II. Правила оформления аттестационной работы
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Ленинградский государственный университет
Имени А.С. Пушкина
Центр повышения квалификации
Методические рекомендации
Для выполнения аттестационных работ
По специальностям профессиональной переподготовки
Санкт-Петербург
2011
Печатается по решению кафедры повышения квалификации и управления образованием и учебного отдела Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина
Автор - составитель: кандидат педагогических наук, доцент Сиялова И.А.
Рецензенты: - доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономики и управления» Ленинградского государственного университета имени
А.С. Пушкина Космачева Н.М.;
- кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник лаборатории инноватики учреждения РАО ИПО Иванова С.В.
Методические рекомендации для выполнения аттестационных работ по программам профессиональной переподготовки - СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2011. – 35 с.
Методические рекомендации предназначены для слушателей курсов профессиональной переподготовки. Содержат основные требования к содержанию аттестационной работы, правила оформления отдельных ее элементов, порядок защиты. Приводятся примерные темы аттестационных работ.
©Ленинградский государственный университет
имени А.С. Пушкина. 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Общие положения | |
1.1. Основные требования к содержанию аттестационной работы | |
1.2. Требования к структурным элементам работы | |
II. Правила оформления аттестационной работы | |
2.1. Общие требования | |
2.2. Оформление отдельных элементов работы | |
2.3. Оформление иллюстраций | |
2.4. Оформление формул и уравнений | |
2.5. Оформление таблиц | |
2.6. Оформление перечислений | |
2.7. Порядок цитирования | |
2.8. Оформление списка литературы | |
2.9. Оформление приложений | |
2.10. Порядок защиты аттестационной работы | |
III. Темы аттестационных работ | |
3.1. По программе профессиональной переподготовки «Информатика» | |
3.2. По программе профессиональной переподготовки «Управление образованием» | |
3.3. По программе профессиональной переподготовки «Психология» | |
3.4. По программе профессиональной переподготовки «Иностранный язык» | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
I. Общие положения
1.1. Основные требования к содержанию аттестационной работы
Содержание аттестационной работы следует излагать четко, логично, без повторов и необоснованных высказываний, научным языком. Каждая глава или каждый параграф должны способствовать решению определенной задачи, сформулированной во введении.
Основное требование, которое предъявляется к аттестационной работе, состоит в том, что она должна носить исследовательско-аналитический характер.
В аттестационной работе слушателю необходимо показать прочные теоретические знания по выбранной теме, умение изучать и анализировать источники информации, решать практические задачи, делать обоснованные выводы и вносить предложения по устранению выявленных недостатков, оценивать эффективность предлагаемых мероприятий. В аттестационной работе необходимо применить теоретические положения и аналитический инструментарий, изложенные в основной части, к конкретному объекту исследования (образовательному учреждению).
Объем аттестационной работы должен составлять, как правило, не менее 50 и не более 60 страниц печатного текста без учета приложений.
1.2. Требования к структурным элементам работы
Структурные элементы аттестационной работы:
· титульный лист;
· содержание;
· введение;
· основная часть;
· заключение;
· список литературы;
· приложения.
Титульный лист. Пример оформления титульного листа содержится в приложении 1.
На следующей странице размещается содержание работы. В нем приводится перечень глав, и параграфов аттестационной работы с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Пример оформления содержания приведен в приложении 2.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, объект, предмет исследования, ставиться цель и определяются задачи, выбираются методы исследования.
Актуальность темы должна обосновываться проблемами, которые существуют по выбранной теме исследования, указывать на степень разработанности тематики исследования в экономической, педагогической или психологической и периодической литературе, ссылками на конкретные факты и цифры.
Цель работы следует сформулировать четко и не громоздко. В ней отражается основное направление и будущий результат проводимого исследования. Задачи работы конкретизируют, раскрывают цель и даются обычно в порядке перечисления (установить, проанализировать, изучить, разработать, внести предложения и т.п.). Следует избегать указания на задачи, которые не решаются в основном содержании работы.
Объект и предмет исследования взаимосвязаны. Объектом может быть определенное явление или процесс. Предмет отражает проблемные ситуации, которые возникают на объекте и исследуются в работе. Например, объектом исследования могут служить источники средств образовательного учреждения, а предметом - определение их рациональной структуры.
Завершается введение определением методов исследования, которые могут быть количественными и качественными, теоретическими и эмпирическими и включать математическую и статистическую обработку данных.
Объем введения составляет 3-4 страницы.
В основной части работы раскрывается ее сущность, решаются поставленные во введении цели и задачи. Эта часть аттестационной работы состоит, как правило, из двух глав с разделением их на параграфы.
Первая глава носит общетеоретический характер. В ней на основе изучения трудов отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемых проблем, рассматриваются различные подходы к их решению, дается их оценка, сопоставляются различные мнения. Желательно, чтобы слушатель высказывал свою точку зрения по обсуждаемым проблемам.
Вторая глава носит аналитико-экспериментальный характер. В ней дается характеристика качественных и количественных методов, которые могут быть использованы для анализа объекта и предмета исследования. Слушатель не должен ограничиваться изложением фактов, а обязан давать их развернутую интерпретацию, выявлять тенденции развития, вскрывать причины их обусловившие, намечать пути устранения имеющихся недостатков. Эта глава в работе должна служить обоснованием последующих разработок, предложений в применении к объекту и предмету исследования. Содержание второй главы следует иллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами, которые размещаются в тексте работы.
