Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах

Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах, на складах портов, прирельсовых заводах строительной индустрии являются экскаваторы и ковшовые погрузчики, а перевозка данных грузов выполняется автомобилями самосвалами или саморазгружающимися автопоездами.

Для организации высокопроизводительной работы автомобилей самосвалов с этими ПРМ необходимо выполнить следующие условия:

ü правильно выбрать модель экскаватора (ковшового погрузчика) для совместной работы с автомобилями-самосвалами;

ü рассчитать необходимое количество автомобилей-самосвалов и ПРМ для выполнения заданного объема работ по перевозкам навалочных грузов;

ü согласовать работу ПРМ и самосвалов, так что бы она была бесперебойной.

Выбор модели экскаватора (ковшового погрузчика) и расчет их количества осуществляется по следующей методике:

1. Поиск соотношения между вместимостью ковша ПРМ и емкостью кузова автомобиля-самосвала, которое оценивается количеством ковшей, загружаемых в автомобиль

Для обеспечения нормальной совместной работы ПРМ и автомобиля-самосвала количество ковшей Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru , загружаемых в автомобиль-самосвал, находится в диапазоне от 3 до 6. При Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru ˂3 происходит увеличение динамических нагрузок на ходовую часть и шасси автомобиля, особенно при погрузке крупнокусковых грузов. При Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru ˃6 происходит неоправданный рост простоя автомобилей под погрузкой.

2. Выбор модели экскаватора на основании расчетов необходимой емкости ковша экскаватора, обеспечивающей погрузку кузова автомобиля до номинальной грузоподъемности.

Количество груза, вмещаемого в кузов автомобиля рассчитывается:

Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru т (5.1)

где Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru – номинальная грузоподъемность автомобиля, т (исходные данные приведены в табл. 5.4);

Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru – объемная масса груза, т/м3 (табл. 5.1).

Таблица 5.1 − Значения объемной массы Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru и коэффициента заполнения ковша Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru для некоторых грузов

Груз Объемная масса груза, Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru т/м3 Коэффициент заполнения ковша, Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru
Галька 1,47 – 1,7 0,65 – 0,85
Глина 1,8 – 2,2 0,5 – 0,75
Гравий 1,5 – 2 0,55 – 0,75
Грунт 1,1 – 1,6 0,6 – 1,1
Песок 1,23 – 1,9 0,55 – 0,95
Уголь 0,63 – 0,95 0,9 – 1,2
Шлак 0,6 – 1 0,8 – 1
Щебень 1,32 – 2 0,5 – 0,65
Бутовый камень 1,6 – 2 0,5 – 0,75
Булыжники 2,1 0,5 – 0,75


Необходимая емкость ковша экскаватора определяется по формуле:

Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru м3 (5.2)

где Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru – коэффициент наполнения ковша экскаватора (табл. 5.1).

Коэффициент заполнения ковша – это соотношение объема груза, фактически размещенного в ковше, к геометрическому объему ковша. Значения коэффициента могут быть как больше, так и меньше единицы, в последнем случае груз заполняет ковш «с шапкой» (при зачерпывании тяжелых кусковых и влажных грузов) и зависит от конструктивных особенностей ПРМ, размеров и формы ковша, физико-химических свойств груза, квалификации машиниста.

На основании расчета емкости ковша выбирается модель экскаватора по табл. 5.2.

Таблица 5.2 − Характеристики экскаваторов

Модель экскаватора Вместимость ковша Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru , м3 Время цикла работы Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru , с
ЭКГ-2у 2,0 26,5
ЭО-4121 0,65 23,5
ЭО-5122 1,0 24,0
ЭО-6121 4,0/3,2* 22,0
ЭО-7163 2,5 32,0
ЭО-3211 0,4 19,0
ЭО-2621А 0,3 15,0
Э-1251Б 1,5 23,0
Э-1252Б 1,2 32,0
ЭКГ-4,6Б 4,6 28,0
ЭКГ-6,3ус 6,3 30,0
ЭО-3222А 0,5 19,5

3. Проверка соотношение между фактическим и нормированным временем под погрузкой одного автомобиля-самосвала

Время погрузки автомобиля-самосвала зависит от эксплуатационной производительности экскаватора, которая рассчитывается по формуле:

Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru т/ч (5.3)

где Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru – вместимость ковша выбранного экскаватора (табл. 5.2);

Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru – время цикла работы экскаватора, т (табл. 5.2);

Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru – коэффициент использования экскаватора по времени, Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru .

