Примерная тематика курсовых работ
1.Место и роль государственных торговых организаций в развитии торгового обслуживания населения (на примере отдельного региона).
2.Роль и задачи потребительской кооперации в торговом обслуживании сельского населения (на материалах райпо).
3.Роль рынков в снабжении населения товарами народного потребления.
4.Состояние и перспективы развития частного предпринимательства в Республике Беларусь (на материалах деятельности частного торгового предприятия).
5.Фирменная торговля и пути её дальнейшего развития (на материалах фирменного магазина).
6.Организация и пути развития торговой сети (на примере города или района).
7.Организация мелкорозничной торговой сети и пути повышения её эффективности.
8.Организация продажи товаров в кредит и пути её совершенствования (на примере конкретного предприятия).
9.Активные формы продажи товаров и их роль в торговом обслуживании населения.
10.Организация торгово-технологического процесса в магазине.
11.Формы и методы продажи товаров в магазине.
12.Организация работы магазинов самообслуживания и пути её совершенствования.
13.Организация расчётной зоны магазина и пути улучшения её функционирования.
14.Пути совершенствования планировки торговой площади в магазинах самообслуживания.
15.Дополнительные формы обслуживания покупателей (на примере отдельного торгового предприятия).
16.Организация продажи товаров на комиссионных началах и пути её совершенствования (на материалах комиссионного магазина).
17.Устройство, планировка, оборудование магазинов и основные направления их рационализации.
18.Потери товаров при организации торгово-технологического процесса в магазине и пути её сокращения.
19.Прогрессивные формы продажи товаров в магазине.
20.Организация электронной торговли и перспективы её развития.
21.Особенности организации продажи товаров для детей, молодёжи и пожилых людей.
22.Организация торговли кулинарными изделиями в универсамах и пути повышения её эффективности.
23.Правила продажи отдельных групп товаров и их соблюдение в розничной торговле (на примере универмага).
24.Культура торговли и пути её повышения.
25.Пути повышения культуры обслуживания покупателей и роль продавцов в этом процессе.
26.Санитарные правила в продовольственных магазинах и повышение ответственности работников торговли за их выполнение.
27.Организация приемки товаров по количеству и качеству (на примере отдельного магазина).
28.Организация размещения и хранения товаров в магазине и их роль в сохранении качества товаров (на материалах оптового или розничного предприятия).
29.Подготовка товаров к продаже и роль в торговом обслуживании (на примере магазина или отдельной группы товаров).
30.Коммерческая деятельность предпринимательской торговой структуры и пути её совершенствования в современных условиях (на примере ОАО, ООО, ОДО и др.).
31.Формы стимулирования продажи товаров в магазине и эффективность их применения.
32.Технический и технологический процесс в розничном торговом предприятии.
33.Изучение использования рабочего времени и затрат труда в торговле (на примере отдельных должностей).
34.Изучение и прогнозирование платёжеспособности спроса населения на товары народного потребления (на материалах розничной и оптовой торговли).
35.Коммерческая деятельность торгового предприятия (розничного или оптового) с поставщиками товаров.
36.Формирование ассортимента товаров по потребительским комплексам (товары для дома, товары для спорта, товары для женщин и т.д.).
37.Организация рекламной деятельности торгового предприятия и оценка его экономической эффективности.
38.Внутримагазинная реклама, её цель, функции и эффективность (на примере магазина).
39.Условия труда работников торговли и основные направления их улучшения.
40.Организация рабочих мест торгово-оперативного персонала и направления их рационализации (на примере продавцов, консультантов, кассиров и т.д.).
41.Режим работы магазина и пути его оптимизации (на примере города или района).
42.Оптовые ярмарки и их роль в развитии хозяйственных связей торговли с промышленностью.
43.Пути совершенствования торгово-технологического процесса на складе.
44.Особенности приёмки товаров в оптовой торговле.
45.Организация оптовой торговли и пути повышения её эффективности.
46.Организация технологических процессов в оптовой торговле (на примере оптовой базы).
47.Организация железнодорожных перевозок и пути её совершенствования.
48.Организация автомобильных перевозок грузов и пути её совершенствования.
49.Пути совершенствования работы с тарой в оптовой и розничной торговле.
50.Контейнерные и пакетные перевозки товаров и их эффективность (на примере оптового предприятия).
51.Механизация и автоматизация торгово-технологического процесса.
