Примерный перечень видов и форм
Контроля
1. Выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе семинаров и практических занятий;
2. выполнение контрольных работ;
3. подготовка рефератов;
4. составление рецензий;
5. составление аннотаций или аннотированных списков информационных ресурсов;
6. составление тематических глоссариев;
7. написание сочинений и эссе;
8. подготовка графических материалов;
9. подготовка учебных материалов в специальных программных средах;
10. создание аналоговых моделей;
11. составление комплектов (коллекций, собраний) материальных и информационных объектов;
12. разработка учебных заданий и контрольно-измерительных материалов;
13. презентация результатов исследовательской и проектной деятельности;
14. контрольный опрос (устный или письменный);
15. тестирование;
16. коллоквиум;
17. индивидуальное собеседование;
18. зачет;
19. экзамен.
В условиях модернизации и перехода на новую компетентностную модель образования контроль над процессом обучения должен стать непрерывным и многоаспектным. Для решения этой проблемы в целях оценки качества образования по каждой дисциплине создаются фонды оценочных средств. Они обеспечивают контроль качества и управление процессом формирования компетенций студентов. В фонды оценочных средств должны входить средства контроля качества обученности различных уровней: диагностирующие, текущие, рубежные (промежуточная аттестация).
Диагностирующие средства имеют целью определение начального уровня знаний, умений и навыков, на базе которых будут формироваться компетенции данной дисциплины. Итоги входящего контроля предназначены для коррекции учебно-методических материалов, тематики курса, методов организации аудиторной и самостоятельной работы студентов. Средствами такого контроля могут являться тесты, диктанты, устные опросы и собеседования и т.д.
Текущий контроль призван, с одной стороны, определить уровень продвижения студентов в изучении дисциплины и диагностировать затруднения в изучении материала, а с другой – показать эффективность выбранных средств и методов обучения. Средствами текущего контроля могут являться тесты, контрольные диктанты, коллоквиумы, анализ конкретных профессиональных ситуаций (кейсов), эссе, дискуссии, игры, мониторинг результатов семинарских и практических занятий.
Следует учесть, что в условиях деятельностного обучения практически все формы текущего контроля выполняют одновременно и обучающую функцию (например, подготовка эссе может быть и формой учебной работы, и формой контроля одновременно). Поэтому планирование текущего контроля неразрывно связано с планированием аудиторной и самостоятельной работы студентов и играет важную роль в обеспечении компетентностной направленности обучения.
Промежуточная аттестациянаправлена на определение уровня сформированности компетенций по дисциплине в целом. В традиционной системе образования к рубежным формам относят рефераты, зачеты и экзамены, но с учетом новых требований к ним могут быть добавлены комплексное тестирование, интернет-экзамен, защита проекта, презентация портфолио студента и др.
Для комплексного планирования и осуществления всех форм учебной работы и контроля рекомендуется использовать портфолио и рейтинговую систему. Если преподаватель планирует проведение зачета в формате портфолио, а экзамена – в структуре рейтинговой системы, то в этом случае после слова «зачет» в скобках указывается «портфолио», а после слова «экзамен» в скобках указывается «рейтинговая система».
Портфолио («портфель учебных достижений») наиболее эффективен для дисциплин, где формой промежуточной аттестации является зачет. В соответствии с особенностями ФГОС ВПО отдельное учебное время для зачетов в рамках сессии не предусматривается (их трудоемкость входит в общую трудоемкость дисциплины, но «выпадает» как из аудиторной, так и из самостоятельной работы студентов). Поэтому проведение зачета в традиционной форме индивидуального собеседования невозможно. При использовании системы портфолио студенты аттестуются по итогам выполнения всех запланированных учебных действий. Если же преподаватель считает проведение зачета принципиально необходимой и отдельной процедурой, то он должен запланировать его в форме завершающего аудиторного занятия (2 или 4 часа в зависимости от наполняемости группы). При сохранении зачета в качестве особой контрольной процедуры он проводится в формате коллоквиума (коллективного собеседования).
Рейтинговая система наиболее эффективна для дисциплин, где формой промежуточной аттестации является экзамен. Любой элемент учебного процесса (от посещения лекции до выполнения письменных заданий) может быть соотнесен с определенным количеством баллов, студент же получает возможность «накапливать» оценочные баллы в ходе изучения дисциплины.
При планировании процедуры экзамена в рамках рейтинговой системы может быть два подхода. Во-первых, экзамен может быть рассмотрен как часть общей рейтинговой системы, реализуемой на факультете. В этом случае экзаменационные оценки («удовлетворительно», «хорошо» и «отлично») приравниваются к определенному количеству рейтинговых баллов и входят в общую «накопительную» оценку. Экзамен становится лишь специфическим дидактическим модулем в составе дисциплины, а акцент в учебной работе со студентами переходит на разнообразные формы текущего контроля. Второй подход предполагает вынесение экзамена за рамки общей рейтинговой системы и сохранение его в качестве итогового контроля по дисциплине. Рейтинговая же система тогда выполняет две функции: во-первых, в ее составе определяется тот минимальный уровень, который становится допуском к экзамену, а во-вторых, личный рейтинг студента, превышающий установленный минимальный уровень, может рассматриваться как основание для корректировки программы экзамена или его процедуры (например, сокращение количества экзаменационных вопросов, замена ответа на билет собеседованием по определенной проблеме и т.п.).