Области проектирования в образовательных заведениях (уточнить)
Существуют различные виды образовательных проектов. Так, например, М.Г.Церенова придерживается классификации разработанной на основе ведущей деятельности. Учеными определяются такие разработки.
1. Практико-ориентированные проекты, к которым относятся реестры документов, фотографий, карт, связанных с историей региона, семьи и т.д.
2. Исследовательские проекты (изучение истории региона, традиций народов, в нем проживающих).
3. Информационные проекты (печатные издания региона, их каталог).
4. Творческие проекты (реконструкция повседневной жизни города, события в конкретный исторический период)
5. Ролевые проекты (этюд-зарисовка, ролевая игра).
И.С.Колесникова выделяет следующие виды проектов: досуговые, социально-педагогические, личностного становления, сетевые, международные. Вместе с тем, можно выделить основные образовательные процессы в учебных заведениях и в зависимости от них определить области применения образовательных проектов. В итоге образовательные проекты осуществляются в учебном процессе, в воспитательном процессе, в исследовательской деятельности и в управлении школой.
Руководствуясь ФГОС нового поколения деятельность школьников должна иметь реальные результаты. Это дает возможность оценить плоды трудов учащихся и воспитанников. К тому же личность видит, свои достижения и ошибки, что дает возможность развития метапредметных знаний, универсальных учебных действий. Проектная деятельность как никакая другая развивает умения создавать собственный алгоритм решения познавательных задач, определять соответственно целям и задачам способы и методы решения, учитывать различные мнения, отстаивая свою позицию, организовывать работу группы. Проект позволяет личности самореализоваться.
I. Проектирование тесно связано с научным исследованием. Не случайно существуют исследовательские проекты, позволяющие выявить связи между явлениями, объектами, определить тенденции развития явлений и процессов, сделать выводы, обобщить, составить рекомендации. Кроме этого структуры, этапы образовательного проекта и педагогического исследования имеют много общих элементов. О.В.Лебедева и И.В.Гребнев отмечают этапы проектирования учебного процесса по отдельной дисциплине.
1. Подготовка целей обучения (определение предметного содержания обучения, выделение исследовательских умений).
2. Анализ предметного содержания (из общего содержания выделяются компоненты исследования).
3. Определение степени самостоятельности учащихся.
4. определение ведущего метода обучения на уроке.
5. Выбор средств обучения.
Этапы исследования, отмеченные данными авторами.
1. Постановка проблемы, формулирование исследовательской задачи.
2. Выдвижение гипотез.
3. Планирование решения задачи.
4. Реализация разработанного плана.
5. Выводы.
Проект включает в себя и цель и задачи. По мнению М.М.Поташника и Левита гипотеза в проекте должна обязательно присутствовать, т.к. в проекте применяется прогнозирование, т.е. разработки предвидят конечные результаты. В связи с этим, в проекте должен присутствовать диагностический аппарат: критерии оценки конечного результата, методы и методики их выявления. Прогностичность и диагностичность являются свойствами гипотезы, которая проверяется в экспериментальной деятельности. Научность проекта, в том числе, состоит в применении научных методов исследования (одним из которых является эксперимент).
Проект и исследование включают в себя программу реализации, т.е. конкретные мероприятия, сроки их выполнения и ответственных за осуществление всех дел.
Для проведения исследования на уроке дети должны владеть содержанием предыдущего материала. Именно на его основе строится исследование. Для организации исследования важно поставить исследовательскую задачу. Учитель сам ставит задачу, но учащиеся должны ее принять. Такие задачи могут ставиться в дискуссии. В учебной деятельности организовать полномасштабное исследование невозможно, поэтому учителя прибегают к проблемному или иллюстративно-объяснительному обучению с включением элементов исследования.
В качестве примера проектной и исследовательской деятельности школьников можно привести урок естествознания по теме «Вода». 1) Перед детьми ставится цель понять значение воды в жизни человека. 2) Проведение обсуждения того, что знают учащиеся о воде (источник жизни, вода питает реки моря, озера, человека). 3) Постановка проблемы: каковы свойства воды? 4) Подготовка информации о признаках вещества ( твердое, жидкое, газообразное, плазменное состояние). 5) Работа в группах, парах (проведение эксперимента, в котором проверяются свойства воды). 6) подведение итогов.
