И конкурентные преимущества 2 страница
Технологии и рыночная власть покупателей
Технологический прогресс может привести к тому, что изменится соотношение сил в отрасли — соотношение рыночной власти компаний и покупателей. Технологические изменения являются одним из самых действенных определяющих факторов рыночной силы покупателей благодаря той роли,
256 ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
которую эти изменения играют в процессах дифференциации и формировании издержек переключения. Технологические изменения могут повлиять на процесс интеграции со стороны покупателей, а ведь данный вид интеграции является основным рычагом покупательской рыночной власти. Например, в компьютерном обслуживании резкое снижение стоимости компьютеров, обусловленное техническим прогрессом, имеет существенное воздействие на работу компаний, продающих распределенное время работы вычислительных машин (так работает, к примеру, компания ADP), — благодаря этому фактору большинство клиентов компании получили возможность приобрести собственные компьютеры.
Технологии и рыночная власть поставщиков
Изменения в технологическом оснащении затрагивают и соотношение рыночной власти компаний, работающих в той или иной отрасли, а также их поставщиков. Например, благодаря внедрению новых технологий компания перестает покупать продукты у «влиятельных» поставщиков; процесс может быть и обратным, если технологические изменения стимулируют компании отрасли переключаться на продукты других «влиятельных» поставщиков. Например, в производстве кровельных материалов появление рулонной кровли или кровельных ковров на основе каучука способствовало выходу на рынок новых крупных поставщиков смол, занявших место бывших лидеров — производителей битума. Благодаря изменениям в технологическом оснащении компания начинает прибегать в производстве продуктов к ресурсам-заместителям, что создает рычаги управления рыночной властью поставщиков. Например, в производстве алюминиевых банок жестокая конкуренция между компаниями, выпускающими алюминий и сталь, за право поставок этому производству имела благотворное влияние на всю отрасль; такая конкуренция началась с технологических изменений в производстве алюминиевых банок. При определенном уровне инвестиций в технологии компания также может обращаться одновременно к услугам нескольких поставщиков, получая силами собственных инженеров информацию о технологиях, используемых поставщиками. Таким образом, компания может добиться полной независимости от определенного поставщика.
Технологии и замещение продуктов
Влияние технологического прогресса на процесс замещения можно считать общепризнанным. Замещение продукта с последующим его вытеснением
Технологии и конкурентные преимущества 257
новым представляет собой результат взаимодействия относительной стоимости и цены конкурирующих продуктов, что позволяет понять реальный уровень издержек переключения. Более подробно переход на другие продукты обсуждается в главе 8. Благодаря технологическим изменениям появляются совершенно новые продукты, заменяющие существовавшие прежде, или новые возможности использования тех же продуктов, что также создает возможность для замещения. Например, стекловолокно вытесняет пластмассу и дерево, компьютеры — печатные машинки, микроволновые печи — обычные духовки. Технологические изменения влияют как на относительную стоимость и цену продукции, так и на издержки переключения. Источником процесса вытеснения является конкуренция между различными отраслями, производящими похожие продукты, за выгодное соотношение относительной стоимости и цены продукции, и технологии оказываются главным оружием этой борьбы.
Технологии и конкуренция
Применение тех или иных технологий может радикально преобразовать саму природу и самые основы соперничества между конкурентами в отрасли, причем различными способами. Например, благодаря появлению определенных технологий резко изменяется структура издержек, что влияет на политику ценообразования. Так, переход на непрерывный производственный процесс влажного размола кукурузного зерна привел к повышению фиксированных издержек, что способствовало обострению конкуренции в отрасли. Похожее увеличение фиксированных издержек, выраженное в процентном соотношении с общими издержками, сопровождало увеличение грузоподъемности нефтяных танкеров, а это увеличение стало возможным благодаря усовершенствованию технологий судостроения. То, что технологии играют определенную роль в дифференциации продуктов и формировании издержек переключения, также существенным образом отражается на конкуренции в отрасли.
Технологии имеют потенциальное влияние на конкуренцию через воз-действие на барьеры для выхода с рынка. Например, в отраслях, связанных с дистрибьюторской деятельностью, автоматизация погрузочно-разгрузоч-ныx работ способствовала созданию прочных барьеров для выхода с рынка, так как погрузочно-разгрузочное оборудование оказалось приспособленным к определенному виду товаров, а также к особенностям передвижения этой группы товаров по складу. Таким образом, производственные мощности, которые еще недавно считались универсальными, становятся в вы-сшей степени специализированными и капиталоемкими.
