Производственный период
Успех производственного периода во многом зависит от уровня проведения подготовительного периода. Недостаточно продуманные технологии, конструкции, материалы влекут за собой постоянно возникающие у мастеров вопросы, переделки и задержки производства. Не менее важным в этом деле является наличие всех необходимых материалов и правильное определение очередности изготовления составных частей художественного оформления спектакля.
Постановочная часть, художник и режиссер одинаково заинтересованы в проверке декораций в условиях сцены. Чем раньше они попадут на репетицию, тем больше возможность проверить правильность изготовления, выразительность фактур и пр., а режиссеру и актерам привыкнуть к предлагаемым условиям, обыграть те декорации, которые режиссер и актеры используют для мизансцен. И в это время могут появиться новые требования, добавления или исправления, которые еще не поздно исправить.
Все это в значительной степени зависит от рационального распределения работ. В принципе нужно планировать производство так, чтобы все цеха были бы одновременно загружены работой. И поскольку практически все декорации изготавливаются усилиями нескольких цехов, важно организовать стройную последовательность участиямастеров разных специальностей в изготовлении той или иной декорации или какой-то ее части.
Если, допустим, работа спланирована так, что к моменту завершения столярных работ по павильону не готовы металлические крепления или холщовая обтяжка, или обойщики раньше времени занялись сшивкой холстов для жестких декораций, а художники-декораторы простаивают, потому что не готова тканевая основа для задников, значит нарушается вся технологическая цепочка, удлиняются сроки производства.
Особое внимание нужно уделять предварительной монтировке жестких декораций перед обтяжкой ее тканью или нанесения фактуры. На этой монтировке устанавливаются крепления.
проверяется их надежность и удобство соединения и т.д. Обтяжка и фактурная обработка осуществляются по смонтированным декорациям, маскируя соединительные и прочие, необходимые для монтировки детали.
Живая практика нередко вносит свои коррективы в самый идеальный план, особенно в условиях театрального производства. Работая над оформлением, мастера вносят свои предложения или технологическое, или конструктивные решения, т.к. задуманное во время подготовительного периода страдает недостатками и т.п. Поэтому со стороны заведующего постановочной частью и художника спектакля нужен постоянный контроль за ходом производства. Все вопросы, возникающие у мастеров, должны решаться неотлагательно по согласованию с художником спектакля.
Осуществляя авторский надзор, художник принимает у мастеров декорацию по частям, а затем и в целом. Он утверждает рисунок мягкой и жесткой декораций, сделанный художниками-декораторами, цвет выкрашенной ткани и расписанной декорации. Художник также присутствует на примерках костюмов, следит за их выполнением.
Закройщики и портные работают в тесном контакте с художником и актерами. Профессиональный опыт мастеров, знание характерных особенностей актеров своего театра оказывают большую помощь в конкретном воплощении образа костюма. Их советы, касающиеся покроя, фактуры, отделки часто избавляют художника от многих ошибок, которые он может допустить из-за не очень точного знания всех тонкостей технологии, индивидуальных особенностей исполнителей.
Все примерки производятся в присутствии художника. На них решаются вопросы подгонки костюма по фигуре, соответствие силуэту эскиза, уточняется отделка, форма толщинок и объемных подкладок, способы одевания. На примерках желательно присутствие и костюмеров-одевальщиков, которые знакомятся с техникой надевания костюма, расположением крючков, застежек, пуговиц, наличии съемных деталей, подвергаемых частой стирке или чистке. Здесь же определяются расположение и способы крепления орденов, отличительных знаков.
нашивок, аксельбантов, погон, эполет и других предметов костюмного реквизита.
Репетиционный период
Участие работников постановочной части в репетиционном периоде начинается с первых репетиций, организуемых в репетиционном зале. К началу репетиций машинист сцены должен, из специально для этого предназначенных складных ширм или подобранной декорации неидущего спектакля, по утвержденной планировке выгородить подобие будущей декорации. Причем эта выгородка должна как можно точнее отражать отводимую актерам игровую площадку, расположение дверей и окон, лестниц и других обыгрываемых деталей. Режиссер и актеры привыкают к конфигурации и размерам выгородки и поэтому, если на сцене эти размеры и композиция окажутся совсем не такими, то конфликт неизбежен. Это относится и к мебели.
Отбор репетиционной мебели имеет одну очень важную особенность. Мебель, поданная на репетиции, должна максимально походить на ту, которая будет в спектакле. Дело в том, что актеры в процессе длительных репетиций успевают «сжиться» с обыгрываемой мебелью. Речь, конечно, идет о той мебели, которая имеет нестандартную форму и активно обыгрывается актером (например, кресло с высокой спинкой и подлокотниками и т.п.). И нередко, проработав длительное время с креслом или столом, актер уже не может перестроиться на другую, специально изготовленную. Она раздражает его, выбивает из найденного образа, нарушает творческое самочувствие, кажется неудобной, мешающей.
Работники мебельно-реквизиторского цеха по выписке помощника режиссера обеспечивают репетицию необходимыми предметами реквизита. По желанию режиссера и актеров на репетиции подаются репетиционные костюмы (например, длинные юбки, шляпы или какая-нибудь особая обувь), к которой
актер должен привыкнуть и строить свою пластику в соответствии с характером костюма. Репетиционные костюмы выдаются актерам и для репетиции таких сцен, во время которых они могут повредить свои костюмы: сцены драк или катания по полу и проч.
По мере того, как декорации поступают из мастерских, их подают на сценические репетиции, а до того монтировочный цех из декораций различных спектаклей выстраивает выгородку. На репетициях в выгородках режиссер и актеры впервые встречаются с игровой площадкой в реальных размерах, с организованным пространством по подобию будущей декорации. От репетиции к репетиции они осваивают это пространство, приспосабливаясь к нему, строя мизансцены, определяя ритмическое построение каждой картины. Главными качествами выгородки являются полное соответствие утвержденной планировке со всеми выходами и входами, точность расположения игровых мест, находящихся ниже и выше уровня планшета сцены: станков, лестниц, люков, пандусов и пр., а также ограничение сценического пространства одеждой сцены в пределах, обусловленных макетом.