Можно ли расширить рабочий диапазон частот магнитофона и если можно — то как?

Рабочий диапазон частот магнитофона ограничивается параметрами используемых магнитных головок (блоков головок) и магнитной ленты, коэф­фициентом усиления корректирующего усилителя и зависит от скорости дви­жения ленты.

Можно ли расширить рабочий диапазон частот магнитофона и если можно — то как? - student2.ru

Рис. 22. Схема корректирующего усилителя магнитофона «Яуза-207», измеренная под постоянные времени T1=50 и 90 мкс и Т2 = 3180 мкс

Если в катушечном магнитофоне при скоростях ленты 19,05 и 9,53 см/с несколько расширить рабочий диапазон в области верхних частот не составляет большого труда, то в кассетном магнитофоне это достижимо только при ис­пользовании магнитных лент и головок с соответствующими характеристиками (см. с. 10). Что касается расширения рабочего диапазона в области нижних частот, то это зависит от усилительных свойств корректирующего усилителя и может решаться в каждом конкретном случае отдельно. Чтобы был понятен смысл таких изменений, рассмотрим наиболее распространенную схему цепей коррекции (рис. 22) и влияние ее элементов на АЧХ корректирующего усили­теля. Здесь элементы коррекции включены в цепь ООС, напряжение которой снимается с эмиттера транзистора VT3 и подается на эмиттер транзистора VT1, причем резистор R3 является сопротивлением нагрузки цепи ООС. Формирование участка кривой 5 — 5 (см. рис. 11) производится цепочкой C7R10 при скорости 19,05 см/с (т1 = 50 мс) и цепочкой C7R10R11 при скорости 9,53 см/с (тl = 90 мс). Формирование участка кривой 6 — 6 (та=3180 мс) осуществляется цепочкой C7R9. Наконец, подъем АЧХ в области верхних частот (участок 0 — 6, 7) производится последовательным контуром L1C9R12, включенным па­раллельно R3 и работающем при скорости ленты 19,05 см/с. При переходе на скорость 9,53 см/с параллельно С9 включается конденсатор С8, снижая частоту настройки контура. Резистором R12 ,(ЩЗ) регулируют подъем АЧХ на верхних частотах, компенсируя частотные и щелевые потери.

Чтобы расширить рабочий диапазон в области верхних частот, в приведен­ной схеме коррекции достаточно перестроить катушку L1 на более высокую рабочую частоту и уменьшить сопротивление резистора R12. Этим будет уста­новлен новый подъем АЧХ на крайней верхней рабочей частоте. В том случае когда индуктивность катушки L1 не регулируется, приходится уменьшать ем­кость .конденсатора С9, что затрудняет точную настройку контура на требуемую частоту. Можно еще воспользоваться включением параллельно ГВ конденса­тора, подобрав его емкость таким образом, чтобы резонанс контура, образо­ванного индуктивностью ГВ и емкостью введенного конденсатора, лежал за границей рабочего диапазона. Например, когда верхняя рабочая частота состав­ляет 20 кГц, резонанс контура должен лежать в полосе частот 25 — 30 кГц. При использовании такого способа конденсатор в режиме записи должен от­ключаться.

Для расширения рабочего диапазона в области нижних частот следует уменьшить емкость конденсатора С7. Но это, во-первых, вызовет необходимость изменить сопротивления резисторов R9 — R11 и, во-вторых, приведет к увели­чению глубины ООС, что, в свою очередь, вызовет уменьшение коэффициента усиления корректирующего усилителя. И если усилитель запасом по усилению не обладает, восстановить коэффициент усиления будет трудно.

Следует напомнить, что расширять рабочий диапазон в области верхнил частот путем уменьшения тока подмагничивания ни в коем случае нельзя, так как это неизбежно вызовет увеличение коэффициента гармоник.

В чем различие между автостопами катушечного и кассетного магни­тофонов и как работает автостоп кассетного магнитофона?

В работе автостопа катушечного магнитофона обязательное участие принимает магнитная лента, а сам автостоп может быть механическим или электрическим. В кассетном магнитофоне доступ к ленте практически невозмо­жен, и автостоп приходится строить только электрическим, используя в каче­стве датчика .какие-либо вращающиеся детали ЛПМ. Одна из схем для кассет­ного магнитофона «Весна-201 -стерео» показана на рис. 23.

Можно ли расширить рабочий диапазон частот магнитофона и если можно — то как? - student2.ru

Рис. 23. Схема автостопа кассетного магнитофона

Система автостопа кассетного магнитофона включает в себя неподвижную контактную плату КП, изготовленную из фольгированного стеклотекстолита с износостойким покрытием и приклеенную к шасси под приемным узлом сколь­зящего пружинного контакта ПК, который закреплен на нижнем торце прием­ного узла и соприкасается с контактной платой электрической схемы, смонтиро­ванной на печатной плате, и выключателя В1, отключающего автостоп при нажиме на клавишу временного останова движения ленты.

