Двигатели для магистральных самолетов
В категории двигателей для узкофюзеляжных магистральных самолетов конкурируют два совместных предприятия – CFM International и International Aero Engines (IAE).
Компания CFM International является эксклюзивным поставщиком двигателей для силовых установок самолетов семейства B737/B737NG и ведет жесткую конкурентную борьбу с IAE за поставки двигателей для силовых установок самолетов семейства А320. По состоянию на 1 мая 2009 г. в эксплуатации находилось ~4633 самолета семейства В737/ B737NG и ~3644 самолета семейства А320. Доля двигателей компании CFM International в силовых установках самолетов семейства А320 составляла ~58%, по парку B737/B737NG и А320 – ~82%, а по всему парку узкофюзеляжных самолетов ~63% (рис. 1.).
Рис. 1. Заказы двигателей для силовых установок самолетов семейств А320 [4]
В середине июля 2010 г. CFM International поставила заказчикам 21000-й двигатель семейства CFM56. Годовые поставки этого семейства занимают лидирующее положение среди поставок всей номенклатуры двигателей General Electric (рис. 2.) [4].
Рис. 2. Распределение двигателей по производителям в действующем парке магистральных самолетов [4]
В связи с тем, что компании Boeing и Airbus сдвинули срок замены самолетов семейств В737 и А320 на середину 2020-х годов, двигатели семейства CFM56 будут эксплуатироваться еще долгое время.
Семейство ТРДД CFM56
Семейство ТРДД CFM56 включает шесть двигателей в диапазоне взлетной тяги P = 82…151 кН, каждый из которых имеет ряд модификаций (общее число модификаций – 27). В настоящее время осуществляется серийный выпуск трех двигателей этого семейства – CFM56-5B для семейства узкофюзеляжных самолетов А320 компании Airbus, CFM56-7B для семейства узкофюзеляжных самолетов B737NG компании Boeing и CFM56-5C для широкофюзеляжного самолета А340-200/-300 компании Airbus.
Двигатели CFM International отличаются высоким уровнем параметров рабочего процесса, долговечностью, надежностью и доступностью. Эти качества обеспечиваются высокой преемственностью конструкторских решений, большой наработкой двигателей, постоянным совершенствованием узлов и систем на основе отработанных технологий.
На конец августа 2010 г. компания поставила более 21100 двигателей семейства CFM56, из которых 17317 двигателей были установлены на самолетах семейств А320 (CFM56-5A – 1191 двигатель и CFM56-5B – 4348 двигателей) и B737/B737NG (CFM56-3 – 4496 двигателей и CFM56-7B – 7282 двигателя).
Создание новых технологий играет ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности двигателей этого семейства. Для этого компании, образовавшие CFM International, принимают активное участие в специальных программах разработки новых технологий, финансирование которых осуществляется, за счет как бюджетных, так и собственных средств.
По отдельным моделям лидером по заказам является ТРДД CFM56-7В, за которым следуют ТРДД V2500, CFM56-5B, GEnx и TrentXWB, т.е. на долю пяти моделей двигателей приходится ~80% заказов (рис. 3.).
Рис. 3. Доли заказов на модели двигателей в общих заказах (по состоянию на 31 декабря 2008 г.) [4]