258 ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
Технологические изменения и границы отрасли
Технологические изменения играют важную роль в укреплении границ отрасли. Границы отрасли часто расплывчаты, ведь разграничение между продуктами и их заместителями, прочно обосновавшимися на рынке компаниями и потенциальными новыми конкурентами, компаниями, работающими в данной отрасли, и их поставщиками и покупателями часто устанавливаются достаточно произвольно. И тем не менее важно признать, что вне зависимости от того, как проводятся границы отрасли, технологический прогресс может их расширить, или, наоборот, сузить.
Существует ряд способов расширения границ отрасли за счет технологических изменений. Например, благодаря этим изменениям сокращаются расходы на транспортировку, а также другие расходы, связанные с логистикой, что способствует географическому расширению рыночной зоны. Именно это произошло в 1960 и 1970-е годы, когда получили развитие крупные балкеры и сухогрузы. Изменения в технологиях, которые позволяют сократить расходы на удовлетворение запросов различных национальных рынков, способствуют глобализации индустрии.* Такие изменения также улучшают эксплуатационные качества продукта и привлекают на рынок новых покупателей (но и конкурентов тоже). Наконец, технологические изменения делают различные отрасли более зависимыми друг от друга. В таких отраслях, как финансовые услуги, производство компьютеров и обслуживание телекоммуникационных систем, технологические изменения размывают их границы, в результате чего они неуклонно сближаются между собой. В издательской деятельности благодаря автоматизированным технологиям верстки и печати стало возможным одновременное осуществление производственных операций по нескольким различным типам издательских проектов. Более подробно такого рода взаимозависимости обсуждаются в главе 9.
Технологическое развитие может стать причиной возникновения новой отрасли, противопоставленной другим отраслям. Например, благодаря технологическим изменениям компания получает возможность приспособить свою цепочку создания стоимости к обслуживанию определенных сегментов, о чем я еще буду говорить в главе 7. На самом деле, ничто не мешает какому-либо сегменту вырасти в целую индустрию. Производство портативных кассетных плееров стало полноценной отраслью, независимой от производс-тва стационарных магнитофонов и диктофонов, — это произошло в силу определенных технологических инноваций, которые позволили улучшить эксплуатационные качества плееров и расширить сферу их применения.
* См. книгу «Конкурентная стратегия», главу 13, а также работу Porter (1985). Прим. авт.
Технологии и конкурентные преимущества 259
Технологические изменения и прибыльность отрасли
Считается, что технологический прогресс всегда благоприятно влияет на структуру отрасли, однако из предыдущего обсуждения становится ясно, что он с той же вероятностью может и негативно отразиться на отраслевой структуре. Воздействие технологического прогресса на прибыльность индустрии зависит от того, как технологические изменения взаимодействуют с пятью движущими силами конкуренции. Если в результате этого взаимодействия повышаются барьеры для выхода на рынок, с рынка вытесняются «влиятельные» поставщики и отрасль становится более защищенной от проникновения продуктов-заменителей, то можно говорить о благоприятном влиянии технологических изменений на структуру отрасли. Но если же, наоборот, прогресс в области технологий дает покупателям дополнительную рыночную власть или разрушает барьеры для выхода на рынок, то это подрывает основы прибыльности отрасли.
Таким образом, в силу той роли, которую технологические изменения играют в формировании прибыльности отрасли, руководству компании, рассматривающей возможность внедрения очередной инновации, есть о чем поразмыслить. Проблема состоит в том, что инновация, дающая компании определенные конкурентные преимущества, в случае воспроизведения ее конкурентами может лишить прибыльности всю отрасль. Руководство каждой компании должно отдавать себе отчет в том, что технологический прогресс — это палка о двух концах: при выборе технологической стратегии и при определении уровня инвестиций в технологии надо помнить о том, как технологические изменения влияют и на получение компанией конкурентных преимуществ, и на структуру отрасли.
