благодарностями, да в целом целенаправленная совместная деятельность стимулирует работу участников группы. Все это должно быть отмечено в проекте. В целом все предусмотреть нельзя, поэтому в ходе создания и реализации могут появиться новые дополнения в том числе и по мерам стимулирования.
И наконец, в проекте должна быть заложена функция контроля деятельности. При осуществлении функции контроля собирается информация для принятия управленческого решения. Для того, что бы собрать информацию необходимо использовать эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседа, эксперимент. Руководствуясь принципом научности в проектировании, мы уже отмечали данные методы научного исследования. Повторим, что для методов исследования, готовых методик должно быть представлено место в проекте. По логике они могут стоять рядом с методами реализации проекта или после заявления основного замысла проекта, краткого изложения теоретического материала. Для того, чтобы не загружать проект информацией, в нем достаточно прописать название диагностики, ее авторство и предназначение. Сама диагностика может занимать много места, например вопросники, состоящие из 100 вопросов и затем оценка результатов, характеристики и т.д., поэтому целесообразно их разместить в приложении как это делают в курсовых и выпускных квалифицированных работах. При реализации проекта у рабочей группы должен быть готовый материал, с помощью которого будет собираться информация для принятия управленческого решения. Методы и методики исследования помогут выявить недостатки внедрения. Это действие так же является функцией контроля. После того как выявляются недостатки и причины их вызвавшие следует организовать усилия участников по переделыванию, улучшению качества деятельности в рамках данной разработки, т.е. коррекцию деятельности.
Управление финансовой деятельностью проекта осуществляется через составление сметы, финансовые риски и пути их преодоления. Об этом элементе должен пойти отдельный разговор.
Развитие проекта.В процессе проектирования замысел разработки может измениться. В некоторых случаях новые смыслы появляются на заключительном, рефлексивном этапе. Происходит изменение, коррекция проекта в силу того, что открываются новые возможности, идеи, выявляются недостатки. Это отмечают такие ученые как В.С.Лазарев, М.М.Поташник. Создателям проекта важно увидеть новые возможности, которые открываются в проектной деятельности. Фактически разрабатываются два или несколько проектов, которые объединены и дополняют друг друга. Масштабные проекты так же состоят из нескольких направлений и каждое направление можно рассматривать как отдельный проект.
Приведем некоторые примеры, которые иллюстрируют данное положение. В разработке «Хандмэйд клаб» или кружок рукоделия главная идея состоит в том, что группой энтузиастов создается на базе образовательной организации кружок, в котором все желающие могут научиться различным техникам изготовления изделий, сувениров из бумаги и других подручных материалов. Это могут быть батик, топиарий, бисероплетение и пр. Проводится около десяти различных модулей, что позволяет обменяться навыками, умениями и изготовить сувенирную продукцию, провести выставку. На этом проект можно завершить, но он получает дальнейшее развитие, состоящее в том, что группа участников кружка совместно с активом пенсионеров проводит занятия с многочисленной группой пожилых людей, которые так же увлекаются рукоделием. Проводится 5-7 модулей занятий, на которых так же происходит обмен опытом между молодым пожилым поколением людей, организуется интересный досуг для пенсионеров. Данный пример демонстрирует появление новой идеи, направления деятельности, нового содержания. Проект обогащается, становится более социально значимым, привлекательным для реализации.
По аналогии можно развить пример разработки «Студия звука». Первоначальная идея состояла в том, чтобы организовать для детей десять занятий по приобретению навыков обработки звука в аудиоредакторе «Audiocity». Далее данный проект предлагается объединить с проектом «Физика своими руками» в котором есть несколько занятий, посвященных изготовлению простейших звуковых и световых устройств, которые могут изготовить учащиеся, начинающие изучение курса физики. Отметим такие занятия как изготовление стробоскопа, индикатор звука и т.д. Повышаются возможности для работы со звуком не только с помощью компьютерной программы, но и с помощью создания электронных радио устройств. Проект от этого становится более весомым, объединяет знания учащихся по физике и по информатике, способствует развитию трудовых навыков. Данные примеры показывают как можно изменить проект в лучшую сторону с помощью творческих поисков по усовершенствованию разработки и применяя интерактивный метод гирлянды ассоциаций для выбора различных вариантов развития проекта.
Развитие проекта может осуществляться и в контексте расширения от одного мероприятия, одной акции к целому направлению деятельности. Логично было бы разрабатывать программу дедуктивно, но иногда мероприятия бывают на столько яркими и интересными, что начинать проект выгодно с них. Далее представлять систему мероприятий, которая логически связана с главным делом. Убедительным примером такого подхода является разработка «Весенние первоцветы к Дню Победы». Важное мероприятие по посадке школьниками луковичных культур (нарциссов, тюльпанов) у памятников, посвященных героизму советского народа в годы Великой Отечественной Войны, уходу и охране памятников далее перерастает в систему работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Изучение истории страны в данный период, встречи с участниками локальных войн, помощь ветеранам Великой Отечественной Войны, вахты памяти, проведение тематических линеек, посвященных памятным датам истории страны и т.д.
Поиск интересных, запоминающихся мероприятий может происходить на педагогических сайтах в Интернете, на которых публикуются методические разработки учителей. Важно увидеть оригинальную идею. Она может быть незначительной для одного проекта, но она придаст импульс для более масштабной разработки.