В этой главе аттестационной работы для программ профессиональной переподготовки «Управление образованием» и «Педагогическое образование: технологии» может быть представлена организационно-экономическая характеристика образовательного учреждения, которое является объектом исследования, осуществляется экономический анализ его деятельности с использованием методов, приведенных во введении. Последний параграф главы должен быть посвящен разработке практических предложений. Все предложения и рекомендации должны носить адресный и конкретный характер, по возможности быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение.
Основная часть аттестационной работы составляет не менее 40 страниц.
В заключении подводятся итоги исследования. В нем формулируются выводы и предложения, составляющие научные и практические результаты проведенной работы, которые в рамках аттестационной работы выносятся на защиту. Выводы должны быть краткими и четкими, давать полное представление о содержании, обоснованности разработок. В заключении не следует приводить дополнительные теоретические положения, проводить дополнительный анализ.
Объем заключения, как правило, составляет 3-4 страницы.
Списоклитературы содержит все материалы, прямо или косвенно используемые при написании аттестационной работы. В списке обязательно должны присутствовать те источники, на которые слушатель делает ссылки в тексте работы.
Список использованной литературы в аттестационной работе должен содержать не менее 25 источников. Пример оформления списка литературы приведен в приложении 5.
Приложения могут содержать вспомогательный материал, который перегружает текст основной части работы. К вспомогательному материалу относятся объемные таблицы, копии учредительных документов, выдержки из нормативно-законодательных актов, инструкции, промежуточные расчеты, анкеты, опросники и другие документы.
II. Правила оформления аттестационной работы
2.1. Общие требования
Аттестационная работа должна быть представлена в машинописной форме на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм.) в четком и грамотном изложении. Качественное оформление позволяет улучшить ее восприятие. Небрежное оформление работы, даже при хорошем содержании, может привести к снижению оценки.
Работа печатается через полтора интервала. Шрифт – Times New Roman. Размер шрифта – 14. Абзацы начинают с красной строки и печатают с отступом 1,25 см.
Рекомендуемый размер полей: слева – 30 мм., справа – 10 мм., сверху – 20 мм, снизу – 20 мм.
Страницы нумеруются арабскими цифрами (сквозная нумерация по тексту, в том числе и страниц приложений). Номер страницы на титульном листе не ставится, но сам титульный лист включается в общую нумерацию. Иллюстрации и таблицы на отдельных листах также включаются в общую нумерацию. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят посередине верхнего поля страницы или в верхнем правом углу.
Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, изделий и другие имена собственные в работе лучше приводить на языке оригинала (например, A. Smith, а не А. Смит). Допускается транслировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на русский язык с добавлением при первом упоминании оригинального названия.
Все заимствованные определения, формулы, справочные материалы должны иметь ссылки на список литературы, номер которых обозначается в квадратных скобках.
Аттестационная работа должна быть аккуратно сброшюрована и подшита в твердую папку для аттестационных (дипломных) работ.
2.2. Оформление отдельных элементов работы
Все главы и параграфы основной части работы должны иметь заголовки. При этом слова «глава», «параграф», не пишутся.
Заголовки отдельных элементов работы, включая также «введение», «содержание», «список литературы», «приложения» и др., следует располагать в середине строки, печатать прописными буквами, выделенным шрифтом, но без подчеркивания. Перенос части слов в заголовке не рекомендуется. Точки в конце заголовков не ставятся.
Расстояние между названием главы и текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние делают между названием главы и параграфа.
Главы и параграфы основной части работы нумеруются арабскими цифрами. Другие структурные элементы работы не нумеруют.
Главы работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой: 1., 2. и т.д. Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа включается в номер главы: 1.1., 1.2., …, 2.1. и т.д. (см. приложение 2).
2.3. Оформление иллюстраций
Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или, если они не помещаются, на следующей странице. Если иллюстрация достаточно громоздкая, то она может быть представлена в приложении, а в тексте необходимо дат ссылку на нее.
Иллюстрации должны носить содержательный характер, быть информационно емкими и хорошо воспринимаемыми. Часто используют иллюстративный материал из Интернета, что допустимо, но необходимо иметь в виду, что многие такие иллюстрации имеют плохое качество (не видны цифры, названия, смещены линии и т.п.). Использование таких иллюстраций нежелательно.
В работе должны быть ссылки на все иллюстрации. Ссылки содержат порядковые номера иллюстраций. Ссылку выполняют либо в виде заключенного в круглые скобки выражения (например, «рис. 2»), либо в виде оборота: «… как показано на рис. 5».
Нумерация иллюстраций может быть сквозной по всему тексту, либо по главам (например, рис. 2.4.).
Иллюстрации снабжаются подрисуночной надписью, соответствующей основному тексту и содержанию самой иллюстрации. Подпись под иллюстрацией имеет, как правило, три элемента:
· наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенно «Рис. …»;
· порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами;
· тематический заголовок иллюстрации, в максимально краткой форме передающий назначение и содержание;
Отсутствие ссылок на источник допускается только в случае, когда приводится широко известная и используемая многократно различными авторами иллюстрация.
Распространенной является ошибка, когда иллюстрации приводятся без каких-либо комментариев. Слушатель должен показать, в какой мере он овладел информацией, представленной в иллюстрации.
Пример оформления иллюстрации приведен в приложении 3.