Теоретические положения. Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах
Основным средством механизированной погрузки навалочных грузов в карьерах, на складах портов, прирельсовых заводах строительной индустрии являются экскаваторы и ковшовые погрузчики, а перевозка данных грузов выполняется автомобилями самосвалами или саморазгружающимися автопоездами.
Для организации высокопроизводительной работы автомобилей самосвалов с этими ПРМ необходимо выполнить следующие условия:
ü правильно выбрать модель экскаватора (ковшового погрузчика) для совместной работы с автомобилями-самосвалами;
ü рассчитать необходимое количество автомобилей-самосвалов и ПРМ для выполнения заданного объема работ по перевозкам навалочных грузов;
ü согласовать работу ПРМ и самосвалов, так что бы она была бесперебойной.
Выбор модели экскаватора (ковшового погрузчика) и расчет их количества осуществляется по следующей методике:
1. Поиск соотношения между вместимостью ковша ПРМ и емкостью кузова автомобиля-самосвала, которое оценивается количеством ковшей, загружаемых в автомобиль
Для обеспечения нормальной совместной работы ПРМ и автомобиля-самосвала количество ковшей , загружаемых в автомобиль-самосвал, находится в диапазоне от 3 до 6. При ˂3 происходит увеличение динамических нагрузок на ходовую часть и шасси автомобиля, особенно при погрузке крупнокусковых грузов. При ˃6 происходит неоправданный рост простоя автомобилей под погрузкой.
2. Выбор модели экскаватора на основании расчетов необходимой емкости ковша экскаватора, обеспечивающей погрузку кузова автомобиля до номинальной грузоподъемности.
Количество груза, вмещаемого в кузов автомобиля рассчитывается:
т (5.1)
где – номинальная грузоподъемность автомобиля, т (исходные данные приведены в табл. 5.4);
– объемная масса груза, т/м3 (табл. 5.1).
Таблица 5.1 − Значения объемной массы и коэффициента заполнения ковша для некоторых грузов
Груз | Объемная масса груза, т/м3 | Коэффициент заполнения ковша, |
Галька | 1,47 – 1,7 | 0,65 – 0,85 |
Глина | 1,8 – 2,2 | 0,5 – 0,75 |
Гравий | 1,5 – 2 | 0,55 – 0,75 |
Грунт | 1,1 – 1,6 | 0,6 – 1,1 |
Песок | 1,23 – 1,9 | 0,55 – 0,95 |
Уголь | 0,63 – 0,95 | 0,9 – 1,2 |
Шлак | 0,6 – 1 | 0,8 – 1 |
Щебень | 1,32 – 2 | 0,5 – 0,65 |
Бутовый камень | 1,6 – 2 | 0,5 – 0,75 |
Булыжники | 2,1 | 0,5 – 0,75 |
Необходимая емкость ковша экскаватора определяется по формуле:
м3 (5.2)
где – коэффициент наполнения ковша экскаватора (табл. 5.1).
Коэффициент заполнения ковша – это соотношение объема груза, фактически размещенного в ковше, к геометрическому объему ковша. Значения коэффициента могут быть как больше, так и меньше единицы, в последнем случае груз заполняет ковш «с шапкой» (при зачерпывании тяжелых кусковых и влажных грузов) и зависит от конструктивных особенностей ПРМ, размеров и формы ковша, физико-химических свойств груза, квалификации машиниста.
На основании расчета емкости ковша выбирается модель экскаватора по табл. 5.2.
Таблица 5.2 − Характеристики экскаваторов
Модель экскаватора | Вместимость ковша , м3 | Время цикла работы , с |
ЭКГ-2у | 2,0 | 26,5 |
ЭО-4121 | 0,65 | 23,5 |
ЭО-5122 | 1,0 | 24,0 |
ЭО-6121 | 4,0/3,2* | 22,0 |
ЭО-7163 | 2,5 | 32,0 |
ЭО-3211 | 0,4 | 19,0 |
ЭО-2621А | 0,3 | 15,0 |
Э-1251Б | 1,5 | 23,0 |
Э-1252Б | 1,2 | 32,0 |
ЭКГ-4,6Б | 4,6 | 28,0 |
ЭКГ-6,3ус | 6,3 | 30,0 |
ЭО-3222А | 0,5 | 19,5 |
3. Проверка соотношение между фактическим и нормированным временем под погрузкой одного автомобиля-самосвала
Время погрузки автомобиля-самосвала зависит от эксплуатационной производительности экскаватора, которая рассчитывается по формуле:
т/ч (5.3)
где – вместимость ковша выбранного экскаватора (табл. 5.2);
– время цикла работы экскаватора, т (табл. 5.2);
– коэффициент использования экскаватора по времени, .