Время погрузки автомобиля самосвала определяется:

Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru ч (5.4)

где Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru – статический коэффициент использования грузоподъемности автомобиля-самосвала, который определяется при совместной работе с экскаватором:

Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru (5.5)

Рассчитанное время погрузки автомобиля самосвала Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru сравнивается с нормой простоя под погрузкой Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru (табл. 5.3).

Таблица 5.3 − Нормы простоя автомобиля-самосвала под погрузкой навалочных грузов, включая вязкие и полувязкие

Грузоподъемность самосвала, т Норма простоя под погрузкой Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru , мин
До 7 (включительно)
Свыше 7 до 10
Свыше 10 до 15
Свыше 15 до 20
Свыше 20

Необходимо соблюдение условия Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ruТеоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru , что свидетельствует о том, что ПРМ выбрано верно. В противном случае необходимо выбрать другое количество ковшей Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru , загружаемых в самосвал, подобрать другую модель экскаватора и соответственно выполнить проверку заново.

4. Определение необходимого количества самосвалов, обслуживающих суточный грузопоток:

Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru шт (5.6)

Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru – суточный объем грузопотока, т/сут (исходные данные табл. 5.5);

Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru – коэффициент неравномерности прибытия автомобилей, Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru ;

Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru – количество смен в сутки (см. задание п.3);

Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru – производительность автомобиля-самосвала за смену:

Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru т/см (5.7)

где Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru - время смены, Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru ч;

Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru – время ездки автомобиля определяется:

Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru , ч (5.8)

где Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru – длина ездки с грузом, км (исходные данные табл. 5.5);

Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru – техническая скорость автомобиля, км/ч (исходные данные табл. 5.5);

Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru – коэффициент использования пробега за ездку, при обратном холостом пробеге автомобиля-самосвала Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru ;

Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru – нормируемое время простоя под разгрузкой, ч (табл. 5.4).

Таблица 5.4 − Нормы простоя автомобиля-самосвала под разгрузкой навалочных грузов, включая вязкие и полувязкие

Грузоподъемность самосвала, т Норма простоя под разгрузкой Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru , мин
Свыше 1,5 до 2,5 (включительно)
Свыше 2,5 до 4,0
Свыше 4,0 до 10,0
Свыше 7 до 20
Свыше 10 до 15
Свыше 15 до 20

5. Определение количества экскаваторов, необходимых для выполнения суточного объема работ по формуле:

Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru шт (5.9)

Учитывая, что простой самосвалов под грузовыми операциями ограничен, следует проверить, обеспечит ли расчетное количество ПРМ своевременную обработку подвижного состава. Количество ПРМ должно удовлетворять следующему неравенству:

Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru (5.10)

где Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru – количество экскаваторов, необходимых для обеспечения бесперебойной работы системы «экскаватор – автомобили-самосвалы»:

Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru шт (5.11)

Задание

1. Выбрать тип экскаватора для переработки заданного грузопотока при работе с автомобилями-самосвалами.

2. Рассчитать количество ПРМ (экскаваторов) и автомобилей-самосвалов, достаточного для переработки суточного грузопотока.

3. Количество смен принять равным 2 – для четных вариантов, 1 – для нечетных вариантов.

4. Сделать вывод.

5. Исходные данные к работе приведены в табл. 5.5.

Таблица 5.5 − Исходные данные к практической работе № 5

№ варианта Груз Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru , т Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru , км Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru , км/ч Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах - student2.ru , т
Галька 5,25
Глина 5,5
Гравий 5,8
Грунт
Песок
Уголь
Шлак
Щебень 3,55
Бутовый камень 3,2
Булыжники 2,4
Галька 2,25
Глина 12,7
Гравий
Грунт
Песок 9,5
Уголь

Продолжение табл. 5.5

Шлак
Щебень
Бутовый камень
Булыжники 14,5
Галька
Глина 18,5
Гравий 12,5
Грунт 12,7
Песок
Уголь
Шлак 5,5
Щебень 5,8
Бутовый камень
Булыжники
Галька 3,55
Глина 3,2
Гравий 9,5
Грунт 14,5
Песок 12,5

Практическая работа № 6.
КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ (КМ И А ПРР)

Цель: научиться разрабатывать схемы КМ и А ПРР с заданным грузом.

Наши рекомендации