Технологическая стратегия компании
Технологическая стратегия компании — это подход, используемый компанией в разработке и использовании технологий. И хотя этот подход вклю-чает деятельность специальных отделов, занимающихся исследованиями и Разработками, он должен быть при этом гораздо шире, ведь, как уже говорилось, технологии пронизывают всю цепочку создания стоимости. Стратегия компании в отношении технологий — это важнейшая составляющая общей стратегии компании, именно в силу того мощного влияния, которое техноло-гические изменения оказывают на всю структуру отрасли и получение конку-рентных преимуществ. Внедрение инноваций — это основной способ нападе-ния на прочно обосновавшихся на рынке конкурентов; на эту тему я еще буду
260 ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
говорить в главе 15. Но при этом стратегия в отношении технологий— это всего лишь одна часть общей конкурентной стратегии, поэтому выбор подхода к технологиям должен соотноситься с подходами к осуществлению всех видов деятельности и быть совместимым с этими подходами. Например, если ваша технологическая стратегия ориентирована на дифференциацию продукта на основе его эксплуатационных характеристик, но при этом отсутствуют технически грамотные специалисты, которые могут представить покупателю все достоинства вашего продукта, или производственный процесс не оснащен специальным оборудованием для контроля качества, общий эффект от применения технологий будет не очень убедительным.
При разработке стратегии в отношении технологий необходимо получить ответы на следующие вопросы:
• Какие технологии стоит развивать?
• Надо ли добиваться лидерства в этих технологиях?
• Какова роль лицензирования технологий в рамках данной стратегии?
Принятие решений по каждому из этих вопросов должно осуществляться с опорой на то, как стратегия компании в отношении технологий способствует получению устойчивых конкурентных преимуществ.
КАКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАТЬ
Ядром технологической стратегии компании являются конкурентные преимущества, которые компания стремится завоевать. Развивать надо те технологии, которые внесут максимальный вклад в реализацию общей стратегии компании, учитывая при этом ту вероятность, с которой компания достигнет успеха в их развитии. Стратегия в отношении технологий — это мощное оружие, с помощью которого можно реализовать любую из трех общих стратегий. Однако сам характер технологической стратегии будет разным в зависимости от того, какая из этих стратегий избирается. Это показано в табл. 5.1.
Но оказывается, что во многих компаниях программы исследования и развития в большей степени направлены на удовлетворение научного любопытства, чем на получение определенных конкурентных преимуществ. Таблица 5.1 ясно демонстрирует, что общее направление программ исследования и развития должно быть созвучным тому типу стратегии, на pea-лизацию которого ориентируется компания. Например, если компания до-бивается лидерства в минимизации издержек, то программа исследования и развития должна включать большое количество проектов, изучающий
Технологии и конкурентные преимущества 261
возможности снижения затрат в той деятельности по созданию стоимости, на которую уходит основной процент от общих расходов фирмы. Эти программы должны также предусматривать проекты сокращения затрат на разработку продукта и применения методов разработки максимально экономичных изделий. Проекты исследования и развития компании-лидера в минимизации издержек в области усовершенствования эксплуатационных характеристик продукта должны быть нацелены на то, как сделать продукт компании равноценным по сравнению с продуктом конкурентов, а не на то, какими дополнительными дорогостоящими характеристиками продукт может быть снабжен. В последнем случае направление программы исследований и развития будет противоречить интересам компании.
Другое важное наблюдение, которое можно сделать на основании табл. 5.1, состоит в следующем: в реализации любой из трех общих стратегий определенную роль играют и технологические изменения, связанные с продуктом, и технологические изменения, затрагивающие производственный процесс. Можно констатировать, что у многих имеется в корне неверная предпосылка: технологические изменения в производственном процессе ориентированы только на издержки, а технологические изменения, связанные с продуктом, исключительным образом нацелены на укрепление оснований дифференциации. В главе 3 показано, как технологии, связанные с продуктом, оказываются жизненно важными для снижения издержек, а в главе 4 — как изменения, касающиеся производственных технологий, являются ключом к успеху стратегии дифференциации (такова, например, любимая тактика японских компаний).
