II. Правила оформления аттестационной работы

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Ленинградский государственный университет

Имени А.С. Пушкина

Центр повышения квалификации

Методические рекомендации

Для выполнения аттестационных работ

По специальностям профессиональной переподготовки

Санкт-Петербург

2011
Печатается по решению кафедры повышения квалификации и управления образованием и учебного отдела Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина

Автор - составитель: кандидат педагогических наук, доцент Сиялова И.А.

Рецензенты: - доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономики и управления» Ленинградского государственного университета имени

А.С. Пушкина Космачева Н.М.;

- кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник лаборатории инноватики учреждения РАО ИПО Иванова С.В.

Методические рекомендации для выполнения аттестационных работ по программам профессиональной переподготовки - СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2011. – 35 с.

Методические рекомендации предназначены для слушателей курсов профессиональной переподготовки. Содержат основные требования к содержанию аттестационной работы, правила оформления отдельных ее элементов, порядок защиты. Приводятся примерные темы аттестационных работ.

©Ленинградский государственный университет

имени А.С. Пушкина. 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие положения
1.1. Основные требования к содержанию аттестационной работы
1.2. Требования к структурным элементам работы
II. Правила оформления аттестационной работы  
2.1. Общие требования
2.2. Оформление отдельных элементов работы
2.3. Оформление иллюстраций
2.4. Оформление формул и уравнений
2.5. Оформление таблиц
2.6. Оформление перечислений
2.7. Порядок цитирования
2.8. Оформление списка литературы
2.9. Оформление приложений
2.10. Порядок защиты аттестационной работы
III. Темы аттестационных работ
3.1. По программе профессиональной переподготовки «Информатика»  
3.2. По программе профессиональной переподготовки «Управление образованием»  
3.3. По программе профессиональной переподготовки «Психология»  
3.4. По программе профессиональной переподготовки «Иностранный язык»  
ПРИЛОЖЕНИЯ

I. Общие положения

1.1. Основные требования к содержанию аттестационной работы

Содержание аттестационной работы следует излагать четко, логично, без повторов и необоснованных высказываний, научным языком. Каждая глава или каждый параграф должны способствовать решению определенной задачи, сформулированной во введении.

Основное требование, которое предъявляется к аттестационной работе, состоит в том, что она должна носить исследовательско-аналитический характер.

В аттестационной работе слушателю необходимо показать прочные теоретические знания по выбранной теме, умение изучать и анализировать источники информации, решать практические задачи, делать обоснованные выводы и вносить предложения по устранению выявленных недостатков, оценивать эффективность предлагаемых мероприятий. В аттестационной работе необходимо применить теоретические положения и аналитический инструментарий, изложенные в основной части, к конкретному объекту исследования (образовательному учреждению).

Объем аттестационной работы должен составлять, как правило, не менее 50 и не более 60 страниц печатного текста без учета приложений.

1.2. Требования к структурным элементам работы

Структурные элементы аттестационной работы:

· титульный лист;

· содержание;

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список литературы;

· приложения.

Титульный лист. Пример оформления титульного листа содержится в приложении 1.

На следующей странице размещается содержание работы. В нем приводится перечень глав, и параграфов аттестационной работы с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Пример оформления содержания приведен в приложении 2.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, объект, предмет исследования, ставиться цель и определяются задачи, выбираются методы исследования.

Актуальность темы должна обосновываться проблемами, которые существуют по выбранной теме исследования, указывать на степень разработанности тематики исследования в экономической, педагогической или психологической и периодической литературе, ссылками на конкретные факты и цифры.

Цель работы следует сформулировать четко и не громоздко. В ней отражается основное направление и будущий результат проводимого исследования. Задачи работы конкретизируют, раскрывают цель и даются обычно в порядке перечисления (установить, проанализировать, изучить, разработать, внести предложения и т.п.). Следует избегать указания на задачи, которые не решаются в основном содержании работы.

Объект и предмет исследования взаимосвязаны. Объектом может быть определенное явление или процесс. Предмет отражает проблемные ситуации, которые возникают на объекте и исследуются в работе. Например, объектом исследования могут служить источники средств образовательного учреждения, а предметом - определение их рациональной структуры.

Завершается введение определением методов исследования, которые могут быть количественными и качественными, теоретическими и эмпирическими и включать математическую и статистическую обработку данных.

Объем введения составляет 3-4 страницы.

В основной части работы раскрывается ее сущность, решаются поставленные во введении цели и задачи. Эта часть аттестационной работы состоит, как правило, из двух глав с разделением их на параграфы.

Первая глава носит общетеоретический характер. В ней на основе изучения трудов отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемых проблем, рассматриваются различные подходы к их решению, дается их оценка, сопоставляются различные мнения. Желательно, чтобы слушатель высказывал свою точку зрения по обсуждаемым проблемам.

Вторая глава носит аналитико-экспериментальный характер. В ней дается характеристика качественных и количественных методов, которые могут быть использованы для анализа объекта и предмета исследования. Слушатель не должен ограничиваться изложением фактов, а обязан давать их развернутую интерпретацию, выявлять тенденции развития, вскрывать причины их обусловившие, намечать пути устранения имеющихся недостатков. Эта глава в работе должна служить обоснованием последующих разработок, предложений в применении к объекту и предмету исследования. Содержание второй главы следует иллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами, которые размещаются в тексте работы.