52.Механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ.
53.Роль холодильного оборудования в процессе реализации товаров и пути повышения эффективности его использования.
54.Весоизмерительное оборудование и роль весового электронного терминала в повышении культуры торговли.
55.Оборудование для расчетов с покупателями. Роль и значение специальных компьютерных систем в сокращении времени на обслуживание покупателей.
56.Атмосфера и система информации торгового объекта и их роль в повышении культуры торговли.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Понятие о погрузочно-разгрузочных процессах в торговле. Классификация подъёмно-транспортного оборудования.
2. Грузоподъёмное оборудование, основные узлы и элементы грузоподъёмного оборудования, используемого в торговле.
3. Лифты, подъёмники, тали, тельферы, краны-подъёмники, погрузчики, подъёмные столы.
4. Транспортирующие машины и механизмы.
5. Конвейеры: основные узлы и элементы транспортирующих машин непрерывного действия.
6. Средства малой механизации. Основные узлы и элементы транспортирующих машин периодического действия.
7. Робототехническое оборудование для перемещения товаров.
8. Комплексная механизация и автоматизация транспортно-экспедиционных операций в торговле.
9. Оптимизация и рационализация товародвижения на основе контейнеризации и типизации тары.
10. Классификация контейнеров и тары-оборудования, их конструкция и расчёт потребности для транспортировки товаров от поставщика до розничной торговой организации по схеме «поставщик-транспорт-торговля».
11. Комплексная механизация транспортно-складских операций.
12. Складские механизированные комплексы в оптовой торговле. Автоматизированные торговые склады.
13. Комплексная механизация и автоматизация технологических процессов организаций розничной торговли.
14. Механизированные линии расфасовки товаров и комплектование покупок.
15. Информационные и управленческие системы в организациях торговли.
16. Определение состава и количества оборудования для комплексного оснащения организации торговли.
17. Торгово-технологические требования, предъявляемые к холодильному оборудованию для хранения, демонстрации и продажи товаров.
18. Устройство и принципы работы компрессионной холодильной машины.
19. Холодильные агенты и хладоносители, их свойства, предъявляемые к ним требования.
20. Холодильные агрегаты, их назначение, классификация и устройство.
21. Системы охлаждения, используемые в торговом холодильном оборудовании.
22. Автоматизация работы холодильных машин. Показатели эффективности работы холодильного оборудования и расчёт потребности его для торговых организаций.
23. Классификация торгового холодильного оборудования.
24. Устройство и технико-эксплуатационные характеристики холодильных камер, витрин, прилавков, шкафов.
25. Особенности конструкций холодильного оборудования для демонстрации, хранения, продажи продовольственных товаров в организациях торговли.
26. Особенности установки холодильного оборудования в торговом зале.
27. Система централизованного холодоснабжения, особенности её устройства и регулирования.
28. Оборудование для создания микроклимата на складах, торговых залах.
29. Схемы установок для кондиционирования воздуха.
30. Система мер и метрологического обеспечения в Республике Беларусь.
31. Весоизмерительные приборы, их классификация и конструктивные особенности. Требования, предъявляемые к торговым весам: метрологические, торгово-эксплуатационные, санитарно-гигиенические.
32. Электронные весы. Классификация электронных весов, технико-экономические и эксплуатационно-технические показатели.
33. Весовой электронный терминал, его назначение и техническая характеристика.
34. Принципы устройства и работа электронных весов виброчастотного и тензометрического типов.
35. Гири, их классификация. Правила пользования гирями. Методы поверки гирь.
36. Государственный и ведомственный надзор и контроль за состоянием и использованием средств измерений в торговле.
37. Технические средства, используемые в торговле для расчёта с покупателями, учёта товаров и денежных поступлений.
38. Штрих-сканеры, терминалы сбора данных, кассовые суммирующие аппараты, деактивируемые датчики ярлыков и др.
39. Информационно-управленческие основы машин для расчёта с покупателями.
40. Назначение и классификация кассовых суммирующих аппаратов (контрольно-кассовых машин).
41. Электронно-регистрирующие машины, их устройство и принцип работы основных узлов.
42. Специальные компьютерные системы, их функции и особенности эксплуатации. Платежные терминалы.
43. Устройство и принципы работы механизированных и автоматизированных расчётных узлов, перспективы их совершенствования и применения в организациях торговли.
