Недостаток теории Герцберга

Не учтены ситуационные особенности и поведенческие аспекты работника — это недостаток всех содержательных теорий мотивации.

Практическое применение теории Герцберга:

Менеджер, в первую очередь, должен обращать внимание на неудовлетворенность работника и устранять ее, используя факторы «здоровья»,

а добиваться высоких результатов в работе при помощи мотивирующих факторов, вызывающих состояние удовлетворенности и мотивацию.

Новое направление МОТИВАЦИЯ РАБОТОЙ – появилось благодаря работам Тейлора, Ганта, Гилберга о научном управлении организацией работ, нормировании и совершенствовании рабочих процессов, о разделении труда упоминал еще Адам Смит.

Ч. Бэббидж (Babbage С. On the Economy of Machinery' and Manufactures. London: Charles Knight,1982)

указывал, что разделение работ — наиболее важный принцип выполнения работы в организации. Положительные характеристики специализации:

- Сокращает время, необходимое на овладение профессией.

- Уменьшаются потери во время обучения.

- Исключает время, которое тратится на переход от одного задания к другому.

- Позволяет достичь высокого уровня квалификации, что ведет к повышению скорости и качества работы.

- Стимулирует трудосберегающие инновации.

- Обеспечивает сочетаемость человека и организации.

Вопрос 2. Перепроектирование работ.

Необходимость изменений в организациях, связана с :

- постоянным развитием техники и технологии,

- появлением рынка и конкуренции

- переходом от производства к сфере услуг,

- увеличением доли управленческих, профессиональных и технических рабочих мест,

- изменения в содержании работы - больше самостоятельности и инициативы.

- повышение уровня образования работников и изменение их потребностей

Последствия изменений:

- неудовлетворенность рабочих узко специализированной работой и

- снижение производительности.

Решение возникших проблем:

- изменение содержания работы.

Когда работа или задание изменяются в связи с новой технологией, реорганизацией предприятия, инициативой работников, указаниями руководства, то можно говорить о перепроектировании работы.

Цель перепроектирования работы или задания:

изменение работы таким образом, чтобы

- работники выше оценивали качества своей трудовой жизни,

- их мотивация была сильнее,

- а фактическая результативность выше.

(Cuнк Д.С. Управление производительностью. М.: Прогресс, 1989. 528 с)

Наиболее распространенными моделями перепроектирования работыявляются:

1. - ротация работ,

2. - расширение и

3. - обогащение работы.

Рассмотрим их подробнее.

1. Ротация работ — это планомерная смена рабочих мест и задач.

Основной целью ротации работ является снижение монотонности и утомляемости от предельно детализированной работы.

При ротации:

- разделение работ и их содержание остается нетронутым,

- изменяются функции работника,

- вертикальная и горизонтальная нагрузка.

Положительное воздействие ротации:

¾ из-за частоты смены рабочих мест работник вынужден строить новые отношения по работе с новыми людьми, таким образом, он становится более квалифицированным и гибким в своих действиях.

¾ у работника формируется представление о деятельности всей организации и производимых продуктах.

¾ при систематической ротации работ возникает эффект солидарности, когда работники ассоциируют себя ни с работой или отделом, а со всей организацией.

¾ дает организации устойчивость, когда выбытие нескольких работников не сказывается на работе организации,

¾ проявляется гибкость в возможности выполнять необходимую на данный момент работу.

¾ ротация работ эффективна как метод подготовки управленческого персонала, так как способствует пониманию работником работы всей организации, координации и возможностей организационной системы.

Горизонтальная ротация работ от функции к функции на всех уровнях организации является ключевым элементом японского стиля управления.

Это приводит к

- замедлению процесса продвижения,

- более глубокому пониманию взаимосвязей в организации,

- к лучшему сотрудничеству и

- к лучшей координации действий между работниками.

В краткосрочном аспекте результаты ротации не приносят экономического эффекта, но с точки зрения менеджера, ротация может решить проблему продвижения работников, не снижая их интереса к работе.

2. Следующая модель перепроектирования работы — расширение работы,

Позволяет:

- снизить монотонность работы,

- увеличить разнообразие операций и задач, выполняемых работником.

Цель расширения работы:

- сокращение монотонности и

- повышение привлекательности работы путем объединения взаимосвязанных задач одного и того же профессионального уровня.

Содержание работы увеличивается, но так, чтобы с этим мог справиться один человек.

- снижения утомляемости позволяет быстрее понять смысл выполняемой работы,

- повышает чувство самоосознания и ответственности,

- ведет к повышению качества работы.

Наши рекомендации