Методика проведения дискуссии

Этот метод обучения заключается в проведении учебных групповых

дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах

обучающихся. Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный

характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и,

как следствие этого, высказанных суждений.

Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что

новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в

дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке,

предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.

Целью является процесс поиска, который должен привести к

объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся

новому знанию. Причем этот поиск должен закономерно вести к

запланированному педагогом заданию. Это может быть только в том случае,

если поиск решения проблемы (групповая дискуссия) полностью управляем

со стороны педагога. Управление носит двоякий характер. Во-первых, для проведения дискуссии педагог создает и поддерживает определенный уровень взаимоотношений обучающихся — отношения доброжелательности и откровенности, т. е. управление дискуссией со стороны педагога носит

коммуникативный характер. Во-вторых, педагог управляет процессом поиска

истины. Общепринято, что учебная дискуссия допустима «при условии, если

преподаватель сумеет обеспечить правильность выводов».

Специфические черты оптимально организованной и проведенной

учебной дискуссии:

1) высокая степень компетентности в рассматриваемой проблеме

педагога-организатора и, как правило, имеющийся достаточный

практический опыт решения подобных проблем у слушателей;

2) высокий уровень прогнозирования решения типичных проблемных

ситуаций благодаря серьезной методической подготовке педагога-

организатора, т. е. относительно низкий уровень импровизации со стороны

педагога. Одновременно достаточно высокий уровень импровизации со

стороны обучающихся. Отсюда необходимость управляемости педагогом

процессом проведения дискуссии;

3) целью и результатом учебной дискуссии являются высокий уровень

усвоения обучающимися истинного знания, преодоление заблуждений,

развитие у них диалектического мышления;

4) источник истинного знания вариативен. В зависимости от

конкретной проблемной ситуации это либо педагог-организатор, либо

обучающиеся, либо последние выводят истинное знание при помощи

педагога.

В заключение следует отметить, что этот метод позволяет максимально

полно использовать опыт слушателей, способствуя лучшему усвоению

изучаемого ими материала. Это обусловлено тем, что в групповой дискуссии

не преподаватель говорит слушателям о том, что является правильным, а

сами обучающиеся вырабатывают доказательства, обоснования принципов и

подходов, предложенных преподавателем, максимально используя свой

личный опыт.

Учебные групповые дискуссии дают наибольший эффект при изучении

и проработке сложного материала и формировании нужных установок. Этот

активный метод обучения обеспечивает хорошие возможности для обратной

связи, подкрепления, практики, мотивации и переноса знаний и навыков из

одной области в другой.

Практическое занятие 3-4. «Социокультурное проектирование в

системе разработки и реализации региональной культурной политики».

1. Теоретико-методологические основы региональной культурной

политики (понятие, объект и субъект, приоритеты, цели, задачи, средства,

ресурсы, социальные механизмы, процедуры и технологии).

2. Взаимосвязь и взаимообусловленность культурной политики и

социокультурного проектирования на региональном уровне.

3. Содержание и технология этапов разработки региональных

культурных программ (информационно-аналитический или диагностический,

нормативно-прогнозный, концептуальный, проектно-планирующий,

исполнительско-внедренческий, контрольно-коррекционный).

4. Структура и содержание региональной программы поддержки и

развития культуры.

Практическое занятие 5-6. Технология социально-культурного

проектирования. Стадии, методы и инструментарий социально-культурного

проектирования, разработка программ и планов (проблемный)

1. Основные направления социально-культурного проектирования.

Выделение отличий коммуникативных и научно-исследовательских

технологий.

2. Алгоритм проектирования социокультурных процессов.

3. Этапы социокультурного проектирования.

4. Стадии, методы и инструментарий социально-культурного

проектирования, разработка программ и планов

Практическое занятие 7. «Сущность и методология социально-

культурного проектирования. Теоретические основания социокультурного

проектирования».

1. Понятие социокультурного проектирования (сущность, объект, цели,

задачи, приоритетные области).

2 Программа и проект как результаты проектной деятельности

(особенности, условия, формы осуществления). Мировоззренческие основы

проектной деятельности, целевая установка и варианты проектных стратегий.

3. Технологические и содержательные элементы проектирования

(проблематизация, целеполагание, инструментализация, развертывающаяся

система действий).

4. Специфика целевого обоснования проекта и формирования его

содержательных разделов.

5. Социально-культурная деятельность как объект проектирования

(содержание и специфика проблемного поля культуры и социума в контексте

проектирования).

5. Образовательные технологии:

1. Аудиторные занятия: лекция: обзорная лекция, тематическая лекция,

лекция – беседа, интерактивная лекция, презентации по отдельным темам.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не

менее 25 % аудиторных занятий.

2. Семинар: классический семинар – опрос с обсуждением и итоговым

контролем, семинар – круглый стол.

3. Внеаудиторные занятия: самостоятельная работа по темам курса (ментальные карты в XMind).

Наши рекомендации