44. Правила ведения кассовых операций.
45. Техническое обслуживание, правила эксплуатации, техника безопасности.
46. Организация безналичных расчетов в торговле.
47. Радиоэлектронные системы сигнализации.
48. Системы сигнализации-оповещения.
49. Система слежения.
50. Противопожарное оборудование.
51. Защитные аксессуары.
52. Радиочастотные системы охраны товаров.
53. Защитные метки и рамки.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Функции и роль розничной торговой сети в обслуживании населения.
2. Виды розничной торговой сети. Стационарная розничная торговая сеть
3. Нестационарная торговая сеть: понятие, виды
4. Передвижная торговая сеть: понятие, сущность и роль в обслуживании населения
5. Специализация розничной торговой сети: понятие, сущность, преимущества, направления. Типизация розничных торговых предприятий
6. Размещение розничной торговой сети в городской застройке
7. Особенности построения и размещения сельской торговой сети.
8. Методы определения потребности в торговых площадях:
9. Классификация торговых зданий. Общие требования к торговым зданиям
10. Показатели эффективности использования площади торгового зала
11. Понятие атмосферы торгового объекта.
12. Влияние атмосферы торгового объекта на его имидж и поведение покупателей.
13. Информационная среда торгового объекта. Классификация средств информации
14. Понятие и сущность торгово-технологических процессов. Операции технологического процесса
15. Порядок приемки товаров по количеству и качеству
16. Организация и технология хранения товаров. Размещение товаров в помещениях для хранения.
17. Размещение товаров в торговом зале.
18. Потери товаров при организации технологического процесса.
19. Нормируемые потери
20. Методы продажи товаров в магазинах: понятие, классификация. Основные методы розничной продажи товаров и их характеристика:
21. Правила продажи отдельных видов товаров.
22. Сущность внемагазинной продажи товаров. Внемагазинные формы торгового обслуживания
23. Продажа товаров на рынках. Классификация рынков
24. У слуги торгового сервиса. Понятие услуги розничной торговли. Основные и дополнительные услуги в торговле.
25. Понятие культуры торговли. Её составляющие: качество торгового обслуживания, культура торгового обслуживания
26. . Методики и показатели оценки уровней культуры торговли, качества торгового обслуживания, культуры обслуживания.
27. Характер и особенности труда работников торговли.
28. Научная организация труда
29. Нормирование труда работников магазинов и складов
30. Формы и организация материальной ответственности за товары в магазинах
31. Понятие упаковки товаров
32. Роль тары в процессе товарного обращения. Функции тары:
33. Классификация тары.
34. Стандартизация и унификация тары.
35. Организация работы с тарой в организациях розничной и оптовой торговли.
36. Задачи и функции торговли потребительскими товарами. Виды торговли.
37. Функции оптовой и розничной торговли. Виды торговли по формам собственности.
38. Формы осуществления торговли.
39. Состояние и направления развития торговли в современных условиях
40. Признаки организационного построения торговли республики.
41. Совет Министров и его функции управления торговлей.
42. Торговые системы Республики Беларусь.
43. Понятие потребительской кооперации.
44. Основные задачи потребительской кооперации.
45. Республиканские органы государственного управления.
46. Ведомственная торговая сеть.
47. Организация фирменной торговли.
48. Республиканские органы государственного управления
49. Торговая организация. Организационно-правовые формы торговых организаций
50. Порядок получения разрешения и прав на проектирование
51. Требования к строительному проектированию
52. Стадии и этапы проектирования. Двухстадийное проектирование. Одностадийное проектирование.
53. Подготовка к строительству
54. Подрядный и хозяйственный способы ведения работ.
55. Приемка объекта заказчиком и приемочной комиссией
56. Понятие и сущность товароснабжения торговых организаций. Цели и задачи товароснабжения.
57. Участники товароснабжения и их функции
58. Принципы организации снабжения товарами торговых организаций
59. Источники товароснабжения: понятие, основные виды
60. Характеристика транзитной и складской форм товародвижения.
61. Формы доставки товаров - централизованная, децентрализованная, их сущность, преимущества и условия применения
62. Графики и маршруты доставки товаров
63. Информационно-диспетчерские службы поставщиков и получателей
64. Транспортно-экспедиционное обслуживание организаций торговли, его содержание и виды
65. Роль транспорта в организации товародвижения
66. Виды транспорта и транспортных средств, используемых для перевозки тоаров народного потребления
67. Факторы, определяющие выбор вида транспорта: экономические, отраслевые.
