Практическое занятие 5

Использование проектной, исследовательской и игровых технологий в начальной школе.

.

План:

1. Метод проектов в начальной школе. Проект, проектная деятельность, Проектная технология в образовательном процессе. Основные характеристики, виды и уровни исследовательских проектов.

2. Дидактические и практические цели проекта, оценка образовательной результативности метода проектов. Основные этапы проектной деятельности. Взаимодействие педагога и учащихся в процессе реализации проектной технологии в обучении. Возможности использования проектной технологии в начальной школе, развивающий потенциал. Проектное обучение как альтернатива классно- урочной системы.

4.Игровые технологии в обучении младших школьников. Моделирование деловой игры.

Литература:

1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии.- М.- 1996.

2. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя. Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2001.

3. Кукушин B.C. Общие основы педагогики.- Ростов-на-Дону: изд.центр «Март», 2003.

4. Педагогичечкие технологии/ Под.ред. В.С. Кукушина.- М.: Изд.центр «Март»; Ростов н/Д: Изд.центр «Март», 2004.- 336 с.

5. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.-1998.

6. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии.- М.- 1996.

7. Кукушин B.C. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Серия «Педагогическое образование».- Ростов-на-Дону: М., 2002.

8. Новые педагогические информационные технологии в системе образования/Под ред.Е.С.Полат.-М.: «Академия», 2003.

9. Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении: Кн.для учителя.- М.: Вита-Пресс, 2008.- 288 с.

Темы рефератов:

Тема доклада
Компетентностный подход в образовании и образовательные результаты.
Познавательные мотивы, механизмы формирования их у младших школьников.
Целеполагание в педагогической технологии, подходы к целополаганию в традиционном и развивающем обучении.
Деятельностный подход в обучении. Учебная деятельность.
Проблемное обучение. Технологии проблемного обучения в начальной школе.
Дидактическая система Л.В.Занкова (общие теоретические основы).
Методические особенности реализации системы Л.В.Занкова. Организация деятельности учащихся. Особенности формирования УУД.
Методическая система «Школа России». Достижение образовательных результатов.
Технология деятельного метода в системе «Школа 2100».
Теория поэтапного формирования умственных действий..
Реализация методической основы ФГОС (Системно-деятельный подход) в УМК «Перспектива». Достижение личностных метапредметных и предметных результатов.
Общие теоретические положения педагогической системы В.В. Давыдова и Б.Д. Эльконина.
Методические особенности организации обучения системе В.В. Давыдова и Б.Д. Эльконина. Исследование методического обучения.
Теоретические основы УМК «Школа 2100» и « Школа 2000»
Достижение личностных метапредметных и предметных результатов освоения ФГОС средствами УМК «Школа 2100».
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования.
Что такое технология проблемного обучения? Проблемно-диалогическая технология.  
Метод проектов как педагогическая технология.
Технология педагогического общения.
Игровые технологии обучения в начальной школе  

Рекомендуемая литература

1. Бершадский М.Е., Бершадская Е.А.//Сравнительный анализ некоторых психологических теорий изучения//Школьные технологии.- 2003.- №6.- С.40-51.

2. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б,Эльконина-В.В.Давыдова.- М.: Рассказов А.И., 2004.

3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии.- М.- 1996.

4. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии.- М.: Народное образование, 2000.

5. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении.- М.- 1988.

6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.-М.-1996.

7. Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении: Кн.для учителя.- М.: Вита-Пресс, 2008.- 288 с.

8. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах.- М.: Народное образование, 2004.

9. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении.- М.: Просвещение,1992.

10. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.

11. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004. – 175 с.

12. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя. Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2001.

13. Кларин М.В. Технологические модели обучения (модель полного усвоения)// Школьныетехнологии.- 2003.-№6.- С.3-22.

14. Ксензова Г.Ю. как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2005. – 56 с.

15. Кудрявцев В.Т., Хаккаритиян П., Уразалнева Г.К. Коперниканская революция в психо-педагогическом мыш­лении и ее методологический контекст// Известие РАО.- 2000.- №2.- С.23.

16. Кукушин B.C. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Серия «Педагогическое образование».- Ростов-на-Дону: М., 2002.

17. Кукушин. В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. – Ростов н/Д: Изд. «Феникс», 2004.-384 с.

18. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя. – М., 2002 – 168 с.