В этой главе аттестационной работы для программ профессиональной переподготовки «Управление образованием» и «Педагогическое образование: технологии» может быть представлена организационно-экономическая характеристика образовательного учреждения, которое является объектом исследования, осуществляется экономический анализ его деятельности с использованием методов, приведенных во введении. Последний параграф главы должен быть посвящен разработке практических предложений. Все предложения и рекомендации должны носить адресный и конкретный характер, по возможности быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение.

Основная часть аттестационной работы составляет не менее 40 страниц.

В заключении подводятся итоги исследования. В нем формулируются выводы и предложения, составляющие научные и практические результаты проведенной работы, которые в рамках аттестационной работы выносятся на защиту. Выводы должны быть краткими и четкими, давать полное представление о содержании, обоснованности разработок. В заключении не следует приводить дополнительные теоретические положения, проводить дополнительный анализ.

Объем заключения, как правило, составляет 3-4 страницы.

Списоклитературы содержит все материалы, прямо или косвенно используемые при написании аттестационной работы. В списке обязательно должны присутствовать те источники, на которые слушатель делает ссылки в тексте работы.

Список использованной литературы в аттестационной работе должен содержать не менее 25 источников. Пример оформления списка литературы приведен в приложении 5.

Приложения могут содержать вспомогательный материал, который перегружает текст основной части работы. К вспомогательному материалу относятся объемные таблицы, копии учредительных документов, выдержки из нормативно-законодательных актов, инструкции, промежуточные расчеты, анкеты, опросники и другие документы.

II. Правила оформления аттестационной работы

2.1. Общие требования

Аттестационная работа должна быть представлена в машинописной форме на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм.) в четком и грамотном изложении. Качественное оформление позволяет улучшить ее восприятие. Небрежное оформление работы, даже при хорошем содержании, может привести к снижению оценки.

Работа печатается через полтора интервала. Шрифт – Times New Roman. Размер шрифта – 14. Абзацы начинают с красной строки и печатают с отступом 1,25 см.

Рекомендуемый размер полей: слева – 30 мм., справа – 10 мм., сверху – 20 мм, снизу – 20 мм.

Страницы нумеруются арабскими цифрами (сквозная нумерация по тексту, в том числе и страниц приложений). Номер страницы на титульном листе не ставится, но сам титульный лист включается в общую нумерацию. Иллюстрации и таблицы на отдельных листах также включаются в общую нумерацию. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят посередине верхнего поля страницы или в верхнем правом углу.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, изделий и другие имена собственные в работе лучше приводить на языке оригинала (например, A. Smith, а не А. Смит). Допускается транслировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на русский язык с добавлением при первом упоминании оригинального названия.

Все заимствованные определения, формулы, справочные материалы должны иметь ссылки на список литературы, номер которых обозначается в квадратных скобках.

Аттестационная работа должна быть аккуратно сброшюрована и подшита в твердую папку для аттестационных (дипломных) работ.

2.2. Оформление отдельных элементов работы

Все главы и параграфы основной части работы должны иметь заголовки. При этом слова «глава», «параграф», не пишутся.

Заголовки отдельных элементов работы, включая также «введение», «содержание», «список литературы», «приложения» и др., следует располагать в середине строки, печатать прописными буквами, выделенным шрифтом, но без подчеркивания. Перенос части слов в заголовке не рекомендуется. Точки в конце заголовков не ставятся.

Расстояние между названием главы и текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние делают между названием главы и параграфа.

Главы и параграфы основной части работы нумеруются арабскими цифрами. Другие структурные элементы работы не нумеруют.

Главы работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой: 1., 2. и т.д. Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа включается в номер главы: 1.1., 1.2., …, 2.1. и т.д. (см. приложение 2).

2.3. Оформление иллюстраций

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или, если они не помещаются, на следующей странице. Если иллюстрация достаточно громоздкая, то она может быть представлена в приложении, а в тексте необходимо дат ссылку на нее.

Иллюстрации должны носить содержательный характер, быть информационно емкими и хорошо воспринимаемыми. Часто используют иллюстративный материал из Интернета, что допустимо, но необходимо иметь в виду, что многие такие иллюстрации имеют плохое качество (не видны цифры, названия, смещены линии и т.п.). Использование таких иллюстраций нежелательно.

В работе должны быть ссылки на все иллюстрации. Ссылки содержат порядковые номера иллюстраций. Ссылку выполняют либо в виде заключенного в круглые скобки выражения (например, «рис. 2»), либо в виде оборота: «… как показано на рис. 5».

Нумерация иллюстраций может быть сквозной по всему тексту, либо по главам (например, рис. 2.4.).

Иллюстрации снабжаются подрисуночной надписью, соответствующей основному тексту и содержанию самой иллюстрации. Подпись под иллюстрацией имеет, как правило, три элемента:

· наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенно «Рис. …»;

· порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами;

· тематический заголовок иллюстрации, в максимально краткой форме передающий назначение и содержание;

Отсутствие ссылок на источник допускается только в случае, когда приводится широко известная и используемая многократно различными авторами иллюстрация.

Распространенной является ошибка, когда иллюстрации приводятся без каких-либо комментариев. Слушатель должен показать, в какой мере он овладел информацией, представленной в иллюстрации.

Пример оформления иллюстрации приведен в приложении 3.

Наши рекомендации