68. Организация перевозок грузов железнодорожным транспортом и нормативные документы, ее регулирующие.
69. Подготовка грузов к транспортированию
70. Передача груза в распоряжение перевозчика
71. Операции по прибытию грузов на станцию назначения
72. Оформление недостачи, порчи или повреждения поступившего товара и их оформление
73. Организация обслуживания на автомобильном транспорте.
74. Роль, место и использование автомобильного транспорта в перевозках товаров народного потребления.
75. Нормативные документы, регулирующие организацию автомобильных перевозок грузов
76. Определение необходимого количества и вида автомобилей для организации перевозки товаров грузоотправителем
77. Документы, сопровождающие груз. Товарно-транспортная накладная, порядок ее заполнения и использования при отгрузке и получении груза в организациях торговли
78. Оформление недостачи, порчи или повреждения поступившего товара и их оформление.
79. Показатели эффективности использования автотранспортных средств,
80. Показатели степени использования подвижного транспорта, технической готовности
81. Понятие товарного склада и складского хозяйства. Основное назначение складского хозяйства. Роль складов в товарном обращении.
82. Функции складов и их содержание
83. Классификация складов
84. Состояние и тенденции развития товарных складов.
85. Складские помещения, их классификация и взаимосвязь
86. Методика расчета площади и емкости общетоварного склада
87. Понятие технологического процесс, а на складе. Складская операция
88. Виды складских операций
89. Организация приемки товаров по количеству и качеству
90. Способы хранения товаров
91. Режим хранения и контроль за его соблюдением. Потери товаров при хранении и пути их сокращения. Организация отпуска товаров со склада
92. Технико-экономические показатели работы склада
93. Функции и роль розничной торговой сети в обслуживании населения.
94. Виды розничной торговой сети. Стационарная розничная торговая сеть
95. Нестационарная торговая сеть: понятие, виды
96. Передвижная торговая сеть: понятие, сущность и роль в обслуживании населения
97. Специализация розничной торговой сети: понятие, сущность, преимущества, направления. Типизация розничных торговых предприятий
98. Размещение розничной торговой сети в городской застройке
99. Особенности построения и размещения сельской торговой сети.
100. Методы определения потребности в торговых площадях:
101. Классификация торговых зданий. Общие требования к торговым зданиям
102. Показатели эффективности использования площади торгового зала
103. Понятие атмосферы торгового объекта.
104. Влияние атмосферы торгового объекта на его имидж и поведение покупателей.
105. Информационная среда торгового объекта. Классификация средств информации
106. Понятие и сущность торгово-технологических процессов. Операции технологического процесса
107. Порядок приемки товаров по количеству и качеству
108. Организация и технология хранения товаров. Размещение товаров в помещениях для хранения.
109. Размещение товаров в торговом зале.
110. Потери товаров при организации технологического процесса.
111. Нормируемые потери
112. Методы продажи товаров в магазинах: понятие, классификация. Основные методы розничной продажи товаров и их характеристика:
113. Правила продажи отдельных видов товаров.
114. Сущность внемагазинной продажи товаров. Внемагазинные формы торгового обслуживания
115. Продажа товаров на рынках. Классификация рынков
116. У слуги торгового сервиса. Понятие услуги розничной торговли. Основные и дополнительные услуги в торговле.
117. Понятие культуры торговли. Её составляющие: качество торгового обслуживания, культура торгового обслуживания
118. Методики и показатели оценки уровней культуры торговли, качества торгового обслуживания, культуры обслуживания.
119. Характер и особенности труда работников торговли.
120. Научная организация труда
121. Нормирование труда работников магазинов и складов
122. Формы и организация материальной ответственности за товары в магазинах
123. Понятие упаковки товаров
124. Роль тары в процессе товарного обращения. Функции тары:
125. Классификация тары
126. Стандартизация и унификация тары
127. Организация работы с тарой в организациях розничной и оптовой торговли
128. Классификация подъемно-транспортного оборудования в торговле.
129. Лифты и подъемники. Устройство и назначение.
130. Погрузо-разгрузочные и штабелирующие машины и механизмы. Назначение и устройство.
131. Классификация весоизмерительного оборудования.
