Источники и составные части новых педагогических технологий
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Ее источниками и составными элементами являются:
- социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
- наука - педагогическая, психологическая, общественные науки;
- передовой педагогический опыт;
- опыт прошлого, отечественный и зарубежный;
- народная педагогика (этнопедагогика).
Тенденции развития педагогической технологии в дошкольном образовательном учреждении:
В каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении внедрение педагогических технологий определяется и детерминируется социокультурными ценностями, принятыми в обществе, в конкретном образовательном учреждении, конкретными педагогами.
Ведущим принципом, определяющим выбор и реализацию новых педагогических технологий в дошкольном учреждении, должен служить принцип ориентации на современные и прогнозируемые результаты образования детей дошкольного возраста, определенные основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разработанной коллективом учреждения самостоятельно, на основе федеральных государственных требований и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
Каковы же механизмы включения (использования, внедрения, освоения) инновационной педагогической технологии в реальную педагогическую практику в условиях самостоятельной разработки каждым дошкольным учреждением основных общеобразовательных программ дошкольного образования на основное примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, которые в данное время обновляются?
Механизмы внедрения, освоения педагогических технологий:
первоначальное накопление новых технологий, стихийные эксперименты, появление частей технологий при фрагментарном их использовании в методической работе, на занятиях, в игровой, познавательной, творческой деятельности детей;
систематизация и оценка накопленных педагогических данных, реальная оценка возможностей, перспектив коллектива детей, педагогов;
формирование нового видения социально-педагогического процесса, преобразовательная деятельность педагогов, при которой каждый педагог осознает потребность в улучшении своей деятельности;
профессиональное развитие и саморазвитие педагогов, мотивация, установление необходимых деловых отношений в коллективе;
создание научно-методического обеспечения обновления содержания педагогического процесса и педагогических технологий.
Условия реализации педагогических технологий
Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности. Овладение технологиями становится приоритетным как при освоении педагогической профессии, так и при оценке качества и эффективности образовательных услуг: «...на рынок труда учитель выставляет свой высокий профессионализм, в основе которого - доскональное знание технологий.
Условия, необходимые для эффективного овладения и реализации тех или иных педагогических технологий:
- понимание педагогом идеологии технологии, определение социальной группы, которую она будет обслуживать;
- принятие определенной культуры деятельности того или иного автора, чью технологию педагог осваивает;
- предоставление возможности педагогу «пожить» в этой технологии, пропустив ее через систему своих эмоций, потребностей и ценностных установок; опора в собственной деятельности на научную теорию;
- учет личностных качеств педагога при подборе технологии, поскольку от этого зависит ее эффективность, предложение педагогу палитры педагогических технологий, чтобы он мог реализовать ту, которая более всего соответствует его личности, его индивидуальности с учетом основной задачи образовательного учреждения и социального заказа;
- предоставление возможности педагогу взвесить то, что он получит, и то, что он затратит, поскольку если окажется, что выигрыш минимальный или его совсем нет, то следует идти по верному пути оптимизации, постепенно, но постоянно «расшивая» узкие места, это гарантия стабильного и высокого успеха;
- реализация технологии целиком, так как эффект достигается при полной реализации всех комплексов действий;
- наличие высокого уровня развития педагогической деятельности, то есть педагогического мастерства, которое складывается из четырех относительно самостоятельных частей: мастерства организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерства убеждения; мастерства передачи знаний и формирования опыта деятельности; мастерства владения педагогической техникой. Педагогическая техника - это совокупность умений и навыков, которые необходимы для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельного ребенка и коллектив в целом (речевые умения; умения мимической и пантомимической выразительности; умения управления своим психическим состоянием и поддержания эмоционально-творческого напряжения; актерско-режиссерские умения, позволяющие влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру);
- развитие технологической компетентности педагога, которая включает: рефлексивную часть (анализ собственных профессиональных умений, анализ образовательного процесса), мотивационный аспект (цель деятельности всегда мотивационно окрашена), операциональный аспект (просвещенность педагога в базовых положениях-по технологии);
- наличие у педагога высокого уровня развития теоретико-методологической культуры (способности к проектированию, конструированию образовательного процесса, его целостному видению, рефлексии) и высокого уровня технологической культуры (умение работать в условиях конкретной образовательной ситуации). Технологическая культура педагога - это динамическая система педагогических ценностей, технологических умений (педагогической техники и образовательной технологии) и творческой индивидуальности педагога. Уровень технологической культуры зависит от степени сформированности ее компонентов: педагогической позиции и профессионально-личностных качеств; технологических знаний и культуры педагогического мышления; технологических умений и опыта творческой деятельности. Отличие одного уровня от другого в индивидуально-личностном плане выражается в различной степени осознанности педагогом своей позиции, творческой индивидуальности, в степени освоения педагогической техники и технологий, адекватных своей творческой индивидуальности.
Первый уровень - нормативно-репродуктивный характеризует педагога, который не имеет всех необходимых профессионально значимых качеств, осуществляет педагогическую репродуктивную деятельность по образцу или алгоритму, воспроизводя педагогическую технику и образовательную технологию без опоры на технологические знания, не склонен к творческой деятельности, получает невысокие результаты обучения детей. Такому педагогу проще работать по-старому - по инструкциям, рекомендациям. Ступени данного уровня: 1 - уровень знакомства, который характеризует репродуктивную деятельность педагога, не способного самостоятельно применить технологические знания, знания об образовательной технологии в своем практическом опыте; 2 - алгоритмический уровень, который характеризует репродуктивную деятельность педагога, способного по алгоритму (по памяти) воспроизвести отдельные фрагменты технологий (или даже целиком), однако без учета конкретных условий педагогической деятельности (это еще не собственный опыт, а попытка подражать чужому опыту).
Второй уровень (адаптивно-эвристический) характеризует педагога, который обладает необходимыми качествами, осуществляет педагогическую деятельность с опорой на технологические знания, реализует педагогическую технику и образовательные технологии с учетом конкретных условий, адаптируя технику и технологию адекватно этим условиям, склонен к творческой деятельности, но устойчивого интереса и потребности в творчестве не испытывает. Такой педагог не отчужден от педагогической техники и педагогических технологий, однако они еще не стали для него осознанной внутренней необходимостью.
Третий уровень (креативно-творческий) характеризует педагога, который обладает всеми необходимыми профессионально-личностными качествами, осуществляет деятельность по использованию технологических знаний, техники и технологии на творческом уровне, имеет устойчивую потребность в творческом росте, добивается высоких результатов обучения детей. Такой педагог - мастер, творец, исследователь, слившийся со своим инструментом творчества.