19. Монахов В.М. Методология проектирования педагогической технологии (аксилогический аспект)// Школь­ные технологии.- 2000.- №3.- С.59-71.

20. Мониторинг учебно – предметных компетенций в начальной школе /Под.ред. П.Г. Нежнова, Б.И. Хасана, Б.Д. Эльконина.- М.: Университетская книга, 2007.- С.16-26, 104-105.

21. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов. – Авторы: Г.В. Репкина, Е.В. Заика.- Томск: Пеленг, 1993.-61 с.

22. Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе: Учебное пособие.- Москва-Воронеж. 2004.

23. Панов В.И. От развивающего обучения к развивающему образованию// Известия РАО.- М.- 2000.- № 2.- С.61.

24. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии.- М.- 1996.

25. Подласый И.П. Можно ли учить «по всякому»? //Школьные технологии.- 2003.- №3.- С.3-16.

26. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Особенности развития системности мышления младших школьников в разных технологиях обучения// Психологическая наука и образование.- 1998.- №2.- С.88.

27. Развивающее образование. Т.1. Диалог с В.В.Давыдовым.- М.: АПКиПРО, 2002.

.

28. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.- М.: Народное образование.- 1998.

29. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация.- М.: НИИ школьных технологий, 2005, - 144 с.

30. Словарь-справочник по педагогике/ Авт.сост. В.А.Мижериков. Под общ.ред.Пидкасистого.- М.:ТЦ «Сфера», 2004.

31. Триз-педагогика // Школьные технологии,- 2000.- №5.- С.200-220.

32. Цукерман Г.А., Ермакова И.В. Развивающие эффекты системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова// Психологиче­ская наука и образование. - №4.- 2003.

33. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. - М.: Новая школа. - 1994.

34. Чошанов М.А. Обзор таксономии учебных целей в педагогике США// Педагогика. - 2000.- №4.- С.86-91.

35. Штейнберг В.Э. Технологии проектирования образовательных систем и процессов// Школьные технологии. -2000.-№2.- С.3-23.

36. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000.

Список литературы по реализации и сопровождению ФГОС

37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с.

38. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. -39 с.

39. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.

40. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: просвещение, 2010. – 120 с.

41. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152с.

42. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 204с.

43. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215с.

44. Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011 – 157с.

45. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.

46. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011. – 192с.

47. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011. – 432с.

48. «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / авторы:Л.Г. Петерсон, О.А. Железникова, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, М.В. Бойкина, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. – М.:Просвещение, 2011. – 368с.

49. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / авторы: С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.И. Волкова, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева, Л.М. Зеленина, В.П. Канакина, Л.Ф. Климанова, М.И. Моро, А.А. Плешаков, Н.И. Роговцева, С.В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т.Е. Хохлова. – М.:Просвещение, 2011. – 528с.

50. Образовательная система Л.В.Занкова. Программы начальной школы.

51. Петерсон, Л.Г. Мир деятельности. Методические рекомендации к надпредметному курсу. 1 класс / Л. Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2011. – 272 с.: ил. + СD

52. Хиленко, Т. П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией», 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. П. Хиленко. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам).

Вопросы к зачету

1.Современные концепции и модели обучения.

2.Педагогическая технология. Основные теоретические положения педагогических технологий.

1. Педагогическая система.

2. Современное традиционное обучение. Технологии полного усвоения в обучении и разноуровневой дифференциации.

3. Методическая система « Школы России».

4. Методические системы «Школа 21века» и «Перспектива».

5. .Игровые технологии в начальном образовании

6. Целеполагание в современном педагогическом процессе.

7. Теоретические основы развивающего обучения.

8. Классификация педагогических технологий.

9. Технология проблемного обучения.

10. Метод проектов как педагогическая технология.

11. Деятельностный подход в обучении. Учебная деятельность.

12. Образовательные системы « Школа2000-2100» и « Перспектива».

Технологическая карта изучения дисциплины

Название разделов и тем   Виды учебной деятельности
Аудиторные занятия с/р
лек. п/з лаб.
Раздел1 . Модернизация целей и содержания общего образования.Технологический подход в обучении. Классификация педагогических технологий. .   - Студены готовят таблицу компетенций с конкретными характеристиками
Раздел 2. Современные дидактические системы и технологии.     - Студенты готовят рефераты и готовят небольшие проекты
           
           

Наши рекомендации