При включении магнитофона в любой режим работы через контакты дат­чика периодически (частота определяется вращением приемного узла) подается постоянное напряжение на конденсатор C2, который разряжается через резисторы R2 и R3. Пульсирующее напряжение выпрямляется диодом VD1 и по­ступает на конденсатор СЗ, заряжая его. При остановке приемного узла кон­денсатор СЗ начинает разряжаться и на базе транзистора VT1 появляется напряжение, запирающее его, что приводит к увеличению сопротивления участ-ка коллектор — эмиттер транзистора VT1 и появлению отпирающего напряжения на базе VT2. Сопротивление его участка коллектор — эмиттер падает, шунтируя стабилитрон VD.2; в результате напряжение «а эмиттере транзистора VT3 умень­шается и электродвигатель Ml останавливается.

Автостоп, схема которого приведена, иа рис. 23, предназначен для магнито-фонов, у которых положительное напряжение источника литания подается на общий провод («землю»). Однако в современных магнитофонах, построенных на кремниевых транзисторах, с общим проводом обычно соединен отрицатель­ный вывод источника питания. Измененная для этого случая схема автостопа, аналогичная предыдущей, показана на рис. 24, а.

Можно ли расширить рабочий диапазон частот магнитофона и если можно — то как? - student2.ru

Рис. 24. Варианты схем автостопов кассетного магнитофона

Более совершенная схема автостопа приведена на рис. 24,6. От ранее рас­смотренных автостоп отличается наличием на входе фильтра R1R2C1C2, умень­шающего помехи от контактов датчика, введением ключевых транзисторов VT1 и VT2, триггера на транзисторах VT4 и VT5 и усилителя мощности на состав­ном транзисторе VT6 и VT7. Работает автостоп так.

При остановке приемного узла ЛПМ прекращается подача управляющим датчиком напряжения подзарядки конденсатора СЗ, что приводит к появлению запирающего напряжения на транзисторах VT1 и VT2, увеличению напряжения на конденсаторе О5 и, как следствие, к формированию напряжения запуска триггера, выполняющего функцию электронного реле. Для стабилизации напря­жения срабатывания триггера использован транзистор VT3 в диодном вклю­чении.

Управляющий сигнал с выхода триггера подается на усилитель мощности, в результате включается электромагнит ЭМ. Последний механически связан с -ЛПМ, переводя его при срабатывании в режим «Останов». В этом существен­ное отличие данного автостопа от других, так как использование электромаг­нита позволяет перевести ЛПМ в режим «Останов» с одновременным отклю­чением от магнитофона источника питания.

Схема еще одного автостопа, не требующего специального датчика, пока­зана на рис. 24,0. Работой этого автостопа управляет воспроизводимый сигнал. Сигнал, полученный от фонограммы и поданный на разъем X1, усиливается транзистором VT1, выпрямляется диодами VD1 и VD2, включенными по удвоения напряжения, и поступает на конденсатор СЗ, заряжая его. Пр» достижении на этом конденсаторе определенного напряжения открывается со­ставной транзистор VT2, VT3 и включается реле КА1, которое своими контак­тами КА1.1 блокирует кнопку SB. После прекращения действия сигнала на-. входе автостопа конденсатор СЗ начинает разряжаться через обратное сопро­тивление диодов VD1, VD2 и эмиттерные переходы транзисторов VT2, VT3. В результате транзисторы VT2 и VT3 закрываются, реле КА1 обесточивается,, его контакты КА1.1 размыкаются, отключая магнитофон и автостоп от источника питания.

Вход автостопа (разъем X1) подключают к линейному выходу магнитофона или к выходу УУ, а сам автостоп включают в разрыв провода от источника питания. При работе с таким автостопом .сначала включают магнитофон в режим «Воспроизведение» и нажимают кнопку SB, переводя магнитофон на рабочий ход. Через 3 — 5 с (время зависит от характера фонограммы) сраба­тывает реле, после чего кнопку можно отпустить. По окончании звучания фонограммы разряд конденсатора СЗ до напряжения отпускания реле КА1 проис­ходит за 30 — 90 с, чего вполне достаточно для предотвращения ложных сра­батываний автостопа в паузах между отдельными записями. В автостопе может быть использовано реле типа РЭС-10 (паспорт РС4.524.303) «ли РЭС-15 (пас­порт РС4.591.003). Четкое срабатывание реле регулируют подбором сопротив­ления резистора R3.

Работой автостопа, схема которого показана на рис. 24,г, управляет ... электродвигатель. Известно, что ток через коллекторный электродвигатель пос­тоянного тока имеет пульсации, связанные с работой щеточно-коллекторного узла. Эти пульсации и используются для управления схемой автостопа. При включении на рабочий ход пульсации со щеточно-коллекторного узла, электро­двигателя через конденсатор СЗ поступают на вход усилителя, выполненного на транзисторе VT3. Усиленный им сигнал выпрямляется диодами VD1 и VD2, включенными по схеме удвоения напряжения, и поступает на базу транзистора VT2, который при этом открывается и, следовательно, открывает транзистор VT1, что обеспечивает нормальное питание электродвигателя Ml. При тормо­жении электродвигателя частота пульсаций уменьшается, а при остановке они полностью прекращаются, что вызывает закрывание транзисторов VT1, VT2, и источник питания оказывается отключенным от электродвигателя. Для приве­дения устройства в исходное состояние мужно выключить, а затем снова вклю­чить питание магнитофона. Чувствительность устройства, при которой проис­ходит срабатывание автостопа, регулируют подстроечным резистором R3.

Наши рекомендации