Время погрузки автомобиля самосвала определяется:
ч (5.4)
где – статический коэффициент использования грузоподъемности автомобиля-самосвала, который определяется при совместной работе с экскаватором:
(5.5)
Рассчитанное время погрузки автомобиля самосвала сравнивается с нормой простоя под погрузкой (табл. 5.3).
Таблица 5.3 − Нормы простоя автомобиля-самосвала под погрузкой навалочных грузов, включая вязкие и полувязкие
Грузоподъемность самосвала, т | Норма простоя под погрузкой , мин |
До 7 (включительно) | |
Свыше 7 до 10 | |
Свыше 10 до 15 | |
Свыше 15 до 20 | |
Свыше 20 |
Необходимо соблюдение условия ≤ , что свидетельствует о том, что ПРМ выбрано верно. В противном случае необходимо выбрать другое количество ковшей , загружаемых в самосвал, подобрать другую модель экскаватора и соответственно выполнить проверку заново.
4. Определение необходимого количества самосвалов, обслуживающих суточный грузопоток:
шт (5.6)
– суточный объем грузопотока, т/сут (исходные данные табл. 5.5);
– коэффициент неравномерности прибытия автомобилей, ;
– количество смен в сутки (см. задание п.3);
– производительность автомобиля-самосвала за смену:
т/см (5.7)
где - время смены, ч;
– время ездки автомобиля определяется:
, ч (5.8)
где – длина ездки с грузом, км (исходные данные табл. 5.5);
– техническая скорость автомобиля, км/ч (исходные данные табл. 5.5);
– коэффициент использования пробега за ездку, при обратном холостом пробеге автомобиля-самосвала ;
– нормируемое время простоя под разгрузкой, ч (табл. 5.4).
Таблица 5.4 − Нормы простоя автомобиля-самосвала под разгрузкой навалочных грузов, включая вязкие и полувязкие
Грузоподъемность самосвала, т | Норма простоя под разгрузкой , мин |
Свыше 1,5 до 2,5 (включительно) | |
Свыше 2,5 до 4,0 | |
Свыше 4,0 до 10,0 | |
Свыше 7 до 20 | |
Свыше 10 до 15 | |
Свыше 15 до 20 |
5. Определение количества экскаваторов, необходимых для выполнения суточного объема работ по формуле:
шт (5.9)
Учитывая, что простой самосвалов под грузовыми операциями ограничен, следует проверить, обеспечит ли расчетное количество ПРМ своевременную обработку подвижного состава. Количество ПРМ должно удовлетворять следующему неравенству:
(5.10)
где – количество экскаваторов, необходимых для обеспечения бесперебойной работы системы «экскаватор – автомобили-самосвалы»:
шт (5.11)
Задание
1. Выбрать тип экскаватора для переработки заданного грузопотока при работе с автомобилями-самосвалами.
2. Рассчитать количество ПРМ (экскаваторов) и автомобилей-самосвалов, достаточного для переработки суточного грузопотока.
3. Количество смен принять равным 2 – для четных вариантов, 1 – для нечетных вариантов.
4. Сделать вывод.
5. Исходные данные к работе приведены в табл. 5.5.
Таблица 5.5 − Исходные данные к практической работе № 5
№ варианта | Груз | , т | , км | , км/ч | , т |
Галька | 5,25 | ||||
Глина | 5,5 | ||||
Гравий | 5,8 | ||||
Грунт | |||||
Песок | |||||
Уголь | |||||
Шлак | |||||
Щебень | 3,55 | ||||
Бутовый камень | 3,2 | ||||
Булыжники | 2,4 | ||||
Галька | 2,25 | ||||
Глина | 12,7 | ||||
Гравий | |||||
Грунт | |||||
Песок | 9,5 | ||||
Уголь |
Продолжение табл. 5.5
Шлак | |||||
Щебень | |||||
Бутовый камень | |||||
Булыжники | 14,5 | ||||
Галька | |||||
Глина | 18,5 | ||||
Гравий | 12,5 | ||||
Грунт | 12,7 | ||||
Песок | |||||
Уголь | |||||
Шлак | 5,5 | ||||
Щебень | 5,8 | ||||
Бутовый камень | |||||
Булыжники | |||||
Галька | 3,55 | ||||
Глина | 3,2 | ||||
Гравий | 9,5 | ||||
Грунт | 14,5 | ||||
Песок | 12,5 |
Практическая работа № 6.
КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ (КМ И А ПРР)
Цель: научиться разрабатывать схемы КМ и А ПРР с заданным грузом.