Важно также, чтобы технологическая стратегия компании распространялась бы за пределы традиционных исследований и развития, касающихся только продукта и производственных процессов. Технологии проникают во все зоны Цепочки стоимости, а относительные издержки компании и дифференциация зависят от всей цепочки в целом. Таким образом, систематическое изучение всех технологий компании непременно выявит те области, где можно снизить издержки или укрепить дифференциацию. В настоящее время, например, в большинстве компаний большее влияние на технологические изменения оказывает именно отдел информационных систем, а вовсе не группа исследований и развития. Более или менее серьезного внимания заслуживают технологии в таких сферах деятельности, как транспортировка, погрузочно-разгрузочные работы, коммуникации, автоматизация работы офиса. Наконец, необходимо коорди-нировать технологические разработки во всех сферах работы компании. Только так можно добиться последовательности в реализации стратегии и использовать взаимозависимости, возникающие между различными видами деятельности.
Хорошим примером связи между технологической стратегией компании и конкурентными преимуществами является работа компании Crown Cork &
262 ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
Технологии и конкурентные преимущества 263
Seal. Компания специализируется на обслуживании избранных клиентов и их отраслей, производя банки для напитков и в высшей степени гибко удовлетворяя потребности своих клиентов. Исследовательская деятельность компании не направлена на фундаментальные проблемы; компания не выводит на рынок инновационные продукты. Скорее деятельность отдела исследований и развития компании Crown ориентирована на решение конкретных проблем клиентов, а также на быстрое воспроизведение успешных инновационных продуктов. Подход компании Crown к исследованиям и развитию, таким образом, всецело согласуется с избранной компанией стратегией фокусирования. Политика компании в области технологий значительно отличается от принятых в таких компаниях, как American Can или Continental Group: последние поставляют на рынок серии различных упаковочных товаров помимо собственно банок. American Can и Continental Group, кроме того, активно инвестируют в исследования базовых материалов и разработку новых продуктов.
Отбор конкретных технологий для цепочек стоимости, на которых затем будут сконцентрированы усилия разработчиков, управляется на основе взаимосвязей между технологическими изменениями и конкурентными преимуществами. Компания должна сосредоточить внимание на тех технологиях, которые позволяют оказывать наибольшее устойчивое воздействие на дифференциацию или снижение издержек; эти технологии отбираются по результатам теста, описанного ранее в этой главе. Тесты позволяют ранжировать технологические изменения в соответствии с тем, какие технологии обещают наиболее значительные выгоды. Затраты на усовершенствование избранной технологии надо соотносить с потенциальными выгодами от ее использования, учитывая при этом еще и вероятность успешной реализации планируемых усовершенствований.
Компании приходится сталкиваться и с необходимостью выбора одной из двух альтернатив: либо пытаться совершенствовать уже принятую технологию, либо вкладывать деньги в разработку новой. Например, компания, занимающаяся плавкой алюминия, может совершенствовать широко используемую технологию Холла-Эру или пытаться инвестировать в развитие процесса карботермического восстановления. У технологий есть свой жиизненный цикл, и в ходе этого цикла более ранние крупные усовершенствования уступают дорогу более поздним дополнительным. Это служит аргументом в пользу того, что баланс между выгодами и затратами в ходе совершенствования традиционных, зрелых технологий, скорее всего, склоняется в сторону затрат — по крайней мере, в большей степени, чем при Развитии более новых технологий.
Но это очень опасное свойство, которое еще имеет тенденцию самовос-производиться. Надо быть очень осторожным, когда необходимо признать,
264 ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
что технология достигла состояния зрелости. Например, можно отметить, что и сейчас происходят существенные усовершенствования процесса Хол-ла-Эру, значительно повышающие его эффективность, несмотря на то, что сам процесс был изобретен еще в конце XIX века. Аналогичным образом, с 1974 года значительно повысилась экономичность автомобильных низкоскоростных дизельных двигателей. А ведь дизельной технологии больше 80 лет, и ее также принято считать зрелой по сравнению с газовыми турбинами, но при этом дизели пока сохраняют и укрепляют свою позицию по сравнению с теми же турбинами. Общее для этих примеров состоит в том, что в обоих случаях быстрый рост цен на энергоносители и электроэнергию стимулировал повышенный интерес к экономному расходу топлива и электроэнергии. Особое внимание к совершенствованию технологий сопровождалось развитием технологий материалов, приборов и аппаратуры, электроники, что позволило улучшить контроль за производственным процессом, добиться более высоких температур и других положительных моментов.