Проектирование учебного процесса состоит еще и в том, что на этапах исследовательской деятельности учитель планирует формирование универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
II. С помощью проектирования происходит организация познавательной деятельности школьников. Учащиеся вовлекаются в создание продуктов общественной значимости. К таковым продуктам можно отнести результаты исследования и рекомендации по применению явления, процесса, объекта в жизни. Учащиеся могут создать простой, но полезный прибор, памятный сувенир, презентацию, видеофильм, выпустить газету, обсудить учебно-исследовательскую проблему, поставить совместно с учителем учебную задачу и решить ее. Во внеурочной работе к продуктам (результатам) работы можно отнести подготовку и проведение праздника, концерта, экскурсии, конкурса, соревнования. На наш взгляд по форме к проекту ближе будет положение о проведении мероприятия, в котором определяются цели мероприятия, обязанности участников, этапы подготовки и проведения, правила, сроки. В качестве приложения может быть приложен сценарий действия. Разработку урока и мероприятия так же можно представить как проект с целью, задачами, созданным продуктом, последовательностью этапов, действий, организационных форм, которые приводят к данным результатам. В проектной деятельности школьники не только получают новые знания, но и приобретают практический опыт.
О.М.Корчажкина отмечает, что методу проектов уже более 100 лет и его «инновационность» состоит не в алгоритме или организационных компонентах, заложенных еще создателями метода, а в актуальности предметного содержания, современном инструментарии и инновационных способах реализации. Поэтому «инновационность» проектирования состоит в новизне идей, составляющих замысел разработки, специфике материала, который используется разработчиками и в путях воплощения идей. О.М. Корчажкина отмечает, что школьные проекты носят исследовательский характер, несут актуальные социальные смыслы, реализуются с помощью ИКТ. Она доказывает целесообразность педагогических проектов, которые являются практикоориентированными, разрабатывающимися группой учащихся под руководством учителя. Результат такого проекта можно использовать в учебно-воспитательном процессе в школе. При этом учитель должен быть исполнителем проекта наравне со всеми участниками проекта. Проект должен быть важен для школьников, служить демонстрацией их индивидуальности и успешности. В старших классах для учащихся интересен будет проект, связанный с созданием электронного учебника или с электронными тестами.
III. В.П.Ларина предлагает осуществлять научно-методическое сопровождение инновационной деятельности образовательных заведений. Такой аспект применения проектов связан с функцией управления. Инновационная деятельность требует усиленного методического обоснования и обеспечения. Эффективность нововведения зависит от качества управления разработкой и внедрением новых технологий в учебно-воспитательный процесс. Ученая отмечает фазы жизненного цикла проекта, которые представляют собой проектирование, технологию и рефлексию, сто соответствует этапам создания, внедрения и подведения итогов проектирования. При разработке проекта целесообразно использовать такие методы как структуризации, древа целей, морфологического, синектики и т.д. Программа как элемент структуры проекта является стратегическим документом, определяющим основное содержание и сроки реализации каждого этапа. В программе описывается нормативное, кадровое, методическое и другие виды обеспечения реализации проекта. План представляет детальный график мероприятий на отчетный период. Внедрению разработки предшествует его экспертиза. Традиционными критериями оценки проекта являются актуальность, новизна, эффективность внедрения, мультипликативность. Технологическая фаза предполагает дополнительное проектирование и перепроектирование.
Рефлексивная фаза позволяет оценить результаты проектирования. Качество полученного продукта – это только одна составляющая педагогического проектирования. Не менее важной стороной является взаимодействие участников процесса и развитие их личностных характеристик.
Таким образом, возможности образовательного проектирования трудно переоценить. Благодаря данному процессу осуществляется управление образовательным заведением, т.к. в проектах подробно расписываются управляющая и управляемая системы, а так же упорядычеваются, регламентируются, оптимизируются взаимодействия между ними. Учащиеся в проектной деятельности создают общественнозначимые продукты, исследуют проблемы, приобретают новые знания и приобретают важные личностные качества.