132. Требования предъявляемые к весам.
133. Электронные весы: устройство и принципы работы
134. Способы получения холода.
135. Основные узлы паровой компрессионной холодильной машины: общая характеристика.
136. Классификация торгового холодильного оборудования.
137. Роль контрольно-кассовых машин в системе расчетов и контроля за движением денежных средств.
138. Требования предъявляемые к контрольно-кассовым машинам.
139. Классификация контрольно-кассовых машин.
140. Устройство контрольно-кассовых машин. Характеристика основных узлов.
141. Активные системные контрольно-кассовых машины (виды, типы). Общая характеристика.
142. Порядок работы на контрольно-кассовой машине (подготовка, работа, ведение отчета о выручке).
143. Акустомагнитные противокражные системы: назначение и принцип работы.
144. Радиочастотные противокражные системы. Назначение и принцип работы.
9. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основная:
1. Виноградова С.Н. Транспортное обслуживание: Учеб. пособие/ С.Н.Виноградова, Н.Г.Петухова. - Мн.: Высш. шк., 2003.
2. Климченя Л.С. Организация и технология торговли: практикум/ Л.С.Климченя, О.А.Боровская, В.В.Лагойко. - Мн.: БГЭУ, 2008.
3. Организация и технология торговли: Учебник для вузов по спец. "Коммерч. деятельность"/ Под общ. ред. С.Н. Виноградовой. Мн.: Вышэйшая школа, 2005.
4. Платонов В.Н. Организация торговли: Учебное пособие. - Минск: БГЭУ, 2009.
5. Сервис в торговле. В трех кн. Книга первая. Маркетинг и управление качеством торговых услуг: учебное пособие./ О.А. Семин, В.А.Сайдашева, В.В.Панюкова. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2006.
6.Смагин Д.А., Давидович И.Ю. Оборудование объектов торговли и об
щественного питания. - Минск: ИВЦ «Минфина», 2008.
Дополнительная:
1. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., Памбухчиянц О.В. Организация труда работников торговли: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация
"Дашков и К°", 2007.
2. Дион Дж. Розничная торговля: Как открыть собственный магазин / Джим Дион, Тед Топпинг; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2007.
3. Егоров, В.Ф. Организация торговли: Учебник / В.Ф. Егоров. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2004.
4. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г. (в ред. от 08.07.2008 N 366-3) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 16.01.2002 № 2/839.
5. Закон Республики Беларусь «О потребительской кооперации (потребительских товариществах, их союзах) в Республике Беларусь» от 18 декабря 2001г. и изменения и дополнения к нему от 10 мая 2007 г. // Звязда, 29 авг. 2007.
6. Закон Республики Беларусь «О торговле» от 28 июля 2003 г. (в ред. от 26.11.2003 № 247-3) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 01.08.2003 №2/981.
7. Колборн Р. Идеальный магазин. Спб.: Нева, 2003.
8. Ньюмен Э., Каллен П. Розничная торговля: организация и управление. -СПб.: Питер, 2005.
9.Организация торговли на территории РБ. Нормативные документы. -Мн.: БГЭУ, 2000, часть I.
10.Парамонова Т.Н., Рамазанов И.А. Мерчандайзинг: Учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И. А. Рамазанов. - Москва: КНОРУС, 2007.
11.Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торовли: Учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. -Москва : КНОРУС, 2008.
12.Перечень основных нормативных и технологических документов, которые должны находиться в объектах розничной торговли и общественного питания: Утв. постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 27 марта 2002 г. № 10 (вред, от 28.11.2003 № 62) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 18.10.2002 № 8/8664.
13.Сайткуллов Н.Н. Техническое оснащение торговых организаций. - Минск: Высш. шк., 2006.
14.Сборник конкретных ситуаций по дисциплинам «Организация торговли» и «Коммерческая деятельность». - Минск.: БГЭУ, 2001.
15.Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом товаров по
товарным категориям. - СПб.: Питер, 2005.
16.Современный супермаркет: учебник по современным форматам торговли.
- М.: Издательство ВВРО, 2005.
17.Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2005 N 285).
18. Чкалова О.В. Торговое предприятие: учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2008.
19.Шепелев А.Ф. Торгово-технологическое оборудование. -М.: Приор, 2002.
20.Шуляков Л.В. Оборудование предприятий торговли. - Минск: Высш. шк., 2006.