Как уже отмечалось, большинство продуктов и видов деятельности по созданию стоимости основываются не на одной, а на нескольких технологиях или подтехнологиях. Зрелой может быть признана только вполне конкретная комбинация подтехнологий, а не какая-либо из этих подтехнологий в отдельности. Когда в одной из подтехнологий происходят изменения, затрагивающие сам продукт или производственный процесс, одновременно создаются новые возможности комбинации этих подтехнологий, что ведет к радикальным усовершенствованиям наподобие тех, которых удалось добиться в выплавке алюминия и в производстве низкооборотных дизельных двигателей. Появление микроэлектроники — подтехнологий, применяемой в самых разных технологиях, — оказало сильное воздействие на многие отрасли, открыв возможности для новых технологических комбинаций.
Таким образом, выбирая, в какую технологию следует вкладывать деньги, руководство должно принимать решение на основе глубокого понимания места каждой значительной технологии в цепочке создания стоимости, не переоценивая такие индикаторы, как технологический возраст. Иногда единственным, что действительно необходимо для технологического прогресса, является помимо инвестиций лишь некоторое приложение усилий. В других случаях усовершенствовать принятые в компании технологии можно за счет прогресса в подтехнологиях. Но стоит помнить, что усилия, направленные на совершенствование старых технологий, могут оказаться бесплодными. В таких случаях лучшим вариантом будет отказ от старой и переход на новые технологии. Но принять решение об отказе от технологии бывает трудно, особенно если она была разработана усилиями компании; однако сделать этот выбор весьма важ-но — так будут сохранены конкурентные позиции компании.
Технологии и конкурентные преимущества 265
Выбор технологий для их дальнейшего развития не должен ограничиваться теми их разновидностями, которые гарантируют прорыв. Иногда вполне скромные усовершенствования нескольких технологий в цепочке создания стоимости, включая те, которые не имеют непосредственного отношения к продуктам или производственному процессу, в сумме могут дать значительные выгоды, ведущие к получению конкурентных преимуществ. Более того, совокупные усовершенствования технологий в нескольких видах деятельности дают более устойчивый результат, чем один серьезный прорыв: последний сразу оказывается на виду у конкурентов и становится доступным объектом для воспроизведения. Все технологические успехи японских компаний редко основаны на таких прорывах — чаще всего это результат небольших усовершенствований во всей цепочке стоимости.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО ИЛИ ЗАИМСТВОВАНИЕ?
Второй вопрос, возникающий при разработке технологической стратегии компании, состоит в том, стоит ли вообще добиваться технологического лидерства. Понятие лидерства в технологиях представляется вполне понятным: чтобы быть лидером, компания старается первой внедрять технические достижения, поддерживающие ее общую стратегию. Иногда за теми компаниями, которым не удалось завоевать позиции лидера, закрепляется ярлык «последователи», хотя многие из этих «последователей» вообще не придают значения технологическим изменениям и их заимствованиям. Статус «последователя» — это четкая позиция и активная, сознательная стратегия, в рамках которой компания отказывается от борьбы за лидерство в области инноваций, и я буду говорить о «технологических последователях» именно в таком смысле.
Тогда как лидерство в области технологий часто рассматривают в контексте традиционных технологий, касающихся продуктов или производственных процессов, на самом деле, проблема гораздо шире. Лидером можно стать в технологиях, используемых в любых видах деятельности. В этом разделе обсуждается вопрос стратегического выбора из двух альтернатив: компания может стремиться первой внедрять все технологические инновации в любом виде деятельности или ждать, пока это сделают другие.
Принятие решения о том, какую позицию выбрать — лидера или пос-ледователя, — само по себе является способом достижения минимальных издержек или укрепления дифференциации, что иллюстрирует табл. 5.2.
Обычно лидерство в технологиях принято рассматривать как инстру-мент получения конкурентного преимущества дифференциации, тогда как компания, выбирающая статус «последователя», надеется таким образом
266 ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
Таблица 5.2. Технологическое лидерство и конкурентные преимущества | ||
Технологическое лидерство | Технологическое заимствование | |
Преимущество в минимизации издержек | Компания первой внедряет разработку низкозатратного продукта Компания первой получает эффект кривой обучения Компания создает новые способы осуществления деятельности в цепочке стоимости, позволяющие снизить затраты | Компания снижает затраты на разработку продукта или осуществление стоимостной цепочки, используя достижения лидеров Компания экономит на затратах на исследования и разработки, воспроизводя инновации лидера |
Дифференциация | Компания первой внедряет уникальный продукт, что повышает его потребительскую стоимость Компания внедряет инновации в другие виды деятельности, где это способствует повышению потребительской стоимости | Компания приспосабливает продукт или систему доставки к потребностям покупателей, опираясь на опыт компании-лидера |
добиться снижения издержек. Однако если лидер в области технологий первым внедряет некоторый низкозатратный производственный процесс, тем самым достигается снижение издержек, а компания выходит на позиции производителя с минимальными издержками. Наоборот, если «последователь» учится на ошибках лидера и изменяет свои производственные технологии с тем, чтобы в большей степени удовлетворять потребности покупателей, такой «последователь» может получить конкурентное преимущество дифференциации. В отрасли бывает и более одного технологического лидера: ведь в каждой отрасли технологий много, а конкурирующие фирмы стремятся к получению различных конкурентных преимуществ.
Выбор между технологическим лидерством и статусом «последователя» в этой области зависит от трех основных факторов*:
* Эти же идеи можно в обобщенном виде применить к анализу любых лидерских подхо" дов — например, в отношении тех, кто действует «первооткрывателем» в маркетинг6 или материально-техническом обеспечении. — Прим. авт.
Технологии и конкурентные преимущества 267
• Устойчивость технологической базы. Иными словами, насколько ком-
пания в состоянии защитить свои технологические инициативы от кон-
курентов.
• Преимущества первого хода. Те преимущества, которые компания по-
лучит, первой внедряя в своей деятельности новые технологии.
• Негативные стороны первого хода. Компания, которая первой идет на
внедрение технологии вместо того, чтобы ждать, пока это сделают
другие, подвергает себя ряду опасностей.
Наилучший вариант для каждой компании выбирается в результате анализа взаимодействия всех трех факторов. Например, в случае первого хода компания может столкнуться с такими негативными последствиями, которые делают лидерство нежелательным даже при устойчивости технологической базы. Наоборот, преимущества первого хода могут оказаться такими, что начальная технологическая база позволит получить конкурентные преимущества в других видах деятельности, даже при том, что сама эта база может оказаться не очень устойчивой и в конечном итоге разрушится. О преимуществах и недостатках первого хода говорится в основном в контексте выбора технологической стратегии, но их важность для конкурентной стратегии вообще выходит далеко за рамки сферы собственно технологической стратегии. Тема преимуществ и недостатков первого хода в конечном итоге приводит к разговору о том, как расчет времени способствует получению или потере конкурентных преимуществ и возникновению барьеров для выхода на рынок и барьеров мобильности.
Устойчивость технологической базы
Если технологическая база является устойчивой, это благоприятствует технологическому лидерству. Можно говорить об устойчивости технологической базы в случае, если 1) конкуренты не могут воспроизвести технологию компании; 2) компания вводит инновации быстрее, чем конкуренты, и последние не могут с ней в этом сравняться. Второе условие является крайне важным, так как новая технология иногда начинает распространяться очень быстро, и компании приходится прикладывать усилия, чтобы постоянно оставаться «движущейся мишенью» для конкурентов. Например, компа-ния Kodak сохраняет технологическое лидерство в любительской фотографии — по большей части благодаря постоянному созданию новых серий фотоаппаратов и новых технологий проявки и печати (например, недавно компания начала производить дисковые фотокамеры); преимущество компании создается не благодаря наличию какой-то одной технологии, которую
268 ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
конкуренты не могут воспроизвести. Если же технологическая база является неустойчивой, лидерство в технологии может быть обеспечено только тогда, когда первоначальная технологическая инициатива позволяет компании получить преимущества первого хода, ведь лидеру его статус обходится гораздо дороже, чем последователю — статус последователя.
Устойчивость технологической базы определяет действие четырех факторов.
Источник технологических изменений. Устойчивость технологической базы зависит от того, разрабатывается технология в рамках данной отрасли или приходит в нее извне. Обычно существенная доля технологических новшеств поступает в отрасль из внешних источников — от поставщиков, покупателей или из отраслей, внешне никак не связанных с данной отраслью. Во многих производственных отраслях, например, основным источником технологий являются инженерно-строительные предприятия, которые разрабатывают производственные процессы и строят заводские помещения.